ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-75/2014 от 16.12.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2014 года Иркутский областной суд в составе: председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Яковенко Е.А., с участием представителей истца ФИО1– ФИО2, действующей на основании доверенности от <дата изъята>, и ФИО3, действующего на основании доверенности от <дата изъята>, представителя Администрации г. Иркутска ФИО4, действующего на основании доверенности от <дата изъята>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-75-14 по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании установленной кадастровой стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующей на основании нотариально заверенной доверенности, обратился с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что он является собственником земельного участка, <данные изъяты>.

В <данные изъяты> были проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по Иркутской области по состоянию на 01.01.2012 г. утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (вступившем в силу с 03.12.2013 г.), уточнены Постановлением Правительства Иркутской области № 239-пп от 05.05.2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп».

Согласно указанным актам кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка составила ***,что значительно увеличивает сумму земельного налога, в результате чего истец несет дополнительные расходы.

ФИО1 полагает, что определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, нарушаются его права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога. Рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка составляет ***, что подтверждается отчетом <данные изъяты>.

В подтверждение обоснованности установленной отчетом <данные изъяты> величины рыночной стоимости указанного выше земельного участка ФИО1 представил суду положительное экспертное заключение <данные изъяты>.

Истец с учетом уточнения исковых требований просит суд установить с <дата изъята> кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости в размере *** по состоянию на <дата изъята>.

Также ФИО1 просит суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере ***.

Определениями судьи Иркутского областного суда от 21 октября 2014 года и от 31 октября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация города Иркутска.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители истца ФИО1 – ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные ФИО1 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин неявки своего представителя в судебное заседание суду не сообщило.

Ранее ответчик, действуя через своего представителя по доверенности <данные изъяты> ФИО5, представил суду отзыв на заявленные ФИО1 исковые требования, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме. Ответчик указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> была рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп» по состоянию на <дата изъята>.

Считает, что истцом в силу положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность установленной отчетом <данные изъяты> рыночной стоимости спорного земельного участка. Также полагает, что таким доказательством является экспертиза отчета о рыночной стоимости, которая должна быть проведена в соответствии с положениями статьи 17.1. Федерального Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Также считает, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО6, действующая на основании доверенности <данные изъяты>, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление ФИО1 третье лицо указало, что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида, разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Приложению № 2 Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (с учётом изменений, внесённых в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп) для <данные изъяты> и составляет *** (удельный показатель кадастровой стоимости *** за кв.м.). Вместе с тем, третье лицо полагает, что истец имеет право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости указанного выше земельного участка равной его рыночной стоимости, которая может быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Иркутской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило.

Правительство Иркутской области, действующее в лице представителя ФИО7 по доверенности <данные изъяты>, в отзыве на исковое заявление ФИО1 считает его не подлежащим удовлетворению в полном объеме, так как истцом в силу положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих обоснованность установленной отчетом <данные изъяты> рыночной стоимости спорного земельного участка. Также указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с законом.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Иркутска ФИО4, действующий на основании доверенности от <дата изъята>, полагал, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме, поддержал по данному вопросу позицию Правительства Иркутской области, просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

С учетом мнения явившихся в судебное заседание представителей истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, суд, совещаясь на месте, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей ФИО1 – ФИО2 и ФИО3, а также представителя Администрации г. Иркутска ФИО4, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.

В соответствии с ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Как предусмотрено статьей 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009г. №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Анализируяуказанные выше нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является по данному гражданскому делу надлежащим ответчиком, так как Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009г. №457, на нее возложена функция осуществления кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, чтогосударственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (с учётом изменений, внесённых в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.

Из положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что оценка земли может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель либо путем определения ее рыночной стоимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлены специальные правила определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

В соответствии со статьей 24.18 данного закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано …. в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как предусмотрено статья 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

ФИО1 на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от <дата изъята>, заключенного между <данные изъяты>, является собственником бревенчатого дома <данные изъяты> и земельного участка <данные изъяты>. Данный договор и переход права собственности к ФИО1 по нему на жилой дом и земельный участок зарегистрированы в установленном законом порядке (л.д. ***).

Также ФИО1 на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от <дата изъята> и дополнительного соглашения к нему от <дата изъята>, заключенным между <данные изъяты> и ФИО1, является собственником бутового жилого дома <данные изъяты>, а также земельного участка <данные изъяты>. Данный договор и переход права собственности к ФИО1 по нему на жилой дом и земельный участок зарегистрированы в установленном законом порядке.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата изъята>, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФИО1 является собственником указанных выше земельных участков, которые преобразованы в один единый земельный участок <данные изъяты>.

Факт объединения приобретенных ФИО1 земельных участков <данные изъяты> подтверждается кадастровым паспортом <данные изъяты>.

Таким образом, согласно кадастровому паспорту земельного участка <данные изъяты> кадастровый <номер изъят> спорного земельного участка <дата изъята> был внесен в государственный кадастр недвижимости, следовательно, в соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость этого земельного участка может быть установлена на дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об этом участке, то есть на <дата изъята>.

Согласно представленному истцом суду отчету <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> определена по состоянию на <дата изъята> и составляет ***.

В подтверждение соответствия указанного выше отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности истцом представлено суду положительное экспертное заключение <данные изъяты>, выполненное в соответствии с требованиями статьи 17.1. Федерального Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» экспертом <данные изъяты>.

Из данного экспертного заключения <данные изъяты> следует, что указанный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д. ***).

Как предусмотрено частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив представленные истцом доказательства, суд, учитывая положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о недоказанности доводов истца о нарушении его права, а также об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований, так как согласно отчету <данные изъяты>, рыночная стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым <номер изъят> определена в размере *** по состоянию на <дата изъята>, то есть на момент когда земельного участка с данным кадастровым номером не существовало, поскольку сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости <дата изъята>, а согласно положениям статьи 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость этого земельного участка может быть установлена только на дату внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об этом участке, то есть на <дата изъята>. Доказательств определения рыночной стоимости данного земельного участка на <дата изъята> истцом суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении с <дата изъята> кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости в размере *** по состоянию на <дата изъята>, о возложении на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Иркутской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере *** - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья А.С. Папуша