ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-767/16 от 15.06.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–324/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ставрополь 15 июня 2017 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Габриелян М.Г.,

с участием представителей :

административного истца ООО «Ессентукское - КООП» – Некрасовой Н.В.,

заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю Юхновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ессентукское - КООП» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Правительству Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил :

ООО «Ессентукское - КООП» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 12 330 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин и холодильник, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, пер. Юцкий, 1, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 – <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником указанного земельного участка с 12.08.2011 года, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок от 04.10.2011.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015. По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере -50 686657,20 руб.

В соответствии с п. 1 и 5 ст. 65 Земельного Кодекса РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового Кодекса РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Административный истец считает, что кадастровая стоимость находящегося в его собственности земельного участка не соответствует его фактической рыночной стоимости, многократно завышена и нарушает право административного истца как плательщика земельного налога.

Согласно отчету № 083/01/16 от 07.06.2016, составленному Торгово-Промышленной палатой Ставропольского края, рыночная стоимость оцениваемого земельного участка составила <данные изъяты> руб. по состоянию на 01.01.2015.

На данный отчет получено положительное заключение экспертизы № 083/01/16 от 07.06.2016 Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» экспертный совет, в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требования закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам.

В порядке досудебного урегулирования спора Общество 26.10.2016 обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка. Решением комиссии от 23.11.2016 заявление административного истца об изменении кадастровой стоимости находящегося в его собственности земельного участка отклонено.

Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Определением суда в судебном заседании от 19.01.2017 к участию в настоящем административном деле привлечена администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края.

В судебном заседании 02.02.2017 удовлетворено ходатайство администрации Предгорного муниципального района об исключении из числа заинтересованных лиц. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование Ессентукский сельсовет Предгорного района, в связи с тем, что налоговые платежи зачисляются в бюджет сельского поселения.

В возражениях на административное исковое заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством, полагает, что оснований к снижению кадастровой стоимости оцениваемого земельного участка не имеется. Уменьшение кадастровой стоимости недвижимости может привести к финансовым потерям муниципального бюджета.

В судебное заседание не явились представители : административных ответчиков – Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованных лиц – администрации муниципального образования города Ессентуки, муниципальное образование Ессентукский сельсовет Предгорного района, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

От Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, администрации г. Ессентуки поступили ходатайства о рассмотрении данного административного дела в их отсутствие.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца – Некрасова Н.В. поддержала уточненные исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 12330 кв.м., назначение: земли населенных пунктов – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин и холодильник, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, переулок Юцкий, 1, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 – <данные изъяты> руб., согласно результатам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы. Просила взыскать с солидарных ответчиков в пользу административного истца расходы, связанные с подготовкой отчета и экспертизы отчета – <данные изъяты> руб., расходов на оплату услуг представителя в сумме 87612 руб., расходов по оплате госпошлины в сумме 2000 руб., возложить на солидарных ответчиков оплату стоимости услуг ООО «Арбитраж» по составлению отчета.

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю - Юхнова Ю.С. просила вынести решение в соответствии с нормами оценочного законодательства Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:110232:24 согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.

В силу ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3).

В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 Земельного Кодекса РФ.

Согласно Налоговому кодексу РФ налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Положениями ст. 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года № 222.

Пункт 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Из материалов административного дела следует, что на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № 173 от 12.08.2011, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО «Ессентукское - КООП» на праве собственности, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 12 330 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин и холодильник, расположенный по адресу : Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, переулок Юцкий, 1. Право собственности на данный объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 04.10.2011 года.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждена кадастровая стоимость указанного в административном иске земельного участка, которая в соответствии с кадастровой справкой от 28.10.2016 составила – <данные изъяты> руб. по состоянию на которую определена кадастровая стоимость - 01.01.2015.

Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:110232:24 имеет разрешенное использование – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин, контору и холодильник. На земельном участке площадью 12330 кв.м. имеются ограничения прав на земельный участок.

Согласно отчета об оценке № 083/01/16 от 07.06.2016, составленного Торгово-промышленной палатой Ставропольского края об определении рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер , площадью 12330 кв.м., назначение: земли населенных пунктов – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин и холодильник, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, переулок Юцкий, 1, итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 составила – <данные изъяты> руб.

На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Экспертный Совет № 2174/2016 от 04.07.2016, согласно которого отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности федеральным стандартам оценки.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 23.11.2016 заявление Общества, поступившее в комиссию 26.10.2016, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , отклонено в связи с тем, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности и установленным федеральным стандартам.

По ходатайству представителя административного истца - Юшкевич Я.Ю. судом назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. По заключению экспертизы № ЭЗ 007/05/2017 от 05.05.2017, выполненной экспертом ООО «Арбитраж», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 12 330 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин и холодильник, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, переулок Юцкий, 1, по состоянию на 01.01.2015 составила – <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец представил суду надлежащие доказательства в обоснование своих требований.

Судом предоставлялась возможность ответчикам и заинтересованным лицам предоставить возражения, доказательства в обоснование обстоятельств, на которых основаны их возражения, в числе которых указывалось на возможность предоставления экспертного заключения по спорному вопросу.

Вместе с тем, ответчики и заинтересованные лица не воспользовались своим правом, не заявляли суду соответствующих ходатайств и не предоставили относимых и допустимых доказательств в обоснование своих возражений.

Согласно ч. 13 ст. 49 КАС РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая расхождение рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке и заключении судебной оценочной экспертизы, суд считает необходимым исходить из выводов заключения эксперта, принимая его в качестве доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Оснований сомневаться в правильности и обоснованности суждений и выводов эксперта у суда не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты.

Доказательств недостоверности размера рыночной стоимости земельных участков, определенных заключением судебной экспертизы № ЭЗ 007/05/2017 по состоянию на 01.01.2015, не представлено.

Экспертиза проведена судебным экспертным учреждением по поручению суда, эксперт является дипломированным специалистом, имеет свидетельства на право производства судебных экспертиз и право осуществлять оценочную деятельность, обладает достаточным опытом работы, его оценочная деятельность застрахована, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Экспертом при проведении экспертизы производился осмотр объекта оценки. В заключении экспертизы произведен анализ земельного рынка объекта оценки, в том числе в регионе КМВ по состоянию на 01.01.2015, определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект. В рамках сравнительного подхода экспертом проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, подобран ряд наиболее сопоставимых с объектом оценки аналогов, сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки. На различие между объектами оценки и объектами-аналогами по элементам сравнения экспертом применены соответствующие корректировки, а также указаны обоснования отказа от применения корректировок по другим элементам сравнения.

Поскольку оценка производилась на прошедшую дату (01.01.2015), эксперт был ограничен в выборе источников информации, публикующих в открытом доступе объявления о продаже. Для анализа фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков эксперт пользовался базой данных по коммерческой недвижимости, архивом объявлений, сведениями, размещенными в сети Интернет. Скриншоты объявлений о продаже сопоставимых объектов-аналогов содержатся в разделе «расчет стоимости».

Для расчета рыночной стоимости экспертом подобрано 7 аналогов. В таблице определения стоимости сравнительным подходом экспертом применены корректировки на торг, местоположение, локальное местоположение, площадь участков, целевого использования, расположение на красной линии. Применение корректировок и отказ в этом подробно описаны экспертом в заключении.

Доказательств того, что экспертом применены неправильные корректировки, использованы некорректные объекты-аналоги либо не применены подлежащие применению корректировки, в материалах дела не содержится.

Представленный административным истцом отчет об оценке № 083/01/16 от 07.06.2016, выполненный Торгово-промышленной палатой края, суд не может признать доказательством, достоверно подтверждающим указанную в нем итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, поскольку оформление и содержание отчета не соответствует положениям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, о чем указано в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Ставропольского края.

Доводы возражений административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии оснований к определению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку правовых оснований к уменьшению кадастровой стоимости земельных участков, находящегося в собственности у административного истца, не имеется и уменьшение кадастровой стоимости недвижимости затрагивает права и интересы муниципального образования, может привести к финансовым потерям муниципального бюджета, пополняемого за счет земельных налогов, размер которых исчисляется из установленной кадастровой стоимости, по мнению суда, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо размера арендных платежей или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.

С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости заявленных в иске земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленном в заключении судебной оценочной экспертизы.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. При таких обстоятельствах, в резолютивной части решения суда подлежит указанию дата обращения истца в суд, которая для юридических лиц устанавливается датой обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю.

В краевой суд одновременно с экспертным заключением <данные изъяты> поступило ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате проведенной Обществом экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за проведение экспертизы возложена на административного истца, так и потому, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

От представителя административного истца – Некрасовой Н.В. поступило ходатайство о взыскании судебных расходов за оплату оценочных работ по определению рыночной стоимости спорного земельного участка и экспертизы отчета, расходов на оплату представителя в сумме <данные изъяты> рублей, по оплате госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в сумме <данные изъяты> рублей, о возложении в солидарном размере на административных ответчиков расходов по оплате судебной оценочной экспертизы проведенной <данные изъяты>

Исходя из системного толкования положений ст. 114, ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.

Обязанность доказывания оснований, указанных в ст. 248 КАС РФ, лежит на административном истце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорных земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.

По мнению суда в удовлетворении требований ООО «Ессентукское КООП» к Правительству Ставропольского края надлежит отказать, так как по заявленным требованиям надлежащим ответчиком по делу Правительство Ставропольского края не является.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административные исковые требования ООО «Ессентукское - КООП» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 12 330 кв.м., назначение : земли населенных пунктов – под производственную базу, базу хранения и переработки товаров, магазин и холодильник, расположенный по адресу : Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, переулок Юцкий, 1, по состоянию на 01 января 2015 года в размере - <данные изъяты> рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , адрес (местоположение): Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, переулок Юцкий, 1.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ООО «Ессентукское -КООП» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 26 октября 2016 года.

В удовлетворении заявленных требований административного истца к Правительству Ставропольского края – отказать.

Взыскать с ООО «Ессентукское - КООП» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Арбитраж» стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 50000 руб., путем перечисления на банковские реквизиты :

Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

ООО «Арбитраж»

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В удовлетворении заявленного ходатайства представителя административного истца – Некрасовой Н.В. о взыскании судебных расходов за оплату оценочных работ по определению рыночной стоимости спорного земельного участка и экспертизы отчета в сумме 30000 руб., расходов на оплату представителя в сумме 87612 рублей, по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., о возложении на солидарных ответчиков расходов по оплате судебной оценочной экспертизы, проведенной <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом 20 июня 2017 года.

Судья Задорнева Н.П.