Дело № 3-76/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2010г. г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Павловой О.В.
с участием:
представителя заявителя ФИО1- ФИО2
председателя территориальной избирательной комиссии Черепановского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области ФИО3
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению зарегистрированного кандидата ФИО1 о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Черепановского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №14 от 31 августа 2010г. №114/51 « О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области»,
установил:
постановлением Новосибирского областного Совета депутатов четвертого созыва от 09 июля 2010г. № 137 « О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области « выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области назначены на 10 октября 2010г.( л.д.17).
Решением избирательной комиссии Новосибирской области от 29 июня 2010г. №25/253 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Новосибирского областного Совета депутатов пятого созыва на территориальные избирательные комиссии Новосибирской области» полномочия окружной избирательной комиссии в одномандатном избирательном округе №14 возложены на территориальную избирательную комиссию Черепановского района Новосибирской области ( л.д.49-50).
Решением ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу № 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области от 27 августа 2010г. № 108/50 ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области ( л.д. 9).
Решением ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу № 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области от 31 августа 2010г. № 114/51 ФИО4 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области ( л.д. 10).
Зарегистрированный кандидат ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене решения ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу № 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области от 31 августа 2010г. № 114/51 « О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области», ссылаясь на незаконность принято решения , так как из представленных ФИО4 для регистрации подписей избирателей недействительными является более 10% подписей , отобранных для проверки и избирательная комиссия необоснованно установила, что из числа 133 подписей избирателей, подлежащих проверке, недостоверными( недействительными) являются только 13 подписей , или 9,8 % .
О рассмотрении дела ФИО1 был извещен надлежащим образом, в суд не явился, причины неявки суду не сообщил, что не является препятствием для рассмотрения дела в соответствии с частью 1 ст. 260.1 ГПК РФ ( л.д.42).
Представитель ФИО1 – ФИО2, доводы , изложенные в заявлении , поддержала в полном объеме, представила заявление об уточнении требований, согласно которого просила отменить решение избирательной комиссии о регистрации ФИО4, так как недостоверными , кроме 13 подписей , установленных избирательной комиссией , также являются все подписи избирателей в подписных листах:
- 1,28,45 - неполное указание сведений лицом, осуществляющем сбор подписей - не указан код или наименование органа , выдавшего паспорт или иной документ, заменяющий паспорт , что является несоблюдением формы подписного листа , установленного приложением 4 в Закону Новосибирской области от 15.02.2007г. № 87-ОЗ « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области « ;
- в подписных листах 1,28 также имеется основание для признание всех подписей недействительными, поскольку имеются специально не отмеченные исправления в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей , нарушение пункта 7 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87- ОЗ;
- 14,15,19,22,27,39,51,52 - сведения об адресе места жительства лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей , указан с использованием сокращений , которое препятствует однозначному восприятию этих сведений .
Недействительными также считают подписи избирателей :
- -№ 451- несоответствие фамилии и места регистрации избирателя;
- №№ 218,388,390,391,392- несоответствие адреса избирателя , указанного в подписном листе, регистрации избирателя;
- № 396, 150 - несоответствие фамилии избирателя ;
- №220,221, 387,388,389,390,391,392,393,394,395,396,397,398- каждая дата внесения подписи избирателя указана в форме, препятствующей однозначному восприятию.
Председатель ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №14 ФИО3 с доводами заявления ФИО1 не согласен, представил в суд письменное возражение, просит отказать в удовлетворении требований ( л.д. 46-48).
В письменных возражениях указано, что сведения о лицах, осуществляющих сбор подписей избирателей , соответствуют нотариально заверенных сведениях о данных лицах, представленных ФИО4 в избирательную комиссию, не указание кода органа , выдавшего паспорт , не препятствует избирательной комиссии определить данное лицо, как действующее.
В отношении подписей 451, 218,388,390,391,392 представитель ТИК указал, что паспортные данные избирателей указаны правильно, адресные данные, где не дописаны сведения , избирательная комиссия расценила как техническую ошибку при работе сборщика подписей , которая не может являться основанием для признании подписей недействительными.
В отношении остальных оспариваемых заявителем подписей указал, что избирательной комиссией не было установлено нарушений , которые являются основанием для признания подписей недействительными.
ФИО4 о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился , причины неявки суду не сообщил, что препятствует рассмотрению дела, в соответствии с частью 1 статьи 260.1 ГПК РФ( л.д.41).
Заслушав пояснения представителя ФИО1- ФИО5, председателя ТИК Черепановского района Новосибирской области с правами ОИК по одномандатному избирательному округу № 14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области ФИО3, исследовав материалы дела, обозрев подписные листы, представленные ФИО4 в избирательную комиссию, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К. об удовлетворении требований заявителя, прения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, конституциями( уставами) , законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации ( пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ).
Федеральными конституционными законами , иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 12.06.2002г.( пункт 3 статьи 1 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом « д « пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей , представленных для регистрации кандидата , либо выявление 10 и более процентов недостоверных и ( или ) недействительных подписей от общего количества подписей , отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлена пунктом 7 части 6 статьи 45 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007г. № 87-ОЗ ( в редакции Закона Новосибирской области от 08 июля 2010г. № 526-ОЗ). « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области».
Пункт 44 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67 определяет, что недействительная подпись - это подпись , собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей , участников референдума и ( или ) оформления подписного листа.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ законом должны быть предусмотрены основания для признания подписей недействительными.
Часть 10 статьи 44 Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» определяет основания, по которым подписи считаются недействительными.
Решением Избирательной комиссии Новосибирской области от 27 июля 2010г. № 28/307 утверждены Методические рекомендации по организации работы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов , областных списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва ( л.д.23-35).
В соответствии с решением избирательной комиссии Новосибирской области от 09 июля 2010г. № 26/276 « О количестве подписей избирателей в поддержку кандидата, областного списка кандидатов, необходимые для регистрации кандидата, областного списка кандидатов и представляемые в избирательные комиссии для регистрации кандидата , областного списка кандидатов на выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва» для 14 одномандатного округа максимальное количество подписей избирателей в поддержку кандидата, представляемых в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата- 588; количество подписей избирателей в поддержку кандидата, необходимых для регистрации кандидата- 508 ( приложение к решению избирательной комиссии)( л.д. 18-22).
В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона Новосибирской области от 15.022007г. № 87-ОЗ проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей , необходимого для регистрации кандидата . Для проверки отбирается одинаковое количество подписей , собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата . Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки( жребия). Процедуры проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Решением ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу №14 от 27 августа 2010г. № 113/50 « О количестве проверяемых подписей избирателей, содержащихся в подписных листах « было установлено , что проверке подлежат подписи , содержащиеся в подписных листах , представленных кандидатом ФИО4 в количестве 133 подписей, что составляет 25% ( л.д. 53).
Согласно протокола рабочей группы от 27 августа 2010г. № 1 для проверки подписей избирателей , представленных кандидатом ФИО4, методом случайной выборки отобраны подписные листы 17,51,1,22,16,27,52,45,14,39,3,58,15,19,28 ( в данном подписном листе 5 подписей- 222,223,224,225,226); всего количество подписей , отобранных для проверки -133( 25% от общего количества подписей)( л.д. 64).
Согласно ведомости проверки подписных листов , 13 подписей признаны недействительными по основанию пункта 2 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ ( подписи избирателей , указавших в подписном листе сведения , не соответствующие действительности ); по сведениям, представленным из УФМС России по Маслянинскому району Новосибирской области( л.д. 63).
13 подписей избирателей , признанных недействительными , составляет 9,8 % от общего числа подписей, подлежащих проверке ( л.д. 65).
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ повторная проверка подписных листов после принятия соответствующей избирательной комиссией решения может быть осуществлена только судом или соответствующей избирательной комиссией в соответствии с частью 6 статьи 91 настоящего Закона и только в пределах подписей , подлежавших проверке.
Председателем ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу № 14 в суд представлены подписные листы кандидата ФИО4 -1 папка, 58 подписных листов; нумерация сведений об избирателях в подписных листах сквозная по всем 58 листам.
Судом проверены подписные листы и подписи в подписных листах, представленных кандидатом ФИО4, из числа 133 подписей отобранных для проверки ТИК , и выявлено более 10 процентов недействительных подписей об общего количества подписей , отобранных для проверки.
В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований , предусмотренных частью 6 статьи 39 и частью 7 статьи 40 настоящего Закона и ( или ) оформленном не в соответствии с приложением 3,4 и 5 к настоящему закону.
Приложение 4 к Закону Новосибирской области № 87-ОЗ , устанавливает, что в подписном листе кандидата , выдвинутого в порядке самовыдвижения, в отношении лица, собиравшего подписи , должны быть указаны: подпись, дата, фамилия, имя, отчество , адрес места жительства , серия, номер , дата выдачи паспорта или документа , заменяющего паспорт гражданина , с указанием наименования или кода выдавшего его органа .
Часть 3 статьи 41 Закона Новосибирской области устанавливает, что при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата , выдвинутого по одномандатному избирательному округу , подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей , которое собственноручно указывает свои фамилию , имя, отчество, серию , номер и дату выдачи паспорта или документа , заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего органа , а также адрес места жительства , ставит свою подпись.
Доводы представителя заявителя, что в подписных листах 1,28 не указано наименование или код органа , выдавшего паспорт или иной документ , заменяющий паспорт , лицом осуществляющим сбор подписей , нашли свое подтверждение при проверки подписных листов:
- в подписном листе №1 в отношении лица, осуществляющего сбор подписей указано- П. О. Ф. , Новосибирская область, Маслянинский район, р.п. Маслянино , ХХХХХХ выдан 07.12.2001г. ;
- в подписном листе № 28 в отношении лица , осуществляющего сбор подписей указан в те же данные , как и в подписном листе №1.
В отношении подписного листа № 45 суд считает, что код паспорта лица, осуществляющего сбор подписей , указан в подписном листе .
С учетом ведомости проверки подписных листов в подписном листе №1 и 5 подписей в подписном листе №28, которые были отобраны для проверки , рабочей группой не было установлено подписей, которые подлежат признанию недействительными ( л.д. 63) .
Установленные судом нарушения в сведениях о лице, осуществляющим сбор подписей , в подписных листах 1 и 28 , на основании пункта 11 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ являются основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе №1- 15 подписей , 5 подписей в подписном листе № 28 , которые были отобраны для проверки в данном подписном листе ( 222,223,224,225,226).
По подписным листам 1 и 28 общее количество подписей , которые не соответствуют приложению 4 к Закону Новосибирской области № 87-ОЗ, части 3 статьи 41 Закона № 87-ОЗ, составляет 20 подписей.
Довод председателя ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу №14, что отсутствие наименование или кода органа , выдавшего паспорт или иного документа, заменяющего паспорт , не является основанием для признания подписей в подписном листе недействительными , так как эти данные есть с нотариально удостоверенном списке лиц, осуществляющих сбор подписей , не могут быть приняты во внимание, так как они противоречат положениям пункта 11 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2010г. № 87-ОЗ.
Второе основание, заявленное представителем заявителя для признания недействительными подписей в подписных листах 1 и 28- имеются исправления специально не отмеченные соответствующим лицом , осуществляющим сбор подписей , кандидатом, суд полагает подлежит отклонению, так как исправления даты выдачи паспорта или иного документа , указанное в подписных листах зачеркнуто , а новая дата « 07.12.2001г.» удостоверена подписью лица, производящего сбор подписей.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ недействительными считаются подписи избирателей , указавших в подписном листе сведения , не соответствующие действительности . В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта , привлеченного к работе по проверке достоверности подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с положениями части 4 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ соответствующая избирательная комиссия для проверки соблюдения порядка сбора подписей , оформления подписных листов , достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей , содержащихся в подписных листах , может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии ; к такой проверке могут привлекаться в том числе специализированные учреждения и организации , осуществляющие учет населения.
ТИК Черепановского района Новосибирской области с полномочиями ОИК по одномандатному избирательному округу № 14 направили в орган, осуществляющий учет населения - УФМС России по Новосибирской области по Маслянинскому району - представление о представлении сведений в отношении сведений о 133 избирателях, чьи подписи подлежали проверки ( л.д. 57-61).
Согласно информации, представленной УФМС России по Новосибирской области в Маслянинском районе в избирательную комиссию, в сведениях об избирателях не соответствуют месту регистрации:
- 218( подписной лист 27)- избиратель С. ; в представлении направленном ТИК в УФМС данная подпись указана по номером 55( л.д.59, 62);
-388, 390, 391, 392( 4 подписи)( подписной лист 45 ); в представлении , направленном ТИК в УФМС данные подписи указаны по номерами 71, 73,74,75( л.д. 59 оборот, 62)
С учетом установленных нарушений по пункту 2 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ 5 подписей подлежат признанию недействительными, так как сведения об избирателях, а именно адрес не соответствуют данным, представленным УФМС .
Довод председателя ТИК, что избирательная комиссия признала данные подписи действительным, расценив указание адреса не в соответствии с данными УФМС как техническую ошибку сборщика подписей, не может быть принят во внимание , как противоречащий положениям Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Новосибирской области « О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области».
Суд считает, что подлежат удовлетворению требования заявителя о признании недействительными : подпись 396 ( подписной лист 46 ) – избиратель М. ( представление в УФМС № 78) и подпись 451 ( подписной лист 51 ) – избиратель Х. ( представление в УФМС № 10) ( подписной лист 51), так как в отношении подписи 396 в сведения об избирателе неправильно указан год рождения, в отношении подписи избирателя 451- не соответствуют действительности о фамилии избирателя и адресе места жительства( л.д. 57-62).
Суд не усматривает оснований для признания недействительными всех подписей избирателей в подписных листах 14,15,19,22,27,39,51,52 , по основаниям заявленными заявителем, что в сведениях об адресе лица, осуществляющего сбор подписей , имеются сокращения , которые по мнению заявителя и его представителя препятствуют восприятию этих сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ, при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата , выдвинутого по одномандатному избирательному округу , подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей , которое собственноручно указывает свои фамилию , имя, отчество, серию , номер и дату выдачи паспорта или документа , заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего органа , а также адрес места жительства , ставит свою подпись.
В указанных заявителем и его представителем подписных листах 14,15,19,22,27,39,51,52 - адреса лиц, осуществляющих сбор подписей , соответствуют адресам лиц, осуществляющих сбор подписей, указанных в нотариально удостоверенных списках лиц, осуществляющих сбор подписей , представленных кандидатом ФИО4 и оснований полагать, что указанные адреса препятствуют однозначному восприятию сведений , не имеется ( л.д. 54-56).
Также суд считает, что подлежат отклонению доводы заявителя о признании недействительными подписи избирателей 220 , 221( подписной лист 27) и подписи с 387 по 398 ( подписной лист 45 ) , по основанию, что каждая подпись избирателя содержит сокращенное указание даты внесения подписи избирателя, что препятствует однозначному восприятию этих сведений.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращение слов и дат , не препятствующих однозначному восприятию этих сведений.
В указанных подписях год внесения подписи избирателем , с учетом сокращения, не препятствуют восприятию даты внесения подписи избирателя в 2010году.
Подлежат отклонению доводы заявителя о признании недействительными подписи №150 в подписном листе 19- избиратель Т., поскольку сведения об избирателе соответствуют сведениям, представленным УФМС, с учетом написания букв « е» и ё» в фамилия граждан ( л.д. 61 -62).
С учетом проведенной повторной проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО4, в пределах 133 подписей подлежащих проверке , по доводов заявителя и его представителя, судом признаны недействительными 27 подписей .
С учетом 13 подписей, признанных недействительными избирательной комиссией, что указано в решении от 31 августа 2010г. № 114/51 , и 27 подписей избирателей, установленных судом, общее количество недействительных подписей составит 40 , что составляет более 10 процентов недействительных подписей об общего количества подписей , отобранных для проверки, и является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты( пункт 7 части 6 статьи 45 Закона Новосибирской области № 87-ОЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 91 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2010г. № 87-ОЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом , по заявлению кандидата , зарегистрированного по тому же избирательному округу , если будет установлено , что решение было принято избирательной комиссией с нарушением , предусмотренных частями 6-8 статьи 45 настоящего Закона , иных требований , предусмотренных Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , настоящим Законом, иным законом.
С учетом установленных нарушений , решение территориальной избирательной комиссии Черепановского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №14 от 31 августа 2010г. №114/51 « О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области» подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 194-198, частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление ФИО1 удовлетворить.
Отменить решение территориальной избирательной комиссии Черепановского района Новосибирской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №14 по выборам депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области от 31 августа 2010г. № 114/51 « О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области «.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.