ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-77/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 16 декабря 2010 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Савельевой Т.В.
с участием прокурора Грушиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 **** об установлении факта нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ, определении порядка и даты назначения выборов главы муниципального образования город Гороховец Владимирской области в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, жительница ****, обратилась во Владимирский областной суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование ссылалась на то, что 14 апреля 2010 года решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец Гороховецкого района Владимирской области (далее муниципального образования город Гороховец), глава названного муниципального образования удалён в отставку. Временное исполнение его обязанностей сроком на три месяца возложено на иное лицо. В нарушение пункта 3 статьи 27 устава муниципального образования город Гороховец, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в шестимесячный срок со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, выборы не были проведены.
По мнению заявителя, в сложившейся ситуации, поскольку досрочные выборы уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки не назначены, исходя из положений статьи 1, пунктов 1,5,6,7 статьи 3, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», части 2 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить факт нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ, определить порядок и дату выборов главы указанного муниципального образования должен Владимирский областной суд.
Будучи надлежащим образом извещённая о месте и времени судебного разбирательства, ФИО1 в судебное заседание не явилась, направив своего представителя ФИО2, действующего по доверенности.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 поддержал заявленные требования по указанным выше доводам. Кроме того, пояснил, что сам по себе факт принятия решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец 28 июля 2010 года новой редакции устава указанного муниципального образования, опубликованной 11 августа 2010 года в районной газете, в соответствии с которой глава муниципального образования избирается не в результате прямых выборов, а из числа депутатов Совета народных депутатов, не может являться основанием для отказа в заявленных требованиях, так как эти изменения вступят в силу с момента избрания нового состава Совета народных депутатов. До этого же времени порядок избрания главы муниципального образования остаётся прежним – прямые выборы, дату и порядок проведения которых должен в сложившейся ситуации определить суд. Изложенное, по мнению представителя заявителя, свидетельствует о нарушении конституционных прав ФИО1, избирать главу муниципального образования город Гороховец и быть избранной на эту должность на срок, предусмотренный уставом указанного муниципального образования.
Председатель Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец ФИО3 согласился с заявленными требованиями, приведя в обоснование доводы, аналогичные тем, которые изложены ФИО1 в заявлении, поданном в областной суд, а также пояснениям её представителя ФИО2 в судебном заседании.
Представитель администрации, муниципального образования город Гороховец ФИО4 и представитель избирательной комиссии Владимирской области ФИО5, действующие по доверенностям, а также председатель избирательной комиссии указанного муниципального образования ФИО6, заявленные требования не признали. В судебном заседании поддержали письменные возражения, представленные в суд названными заинтересованными лицами, пояснили, что избирательные права ФИО1 не нарушены. 14 апреля 2010 года решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец был досрочно удалён в отставку глава названного муниципального образования ФИО12 Законность этого решения подтверждена судебными актами. В настоящее время исполнение обязанностей главы возложено на иное лицо. Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец 28 июля 2010 года принята новая редакция устава указанного муниципального образования, зарегистрированного в установленном порядке и опубликованного в районной газете «Новая жизнь» 11 августа 2010 года. Согласно новой редакции устава изменён порядок избрания главы названного муниципального образования. Теперь он будет избираться из состава Совета народных депутатов и исполнять полномочия председателя этого Совета, а муниципальные выборы в муниципальном образовании город Гороховец будут проводиться только в целях избрания депутатов Совета упомянутого муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При наличии таких изменений в уставе, который в этой части вступил в силу со дня его опубликования, ни Совет народных депутатов, ни избирательная комиссия, ни суд не вправе назначать прямые выборы данного должностного лица.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, заслушав мнение прокурора, полагавшей необходимым заявленные требования отклонить, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Статьями 1,3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года №138-ФЗ (с последующими изменениями) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее Федеральный закон №138-ФЗ) установлено, что закон применяется при нарушении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в случаях, если:
в срок, установленный в пункте 2 статьи 3, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству;
истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
При рассмотрении настоящего гражданского дела областной суд приходит к выводу, что не имеется предусмотренных Федеральным законом №138-ФЗ оснований для назначения и проведения указанных муниципальных выборов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днём (пункт 6 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (пункт 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления – соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70- дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы (пункт 9 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержатся и в статье 11 Избирательного кодекса Владимирской области от 29 января 2003 года (с последующими изменениями).
В соответствии с частями 1,4 статьи 21,частями 3,4 статьи 27 устава муниципального образования город Гороховец в редакции, действующей до августа 2010 года, депутаты Совета народных депутатов и глава муниципального образования город Гороховец избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 4 года.
Из материалов дела следует, что глава муниципального образования город Гороховец ФИО13 и депутаты представительного органа – Совета народных депутатов указанного муниципального образования были избраны на муниципальных выборах в декабре 2007 года со сроком полномочий – 4 года.
Законом Владимирской области от 09 июня 2009 года №52-ОЗ «О продлении и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления» (пункт «б» части 1 статьи 1), принятого в соответствии с пунктами 4,5 статьи 82 Федерального закона №67 от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сокращён на 9 месяцев срок полномочий органов местного самоуправления (в том числе главы и Совета народных депутатов) муниципального образования город Гороховец.
На основании решения Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец от 14 апреля 2010 года, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 14 мая 2010 года, глава названного муниципального образования ФИО14 досрочно удалён в отставку, а временное, на три месяца, исполнение полномочий главы упомянутого муниципального образования возложено на ФИО15
С 01 июля 2010 года исполнение обязанностей главы названного муниципального образования возложено на его заместителя ФИО16
Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гороховец от 28 июля 2010 года, вступившим в силу со дня официального опубликования 11 августа 2010 года, была принята новая редакция устава муниципального образования город Гороховец, которым, изменён порядок избрания и назначения органов местного самоуправления, в том числе главы указанного муниципального образования. С учётом внесённых изменений (часть 3 статьи 27 устава) глава муниципального образования город Гороховец избирается Советом народных депутатов из своего состава и исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов. Устав в новой редакции зарегистрирован Управлением МЮ РФ по Владимирской области 09 августа 2010 года.
Данные обстоятельства доподлинно установлены судом и не оспаривались ни одним из участвующих в деле лиц и их представителей.
Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесённые в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местно самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Аналогичные положения содержатся и в нынешней редакции устава муниципального образования город Гороховец (часть 3 статьи 23).
Уставом муниципального образования город Гороховец в прежней редакции предусматривалось, что глава муниципального образования город Гороховец одновременно является руководителем администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) с наделением его соответствующими полномочиями (статьи 27-32). Уставом муниципального образования город Гороховец в новой редакции предусматривается, что глава указанного муниципального образования одновременно исполняет обязанности председателя Совета народных депутатов (представительного органа муниципального образования) – статьи 27,28, то есть наделяется иными полномочиями, чем глава муниципального образования город Гороховец по уставу, в редакции до изменений, внесённых 28 июля 2010 года. Такие изменения, затрагивающие не только порядок избрания высшего должностного лица муниципального образования, но и его полномочия, в соответствии с вышеприведённой частью 8 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ вступили в силу со дня официального опубликования новой редакции устава, то есть с 11 августа 2010 года.
Совет народных депутатов и избирательная комиссия муниципального образования город Гороховец после 11 августа 2010 года, с учётом изложенного выше, а также того, что с этого дня вступили в силу положения части 1 статьи 10 устава муниципального образования город Гороховец согласно которым муниципальные выборы в муниципальном образовании город Гороховец проводятся только в целях избрания депутатов муниципального образования город Гороховец на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не могли принять решения о назначении муниципальных выборов главы муниципального образования город Гороховец.
При таких обстоятельствах, назначение муниципальных выборов главы муниципального образования город Гороховец судом, будет неправомерным вмешательством в осуществлении местного самоуправления на территории указанного муниципального образования и приведёт к изменению порядка избрания главы муниципального образования, определённого уставом названного муниципального образования.
Изменения устава муниципального образования город Гороховец, в том числе, и в части порядка избрания главы указанного муниципального образования, внесённые решением представительного органа – Советом народных депутатов муниципального образования город Гороховец 28 июля 2010 года, не влекут правовых оснований для назначения выборов в рамках положений Федерального закона №138-ФЗ от 26 ноября 1996 года.
На территории города Гороховец Владимирской области сформирован и действует в настоящее время выборный орган местного самоуправления, его полномочия не истекли.
При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению, так как на момент рассмотрения данного гражданского дела областным судом, не установлено факта нарушения её конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.
Доказательств иного суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198,261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление ФИО1 **** об установлении факта нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 Федерального закона №138-ФЗ, определении порядка и даты назначения выборов главы муниципального образования город Гороховец Владимирской области в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов