ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-77 от 30.08.2011 Тверского областного суда (Тверская область)

                                                                                    ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    ТВЕРСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 3-77/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

при секретаре Яковенко Ю.И., Хохловой О.В.,

с участием прокурора Мироновой М.С.,

заявителя ФИО1 и его представителей ФИО2, ФИО3, ФИО4, председателя Вышневолоцкой городской Думы ФИО5, представителя администрации города Вышний Волочек Тверской области и Мэра города Вышний Волочек ФИО6, представителей избирательной комиссии Тверской области ФИО7 и ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении порядка назначения и проведения выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, возложении на Вышневолоцкую городскую Думу обязанности назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек обязанности по проведению выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанности обеспечить проведение выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области,

установил:

ФИО1 обратился в Тверской областной суд с заявлением об установлении порядка назначения и проведения выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, возложении на Вышневолоцкую городскую Думу обязанности назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на избирательную комиссию Тверской области обязанности сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области, о возложении на администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанности обеспечить проведение выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области.

В обоснование требований указал, что 31 мая 2009 года Мэром города Вышний Волочек Тверской области сроком на два года избран ФИО9, вступивший в должность 03 июля 2009 года. Срок полномочий ФИО9 истекает в 2011 году.

Статьей 99 Избирательного кодекса Тверской области предусмотрено, что срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законодательством и не может быть менее двух и более пяти лет.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации» днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов.

В Уставе муниципального образования «Город Вышний Волочек» не содержится норм об определении дня окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, отличных от норм Федерального закона № 67-ФЗ и Избирательного кодекса Тверской области. Выборы Мэра города Вышний Волочек не подпадают под случаи, предусмотренные пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ, поэтому днем окончания срока, на который избран Мэр города Вышний Волочек, является второе воскресенье марта 2011 года - 13 марта. Соответственно, голосование на выборах Мэра города должно было быть назначено на 13 марта 2011 года.

В нарушение установленных статьей 10 Федерального закона № 67-ФЗ сроков Вышневолоцкой городской Думой выборы Мэра города не были назначены. Избирательная комиссия города Вышний Волочек не сформирована, поэтому также не могла принять решение о назначении выборов Мэра города Вышний Волочек. Решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию Вышнего Волочка не было принято.

Согласно пункту 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ и пункту 7 статьи 11 Избирательного кодекса Тверской области при таких обстоятельствах суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать временную комиссию.

Бездействие органов местного самоуправления в вопросе назначения даты выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области нарушает его избирательное право на избрание Мэра города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на два года в порядке, установленном федеральными законами, законами Тверской области.

Полагает, что имеются предусмотренные Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» основания для назначения выборов Мэра города Вышний Волочек в судебном порядке.

В связи с чем просит признать незаконным бездействие Вышневолоцкой городской Думы, выразившееся в неназначении выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области в сроки, установленные действующим законодательством, возложить на Вышневолоцкую городскую Думу обязанность в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек, определить порядок проведения выборов Мэра города Вышний Волочек, возложить на избирательную комиссию Тверской области обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда сформировать временную избирательную комиссию для проведения выборов Мэра города Вышний Волочек, возложить на администрацию города Вышний Волочек Тверской области обязанность по обеспечению проведения выборов.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 уточнил заявленные требования, просил вместо требования о возложении на избирательную комиссию Тверской области обязанности по формированию временной избирательной комиссии рассматривать его требование о возложении на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек обязанности по проведению выборов Мэра города Вышний Волочек.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представители требования поддержали с учетом заявления об уточнении требований, ссылаясь на нарушение избирательных прав ФИО1 как жителя города Вышний Волочек.

Председатель Вышневолоцкой городской Думы ФИО5 с заявлением не согласился, указывая на пропуск ФИО1 срока на обращение в суд. Пояснил, что Вышневолоцкая городская Дума не нарушала требований избирательного законодательства. В Вышневолоцкой городской Думе вопрос о проведении выборов 13 марта 2011 года по избранию Мэра города Вышний Волочек не обсуждался. Более того, как депутаты Вышневолоцкой городской Думы, так и он считают, что срок полномочий Мэра города, который избран 31 мая 2009 года, не может быть менее двух лет. По этим основаниям выборы Мэра города Вышний Волочек должны быть назначены не на март месяц, а на октябрь месяц 2011 года. Вышневолоцкая городская Дума готовилась к назначению выборов Мэра города на второе воскресенье октября месяца 2011 года, однако на настоящее время не решен вопрос по назначению выборов на октябрь месяц 2011 года. Им были проведены консультации по телефону с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с избирательной комиссией Тверской области, было рекомендовано в устной форме, что выборы по избранию депутатов и по избранию Мэра города должны быть совмещены. Исходя из данной ситуации, Вышневолоцкой Думой решался вопрос по возложению полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек с целью проведения муниципальных выборов, а с 05 сентября 2011 года по 19 сентября 2011 года Дума должна была назначить дату проведения выборов, поскольку в связи с проведением в этом году выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выборы Мэра должны быть назначены на 04 декабря 2011 года.

Представитель администрации города Вышний Волочек Тверской области и Мэра города Вышний Волочек ФИО6 просила отказать в удовлетворении требований ФИО1, пояснив, что в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 31 Устава муниципального образования города Вышний Волочек назначение выборов Мэра города Вышний Волочек и депутатов Вышневолоцкой городской Думы Тверской области входит в компетенцию Вышневолоцкой городской Думы Тверской области. Правом нормотворческой инициативы обладает каждый депутат Вышневолоцкой городской Думы Тверской области и Мэр города Вышний Волочек. Также они имеют право вносить проекты на рассмотрение Вышневолоцкой городской Думы Тверской области, в том числе и проект решения о назначении выборов Мэра города Вышний Волочек в установленные избирательным законодательством сроки.

Глава 10 Регламента Вышневолоцкой городской Думы Тверской области устанавливает порядок полномочий по внесению нормотворческой инициативы. Регламент Вышневолоцкой городской Думы утвержден решением городской Думы Тверской области от 26 ноября 2008 года.

Мэр города Вышний Волочек не реализовывал свое право, проект нормотворческий инициативы не выносил на рассмотрение Вышневолоцкой городской Думы Тверской области. В соответствии с решением Вышневолоцкой городской Думы Тверской области от 19 августа 2011 года №50 Вышневолоцкая городская Дума Тверской области обратилась в избирательную комиссию Тверской области с предложением о возложении полномочий на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек с целью проведения муниципальных выборов.

После назначения даты проведения выборов администрация города Вышний Волочек обеспечивает проведение выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области в обязательном порядке.

На основании действующего законодательства РФ ФИО1, являясь депутатом городской Думы, имел возможность подать депутатский запрос или инициировать возможность рассмотрения на заседании Думы правотворческой инициативы. Данным правом ФИО1 не воспользовался.

В настоящее время начата процедура внесения изменений в Устав города Вышний Волочек в части увеличения срока полномочий Мэра города и изменения порядка его избрания.

Представители избирательной комиссии Тверской области ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании пояснили, что оценка незаконности бездействия Вышневолоцкой городской Думы не в компетенции избирательной комиссии области. В части установления порядка назначения выборов Мэра города Вышний Волочек избирательная комиссия Тверской области считает заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Устава города Вышний Волочек Мэр города избирается жителями города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года. Выборы Мэра были проведены 31 мая 2009 года на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 декабря 2008 года. Согласно пункту 1 статьи 9 Избирательного кодекса Российской Федерации срок, на который избираются выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается законами Тверской области, уставами муниципальных образований и не может составлять менее двух и более пяти лет. Поэтому выборы Мэра города Вышний Волочек должны быть назначены на дату не ранее 31 мая 2011 года. Выборы Мэра города Вышний Волочек назначаются Вышневолоцкой городской Думой. На настоящий момент Вышневолоцкой городской Думой выборы Мэра города не назначены. Муниципальная избирательная комиссия, которая могла бы в установленный законом срок назначить дату выборов Мэра, Вышневолоцкой городской Думой также не сформирована. В избирательную комиссию Тверской области с ходатайством о возложении полномочий по проведению выборов Мэра города на территориальную комиссию города Вышний Волочек Вышневолоцкая городская Дума обратилась 22 августа 2011 года. 23 августа 2011 года постановлением избирательной комиссии Тверской области на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по выборам Мэра города Вышний Волочек. На основании Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случае, если выборы должностных лиц местного самоуправления не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки, и в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан порядок назначения выборов определяется решением суда.

Полагают, что неназначение выборов Мэра города Вышний Волочек нарушает конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования «Город Вышний Волочек». Считают, что выборы Мэра города должна проводить территориальная избирательная комиссия города Вышний Волочек, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по выборам Мэра города.

Председатель территориальной избирательной комиссии города Вышний Волочек ФИО10 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, в котором указала, что выборы Мэра города Вышний Волочек проводились временной избирательной комиссией на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 декабря 2008 года. Срок полномочий Мэра в соответствии с Уставом города Вышний Волочек составляет два года. Дата выборов Мэра города в соответствии со статьей 100 Избирательного кодекса Тверской области назначается представительным органом муниципального образования не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Согласно пункту 6 статьи 11 Избирательного кодекса Тверской области в случае неназначения выборов уполномоченным на то органом в сроки, предусмотренные Избирательным кодексом Тверской области, выборы назначаются решением избирательной комиссии не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Полномочия по проведению выборов Мэра города Вышний Волочек на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек возложены только 23 августа 2011 года постановлением избирательной комиссии Тверской области. В связи с чем территориальная избирательная комиссия города Вышний Волочек не имела и не имеет законных оснований для назначения даты выборов Мэра города Вышний Волочек.

Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявление обоснованным, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

ФИО1 является жителем города Вышний Волочек Тверской области, обладает как активным, так и пассивным избирательным правом.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

В силу положений статьи 9 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Согласно статье 23 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Пунктом 1 части 2 статьи 36 данного закона предусмотрено, что Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Законом Тверской области № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» установлены границы муниципальных образований Тверской области и наделены статусом городских округов, в том числе город Вышний Волочек.

Согласно статье 2 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек» (с изменениями от 22октября 1996г., 30 апреля, 23 сентября 1997г., 26 мая, 24 октября 1998г., 18 мая 1999г.,22 февраля, 4 сентября, 28 ноября 2000г., 29 мая 2001г., 19 августа 2005г., 31 августа 2007г., 18 апреля 2008г.) муниципальное образование «Город Вышний Волочек» является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тверской области.

Статьей 29 Устава определены структура и наименование органов местного самоуправления. В структуру органов местного самоуправления города Вышний Волочек входят: Вышневолоцкая городская Дума; Мэр города Вышний Волочек; Администрация города Вышний Волочек.

Согласно статье 35 Устава города Вышний Волочек Мэр города Вышний Волочек является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления в городе Вышнем Волочке в пределах своих полномочий. Мэр города Вышний Волочек избирается жителями города Вышний Волочек на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на два года в порядке, установленном федеральными законами, законами Тверской области.

31 мая 2009 года состоялись выборы Мэра города Вышний Волочек на основании решения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 29 декабря 2008 года. Мэром города Вышний Волочек избран ФИО9, что подтверждается постановлением временной избирательной комиссии по выборам Мэра города Вышний Волочек № 04-81 от 01 июня 2009 года.

Срок полномочий Мэра города Вышний Волочек, избранного на выборах 31 мая 2009 года, составляет два года и истекает в 2011 году.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004г., 29 июня, 21 июля 2005г., 12, 25 июля, 5, 30 декабря 2006г., 30 января, 2 марта, 20, 26 апреля, 24 июля 2007г., 22, 23 июля, 25 ноября, 25, 30 декабря 2008г., 9 февраля, 5 апреля, 12 мая, 3 июня, 19 июля, 9 ноября, 27 декабря 2009г., 22 апреля, 31 мая, 4 июня, 1, 27 июля, 4 октября, 28 декабря 2010г., 8, 20 марта, 14 июня, 11, 23, 25 июля 2011г.) днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Срок полномочий органов местного самоуправления регламентирован статьей 8 указанного закона, которая в пункте 1 устанавливает, что срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).

Пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.

С учетом положений приведенных норм закона суд приходит к выводу, что днем окончания срока, на который был избран 31 мая 2009 года Мэр города Вышний Волочек, является второе воскресенье марта 2011 года - 13 марта 2011 года. Иное толкование противоречит статье 8 Федерального закона № 67-ФЗ. Выборы Мэра города Вышний Волочек под случаи, предусмотренные пунктами 4-6 статьи 10, пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона № 67-ФЗ, не подпадают. Избирательным кодексом Тверской области, Уставом муниципального образования «Город Вышний Волочек» не установлен конкретный день голосования на выборах органов местного самоуправления.

Поэтому суд не соглашается с доводами председателя Вышневолоцкой городской Думы об истечении срока, на который был избран Мэр города, во второе воскресенье октября 2011 года и о возможности в связи с этим назначения выборов Мэра города Вышний Волочек Думой самостоятельно без судебного решения на второе воскресенье октября 2011 года, а ввиду проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации - на 4 декабря 2011 года. Сроки, установленные законодательством о выборах, не могут быть изменены по усмотрению участников избирательного процесса.

В письме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 августа 2011 года депутатам Вышневолоцкой городской Думы разъяснено, что выборы Мэра города Вышний Волочек должны были состояться во второе воскресенье марта 2011 года.

Тот факт, что срок полномочий и срок, на который избран Мэр города Вышний Волочек, в данном случае не совпадают, не может являться обстоятельством, изменяющим установленные федеральным законом дни голосования на выборах в органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Аналогичные положения содержаться в статьях 11 и 100 Избирательного кодекса Тверской области.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Статья 100 Избирательного кодекса Тверской области также устанавливает, что выборы выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 15, пунктом 10 части 1 статьи 31 Устава города Вышний Волочек муниципальные выборы назначаются Вышневолоцкой городской Думой. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Из материалов дела усматривается, что 11 октября 2010 года были проведены выборы депутатов Вышневолоцкой городской Думы, на которых избрано 29 депутатов. Постановлением территориальной избирательной комиссии города Вышний Волочек от 11 октября 2010 года № 01-07/203 выборы признаны действительными. 02 ноября 2010 года было проведено первое заседание Вышневолоцкой городской Думы, на котором был избран председатель Вышневолоцкой городской Думы ФИО5

Таким образом, представительный орган муниципального образования «Город Вышний Волочек» - городская Дума является действующим органом местного самоуправления. Однако в нарушение приведенных выше положений закона в установленные сроки (с 13 декабря по 23 декабря 2010 года) выборы Мэра города Вышний Волочек городской Думой не были назначены.

Кроме того, Уставом города Вышний Волочек (статья 42) предусмотрена муниципальная избирательная комиссия, которая в случае неназначения выборов Мэра города представительным органом местного самоуправления города Вышний Волочек могла бы в силу закона назначить дату проведения выборов. Однако, как следует из пояснений участников процесса, она не была сформирована Вышневолоцкой городской Думой.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами заявителя, что имеет место незаконное бездействие Вышневолоцкой городской Думы, в результате которого были нарушены и продолжают нарушаться избирательные права жителей муниципального образования «Город Вышний Волочек». Вышневолоцкая городская Дума обязана была назначить очередные выборы Мэра города на 13 марта 2011 года в сроки, установленные избирательным законодательством, но не выполнила возложенные на нее обязанности. Право назначить выборы на октябрь (декабрь) 2011 года у городской Думы отсутствует, поскольку проведение выборов в данные периоды предусмотрено избирательным законодательством при наличии других оснований и условий, которых не имеется при выборах Мэра города Вышний Волочек.

Согласно пункту 9 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту 7 статьи 11 Избирательного кодекса Тверской области, если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Пунктом 6 данной нормы закона установлено, что решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если: истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Учитывая, что выборы Мэра города Вышний Волочек не назначены в установленные законом сроки, соответственно, в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования, суд полагает, что имеются предусмотренные Федеральным законом № 138-ФЗ основания для определения решением суда порядка назначения выборов выборного должностного лица местного самоуправления - Мэра муниципального образования «Город Вышний Волочек» в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом Тверской области, Уставом муниципального образования «Город Вышний Волочек».

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в решении суда указываются:

основания для назначения даты выборов, избирательная комиссия, которая должна ее назначить, и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов;

нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3 и 10 настоящей статьи будут проводиться выборы;

в случае принятия решения в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать должностное лицо местного самоуправления и быть избранными должностным лицом местного самоуправления - наименование выборной должности местного самоуправления, предусмотренной уставом муниципального образования, и срок полномочий лица, замещающего эту должность, определяемый в соответствии с настоящим Федеральным законом;

орган местного самоуправления или глава муниципального образования либо в соответствии с уставом муниципального образования иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом.

На основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 100 Избирательного кодекса Тверской области, статьи 15, пункта 10 части 1 статьи 31 Устава города Вышний Волочек обязанность по назначению даты выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области возлагается на представительный орган местного самоуправления города Вышний Волочек - Вышневолоцкую городскую Думу.

В силу приведенных выше положений статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо должны назначить выборы.

Суд полагает, что 14 сентября 2011 года является необходимым и разумным сроком, не позднее которого Вышневолоцкая городская Дума должна назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек.

В соответствии со статьей 35 Устава города Вышний Волочек срок, на который избирается Мэр города, составляет два года.

Выборы Мэра города Вышний Волочек должны проводиться на основании Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса Тверской области, Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек».

Обеспечение проведения выборов суд возлагает на администрацию города Вышний Волочек Тверской области, которая согласно статье 41 Устава города Вышний Волочек осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, за исключением тех, которые, согласно настоящему Уставу и решениям Вышневолоцкой городской Думы, входят в компетенцию Мэра города Вышний Волочек и Вышневолоцкой городской Думы.

Пункт 9 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает право суда возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать временную избирательную комиссию.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

В период нахождения настоящего гражданского дела в производстве Тверского областного суда постановлением избирательной комиссии Тверской области от 23 августа 2011 года № 5/64-5 полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по подготовке и проведению выборов Мэра города Вышний Волочек возложены на территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка. Указанное постановление принято на основании решения Вышневолоцкой городской Думы от 19 августа 2011 года № 50 обратиться в избирательную комиссию Тверской области с предложением о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по подготовке и проведению выборов Мэра города на территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек.

Однако как на момент принятия постановления избирательной комиссией Тверской области, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом возможность назначения даты выборов Мэра города Вышний Волочек в установленные законом сроки данной избирательной комиссией утрачена. Восстановление нарушенных конституционных прав граждан в силу приведенных выше положений законов производится только на основании судебного решения.

Вместе с тем, с учетом того, что постановлением избирательной комиссии Тверской области от 23 августа 2011 года № 5/64-5 определена избирательная комиссия, в полномочия которой будет входить подготовка и проведение выборов Мэра города Вышний Волочек, оснований для возложения на избирательную комиссию Тверской области обязанности по формированию временной избирательной комиссии не имеется.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек Тверской области провести выборы Мэра муниципального образования «Город Вышний Волочек».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» решение суда подлежит немедленному исполнению.

Председатель Вышневолоцкой городской Думы ФИО5 в ходе судебного разбирательства ссылался на пропуск заявителем процессуального срока на обращение в суд за защитой своих прав, установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявления просил отказать.

Между тем, суд исходит из того, что, несмотря на заявленные требования о признании незаконным бездействия Вышневолоцкой городской Думы, обращение ФИО1 в суд направлено не на обжалование действий (бездействия) органов местного самоуправления, а на защиту избирательных прав. Производство по делам о защите избирательных прав регулируется главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациизаявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

Суд полагает, что ФИО1 не пропущен процессуальный срок на обращение в суд с настоящим заявлением. Нарушение его избирательных прав является длящимся, до настоящего времени не устранено - выборы Мэра города Вышний Волочек не назначены, восстановление конституционного права ФИО1 избирать и быть избранным в органы местного самоуправления иначе как путем судебного решения невозможно.

Нельзя согласиться и с доводами председателя Вышнволоцкой городской Думы ФИО5, полагавшего, что в связи с избранием Мэра города Вышний Волочек на выборах, проведенных 31 мая 2009 года, следующие выборы должны назначаться на второе воскресенье октября 2011 года, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - на декабрь, считая не пропущенными сроки для назначения даты выборов Мэра города. Председатель городской Думы согласно статье 21 Регламента Вышневолоцкой городской Думы является тем лицом, в обязанности которого входит формирование проектов повестки дня заседаний Думы, вынесение на рассмотрение Думы вопросов организации выборов. Между тем, данная позиция председателя городской Думы не основана на положениях избирательного законодательства.

Ссылки представителей заинтересованных лиц на начатую процедуру внесения изменений в Устав города Вышний Волочек в части увеличения срока полномочий Мэра города и изменения порядка его избрания не могут быть приняты во внимание. Суд выносит решение на основании действующей на момент принятия решения редакции Устава МО «Город Вышний Волочек», согласно которой (статья 42) выборы Мэра города проводятся, как указывалось выше, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Мэр избирается жителями города Вышний Волочек, что не противоречит статье 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К тому же, в соответствии со статьей 6Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» со дня приема судом первой инстанции заявления прокурора, или жалобы гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалоб общественных объединений либо их региональных и местных отделений, поданных в обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и до вступления решения суда в законную силу не допускается упразднение, объединение или преобразование муниципального образования, изменение его территории или границ, изменение устава, а также правового положения муниципального образования, органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Нормативные правовые акты и решения, противоречащие абзацу первому настоящего пункта, не имеют силы и не применяются.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194, 196-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Вышневолоцкой городской Думы, выразившееся в неназначении выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области в установленные законом сроки.

Обязать Вышневолоцкую городскую Думу не позднее 14 сентября 2011 года назначить дату выборов Мэра города Вышний Волочек Тверской области в связи с истечением срока его полномочий в соответствии с порядком и сроками, установленными Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом Тверской области, Уставом муниципального образования «Город Вышний Волочек», сроком на два года.

Установить, что выборы Мэра города Вышний Волочек Тверской области должны проводиться в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательным кодексом Тверской области, Уставом муниципального образования «Город Вышний Волочек».

Обязать провести выборы Мэра муниципального образования «Город Вышний Волочек» территориальную избирательную комиссию города Вышний Волочек Тверской области, на которую постановлением избирательной комиссии Тверской области № 5/64-5 от 23 августа 2011 года возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии муниципального образования «Город Вышний Волочек» по подготовке и проведению выборов Мэра города Вышний Волочек.

Обеспечение проведения выборов возложить на администрацию города Вышний Волочек Тверской области.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Образцова

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2011 года.