Хабаровский краевой суд
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2013 года по делу № 3-79/13
Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Вальдес В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим абзаца 19 пункта 4 Положения о межведомственной комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда Хабаровского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 № 81,
установил:
постановлением Губернатора Хабаровского края от 12 сентября 2013 г. № 81 утверждено Положение о межведомственной комиссии по решению вопросов связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда Хабаровского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение).
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края 23 сентября 2013 г., в «Собрании законодательства Хабаровского края», 12 октября 2013 г. № 9 (часть 1).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим абзаца 19 пункта 4 Положения и, уточнив заявленные требования, сослался на то, что нормоположение, содержащееся в абзаце 19 пункта 4 Положения, предусматривающее, что заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом (части 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации). Понятие термина «мера необходимости» в оспариваемом нормативном правовом акте либо в иных региональных нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не раскрывается. Указанное позволяет должностным лицам, в том числе обеспечивающим деятельность межведомственной комиссии, произвольно толковать указанную норму, в том числе руководствуясь необъективными критериями при принятии решения. В частности проведение заседаний «по мере необходимости» может толковаться как по мере накопления достаточного количества заявлений граждан либо не реже одного раза в квартал, либо иным образом. Примененная формулировка влечет невозможность определения сроков либо периодичности заседания Комиссии. Подобная неопределенность способна повлечь волокиту при рассмотрении обращений заинтересованных лиц об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, а также коррупционные проявления со стороны правоприменителей и представляет собой коррупциогенные факторы, установленные подпунктом «а» пункта 3 (широта дискреционных полномочий – неопределенность сроков принятия решения) и подпунктом «в» пункта 4 (юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов) Методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В судебном заседании прокурор Таранникова О.А. поддержала заявление прокурора Хабаровского края.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности ФИО1, не соглашаясь с доводами заявления, просила в удовлетворении требований, заявленных прокурором края отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
10 декабря 2012 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае» (далее – Краевой закон).
Пунктом 2 части 1 статьи 1 Краевого закона определено, что межведомственная комиссия - постоянно действующий орган по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положение и состав которого утверждаются Губернатором края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края № 81 от 12 сентября 2013 г. утверждено Положение, которым определены основные зачади, права и организация деятельности межведомственной комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда Хабаровского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 Положения межведомственная комиссия (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных органов исполнительной власти Хабаровского края, направленные на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае.
Абзацем 19 пункта 4 Положения предусмотрено, что заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.
Частями 5 статьи 4, частями 1,4 статьи 6, частью 7 статьи 7 Краевого закона определены сроки рассмотрения заявлений граждан и сроки направления в их адрес ответов (решений или заключений).
Из содержания данных норм Краевого закона следует, что специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края, каковым в соответствии с пунктом 1.2(1) раздела 1 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр и постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» является министерство жилищно-коммунального хозяйства края, осуществляет прием всех заявлений граждан, передает их в Комиссию для принятия Комиссией решения (заключения), затем на основании заключений принимает свои решения и направляет их (заключения и решения) в адрес заявителя.
Частью 1 статьи 3 Краевого закона предусмотрено, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается межведомственной комиссией на основании заявлений указанных лиц либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края.
Таким образом, Краевым законом предусмотрено, что для установления факта невозможности проживания граждане с заявлением обращаются в уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и, следовательно, правоотношения у граждан возникают непосредственно с уполномоченным органом – органом исполнительной власти Хабаровского края.
При таком положении реализация права граждан на установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, не может быть поставлена в зависимость от срока заседания Комиссии, поскольку в данном случае имеет значение именно срок рассмотрения заявлений граждан государственным органом, в адрес которого гражданин обратился и от которого должен получить ответ.
Данные выводы согласуются с положениями части 1 и части 3 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», в силу которых ответ на обращение граждан подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом, либо уполномоченным на то лицом.
Краевым законом не определен срок рассмотрения заявлений об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются. Вместе с тем частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Таким образом, оспариваемая норма, устанавливающая периодичность заседания Комиссии не может влиять на права граждан в части сроков по рассмотрению заявлений граждан и представления специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края гражданам документов, в том числе заключений Комиссии.
Кроме того, суд считает заслуживающими внимания доводы представителя Правительства края о том, что проведение заседаний Комиссии по мере необходимости обусловлено своевременностью рассмотрения заявлений и документов граждан, поступивших в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и переданных на рассмотрение в Комиссию. При этом приведенные прокурором края в обоснование заявления примеры обращений граждан в министерство жилищно-коммунального хозяйства края, в отношении которых по состоянию на сентябрь 2013 г. Комиссией не принято решений об установлении факта невозможности проживания не могут быть приняты во внимание, поскольку непринятие Комиссией решений в отношении указанных граждан было обусловлено отсутствием на момент обращений граждан (август 2013 г.) правового акта об образовании Комиссии.
При таком положении суд находит несостоятельными ссылки прокурора края на то, что примененная в оспариваемой части Положения формулировка влечет невозможность определения сроков либо периодичности заседания и способна повлечь волокиту при рассмотрении обращений заинтересованных лиц об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Также несостоятельными являются доводы прокурора края о том, что примененная в оспариваемой норме Положения формулировка способна повлечь коррупционные проявления со стороны правоприменителей и представляет собой коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 и подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает (статья 6), что профилактика коррупции осуществляется путем применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, определено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (подпункт «а» пункта 3), юридико-лингвистическая неопределенность, то есть употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера отнесена к числу коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (подпункт «в» пункта 4).
Между тем норма абзаца 19 пункта 4 Положения не регулирует вопрос о сроке принятия решения органом государственной власти края, а регулирует периодичность заседания Комиссии.
Анализ положений подпункта «в» пункта 4 Методики показывает, что неопределенность рассматривается в качестве коррупциогенного фактора при одновременном наличии условий: если положения акта содержат требования к гражданам и организациям и употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.
Оспариваемая норма Положения не содержит никаких требований к гражданам и организациям.
Таким образом, норма абзаца 19 пункта 4 Положения не содержит ни требований (условий, предписаний, стандартов, правил, требующих строгого выполнения) к гражданам и организациям, ни требований оценочного характера, неустоявшихся и двусмысленных терминов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать прокурору Хабаровского края в удовлетворении заявления о признании противоречащим законодательству и недействующим абзаца 19 пункта 4 Положения о межведомственной комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда Хабаровского края детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 № 81.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 17 декабря 2013 г.
Судья Хабаровского краевого суда Н.Ю.Барабаш