ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-79/2015 от 03.06.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3-79/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 3 июня 2015 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,

при секретаре Д.В. Залялтдиновой,

с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Э.В. Кириллова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» в части утверждения среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости земли кадастрового квартала ...., результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ....,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.

Данное постановление опубликовано в печатном издании «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» от 2 февраля 2011 года № 5, ст. 0222.

В соответствии с пунктом 2 постановления результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан опубликованы на официальном сайте Правительства Республики Татарстан http://prav.tatar.ru, а также на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан http://rosreestr.org.

В приложении к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 в <данные изъяты> муниципальном районе Республики Татарстан под порядковым номером .... указаны размеры среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости земли кадастрового квартала ...., в том числе по пятому виду разрешенного использования – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, по девятому виду разрешенному использования – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Так же в этом муниципальном районе, в <адрес>, под порядковым номером .... указан земельный участок с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, под порядковым номером .... - земельный участок с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Сведений о земельном участке с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровой стоимостью <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, в приложении к оспариваемому нормативному акту не имеется.

Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим с момента обращения в суд приведенного нормативного правового акта в части утверждения среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости земли кадастрового квартала .... по пятому виду разрешенного использования в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, по девятому виду разрешенному использования в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, правообладателем которых оно является.

По мнению заявителя, установление постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 названных размеров среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости земли кадастрового квартала .... по пятому и девятому видам разрешенного использования, указанной кадастровой стоимости перечисленным земельным участкам, владельцем которых он является, незаконно.

В обоснование требований заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером ...., площадью <данные изъяты> квадратных метров, был внесен в реестр объектов недвижимости <дата>, то есть после утверждения Кабинетом Министров Республики Татарстан оспариваемого постановления. Полагает, что в отношении земельных участков заявителя нарушен порядок определения кадастровой стоимости, предусмотренный действующим законодательством. Установление кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, за один квадратный метр выполнено произвольно, в нарушение установленных процедур.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> производство по делу в части оспаривания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан» об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером .... прекращено.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Х.Р. <данные изъяты> заявленные требования поддержал.

Представители Кабинета Министров Республики Татарстан А.Ф. <данные изъяты>, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Р.Ф. <данные изъяты>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан А.Р. <данные изъяты> заявленным требованиям возражали.

Выслушав представителя заявителя, представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, представителей заинтересованных лиц, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).

Такие методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 утвержден и Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 функции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в связи с его упразднением возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Из приведенных положений законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Из материалов дела следует, что после подготовки документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, работа по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Республики Татарстан на основании контракта от <дата>.... проводилась открытым акционерным обществом «Республиканский кадастровый центр «<данные изъяты>» в соответствии с заказом, полученным от уполномоченного органа в лице Управления Росреестра по Республике Татарстан.

По результатам работы составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, который был проверен Росреестром, о чем составлен соответствующий акт № .....

По результатам проверки Росреестр пришел к выводу о соответствии названного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, замечаний выявлено не было.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, представленные Кабинету Министров Республики Татарстан на утверждение, соответствуют результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованных с Росреестром.

Таким образом, установив, что отчет, проведенный открытым акционерным обществом «Республиканский Кадастровый центр <данные изъяты>» об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, оспариваемым постановлением утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые получили положительное заключение Росреестра.

Доводы заявителя о нарушении предусмотренной федеральным законодательством процедуры оценки земельных участков, о недостоверности и недостаточности информации о земельных участках, о неиспользовании всех факторов их стоимости являются неубедительными, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждены.

Напротив, акт проверки отчета Росреестром свидетельствует об обратном. Отчет по результатам выполненных работ проверен данным государственным органом по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку. Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении работ по кадастровой оценке, как указывалось выше, установлено не было.

Согласно части первой 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года № 1102 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по <адрес>» в части утверждения среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости земли кадастрового квартала ...., результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья