Дело- 3а-413/2017
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи: Мекеровой С.Р.
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,
с участием:
представителей административного истца ООО «Эвридики» Чопозова Г.П., Решетова И.А.,
эксперта ***,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Эвридики» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
ООО «Эвридики» обратилось с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование иска ООО «Эвридики» указало, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
***, общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для строительства объекта «Многотопливная АЗС», расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. ***.
***, общей площадью 1 547 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для строительства смешанного магазина под производственную базу, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ***.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года определена:
с кадастровым номером *** в размере 12332 520 рублей;
с кадастровым номером *** в размере 6359469,48 рублей.
22 декабря 2016 года общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенной оценщиком ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» в отчетах об оценке № 000273Ю/2/2016, № 000273Ю/1/2016 от 28 ноября 2016 года:
с кадастровым номером *** в размере 3984 000 рублей;
с кадастровым номером *** в размере 1562 000 рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12 января 2017 года указанное заявление отклонено.
Административный истец, считая оспариваемую кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков недостоверной, существенно превышающей рыночную стоимость этих участков, что нарушает его права как плательщика земельного налога на указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению налога, просил установить кадастровую стоимость этих объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 480/10-4 от 14 сентября 2017 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:
с кадастровым номером *** в размере 3806 405 рублей;
с кадастровым номером *** в размере 1896 200 рублей.
В судебное заседание представители административных ответчиков: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились.
Администрация муниципального образования Ессентукского сельсовета Предгорного района представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Эвридики» Чопозов Г.П., Решетов И.А., уточнили заявленные исковые требования и просили установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размерах определенных судебной оценочной экспертизы.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, допросив эксперта ***, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
В силу статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из материалов дела, ООО «Эвридики» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
***, общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для строительства объекта «Многотопливная АЗС», расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 26-АЖ 143657 от 08 февраля 2010 года;
***, общей площадью 1 547 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для строительства смешанного магазина под производственную базу, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 26-АЖ 111996 от 17 декабря 2009 года.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно представленным в деле кадастровым справкам от 17 ноября 2016 года, выданным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года, определена:
с кадастровым номером *** в размере 12332 520 рублей;
с кадастровым номером *** в размере 6359469,48 рублей.
В силу вышеизложенных законоположений, установление кадастровой стоимости в отношении данных земельных участков затрагивает права и обязанности собственника ООО «Эвридики» как плательщика земельного налога и дает последнему право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, ООО «Эвридики» в подтверждение величины их рыночной стоимости представило составленные оценщиком ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» отчеты об оценке № 000273Ю/1/2016, № 000273Ю/2/2016 от 28 ноября 2016 года, согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости 01 января 2015 года, составляет:
с кадастровым номером *** в размере 3984 000 рублей;
с кадастровым номером *** в размере 1562 000 рублей.
На указанные отчеты об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик, составивший отчеты, даны положительные экспертные заключения от 30 ноября 2016 года № 1110/17-16, № 1110/16-16.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельных участков, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороныадминистративного истца проведена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № 480/10-4 от 14 сентября 2017 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:
с кадастровым номером *** в размере 3806 405 рублей;
с кадастровым номером *** в размере 1896 200 рублей.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего действительную рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход, обосновав отказ от использования иных подходов.
В рамках сравнительного подхода экспертом использовался метод сравнения продаж, проведен анализ рынка в тех его сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемых объектов, по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объектов оценки. Подобрано 4 объекта - аналога, два из которых, расположены в одном с оцениваемыми земельными участками населенном пункте, ст. Ессентукской, аналог № 2 ул. Этокской (въезд в станицу), аналог № 3 по ул. Гагариной, д.3, два объекта-аналога расположены в г. Ессентуки, аналог №1 по ул. Первомайской, аналог №4 по ул. Пятигорской, сопоставимых по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения, где проанализирован каждый сравниваемый объект-аналог, выявленные отличия откорректированы, с приведением обоснований применения этих корректировок.
Экспертом применена скидка на торг в размере среднего значения для неактивного рынка 15 %, корректирующие коэффициенты на площадь, на наличие удобных подъездных путей. Необходимости в применении иных корректировок не требуется.
Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов экспертом получена из объявлений о продаже имущества, размещенных в архиве объявлений на общедоступном Интернет-сайте http://avito.ru, что подтверждается представленными в заключении скрин-шотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о местоположении, категории, размере, стоимости объекта и иных характеристиках.
Объекты, отобранные в качестве аналогов в рамках сравнительного подхода, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки, май, октябрь, ноябрь 2014 года, и с момента публикации предложений по продаже актуальны на дату оценки.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ***, составивший вышеуказанное экспертное заключение, подтвердил его выводы.
Основания сомневаться в правильности выводов эксперта у суда отсутствуют, поскольку они мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Доказательства о недостоверности выводов и результатов экспертного заключении, иной рыночной стоимости земельных участков, по делу не представлены. Лицами, участвующими в деле, заключение экспертизы в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Ходатайств о проведении по делу повторной оценочной экспертизы не заявлялось.
Значительное отличие от кадастровой стоимости земельных участков величины рыночной стоимости этих участков, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
На основании изложенного, административный иск ООО «Эвридики» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, подлежит удовлетворению в размере, определенной заключением судебной экспертизы.
Вместе с тем, иск ООО «Эвридики», предъявленный к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
С 01 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1статьи 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом РОСРЕЕСТРА от 28 октября 2009 года №325, на территории Ставропольского края функции по государственной кадастровой оценке осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю).
Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В Приказе Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» приведены общие полномочия органа регистрации прав, не связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Таким образом, из содержания приведенных приказов Росреестра следует, что права Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости ограничены, она наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В соответствии с Уставом ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденным Приказом Росреестра от 13 декабря 2016года № П/0595, его филиалы наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; формированию и предоставлению перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и др.
В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на 01 января 2015 года, то есть на дату составления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной являются: государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки 2015 года был сформирован и предоставлен (предоставлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю.
При таких обстоятельствах, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
На основании изложенного, суд пришел к выводу об отказе административному истцу в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, как предъявленному к ненадлежащему ответчику.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
По настоящему делу заявление ООО «Эвридики» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 22 декабря 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Эвридики» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для строительства объекта «Многотопливная АЗС», расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3806 405 (три миллиона восемьсот шесть тысяч четыреста пять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1 547 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное пользование: для строительства смешанного магазина под производственную базу, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская, ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1896 200 (один миллион восемьсот девяносто шесть тысяч двести) рублей.
Заявление ООО «Эвридики» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 22 декабря 2016 года.
В иске ООО «Эвридики» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.Р. Мекерова