Дело № 3-7/2011
Р Е Ш Е Н И Е
г.Курган 26 декабря 2011 г.
Курганский областной суд в составе:
судьи Стрижовой В.Н.
при секретаре Новгородовой К.А.
с участием прокурора Богомазовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24 ноября 2011 г. № 46-18 «Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года».,
заслушав доводы заявителя ФИО1, возражения представителей заинтересованных лиц: Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области: ФИО2, Головня О.А., ФИО3, ФИО4, представителя Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» ФИО5, заключение прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24 ноября 2011 г. № 46-18 «Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 01 января по 31 декабря 2012 года», указав, что пунктом 3 данного постановления установлено два тарифа на захоронение твердых бытовых отходов (далее ТБО): 53,69 руб. за куб.м. или 335,54 руб. за тонну. По мнению заявителя, установление одновременно тарифов за единицу веса и за единицу объема ТБО противоречит п.8 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценнообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», с соответствии с которым тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются в применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов. Данная норма воспроизведена в п.60 «Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, согласно которому в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов устанавливаются одноставочные тарифы в расчете на 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
Кроме того, заявитель выразил сомнение в законности установления фиксированного тарифа в размере 53,69 руб. за 1 куб. м. по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является, в частности, установление фиксированных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Ссылаясь на размещенную в открытом доступе информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО», заявитель полагал, что в себестоимость оказанных услуг, составляющую руб. необоснованно включены «прочие косвенные расходы» в сумме руб. ФИО1 указал, что ежемесячная сумма платежа за вывоз ТБО в 2011г. составила для него ., в год - . По его мнению, составляющая на захоронение ТБО ориентировочно равна 30%, в связи с чем, полагает, что оплатил МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» примерно руб., при этом, половину данной суммы составили косвенные затраты, необходимость которых не подтверждена. Кроме того, согласно протоколу заседания правления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24.11.2011, в объем финансовых потребностей МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» включены расходы на выполнение услуг сторонними организациями в сумме руб., составляющие 37 % от общей суммы. Заявитель полагал, что тариф установлен произвольно, в том числе в части его установления за единицу массы.
В дополнениях к заявлению ФИО1 ссылался на отсутствие информации о формировании тарифа, выраженного в весовых единицах, полагал, что в виду невозможности учета принятых от управляющих компаний (ТСЖ, ЖСК) отходов в единицах массы, оплата за сданные отходы производственных предприятий будет компенсироваться жителями многоквартирных домов.
В последующих дополнениях заявитель указал на необоснованность включения в тариф расходов на ремонт и перепланировку зданий и сооружений, расположенных по в г.Кургане, в сумме тыс. руб., со ссылкой на отсутствие у МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» правоустанавливающих документов на данный объект недвижимости и необоснованность включения данных расходов в производственную программу МУП. Также полагал, что затраты на укладку плит и устройство ограждения были уже ранее включены в состав косвенных расходов, оспаривал применения коэффициента плотности ТБО, установленного регулирующим органом.
В письменном отзыве Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области против заявления возражал, указал, что услуга по утилизации (захоронению) ТБО не относится к коммунальным услугам, оказываемым гражданам, в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме включается плата за вывоз твердых и жидких бытовых отходов, утверждаемая органами местного самоуправления. Однако данная услуга не тождественна услуге по утилизации (захоронению) ТБО. Наличие договорных отношений между МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» и заявителем не подтверждено. Заявитель не является потребителем услуг данного МУП. В связи с чем, полагал, что права заявителя не могли быть нарушены оспариваемым постановлением, которое, по мнению заинтересованного лица, принято в соответствии с требованием законодательства. Экономическая обоснованность тарифов подтверждена экспертным заключением экспертного совета Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. Ссылку заявителя на плановые показатели деятельности предприятия на 2011 г. счел несостоятельной, поскольку департаментом учитывались фактические показатели за 2010 г. и ожидаемые показатели за 2011 г. Утверждение тарифов, как на единицу веса, так и на единицу объема полагал не противоречащим закону, со ссылкой на отсутствие у МУП резервной весовой установки и наличие у организаций, осуществляющих вывоз и сдачу ТБО автотранспорта, позволяющего уплотнять твердые бытовые отходы.
В дополнительных письменных возражениях Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области также указывал на правомерность применения Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утвержденной Минстрой РФ от 02.11.1996) и письма ОАО «Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова» от 03.03.2011, для определения массы и объема ТБО при утилизации. Также заинтересованное лицо ссылалось на установленную решением арбитражного суда оценку законности определения количества отходов в спорных правоотношениях между МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» и ООО «» (осуществляющее вывоз ТБО) и установленную решением арбитражного суда правильность определения количества отходов в весовых категориях.
В судебном заседании заявитель требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области: ФИО2, Головня О.А., ФИО3, ФИО4, возражали против требований заявителя, указывая на принятие нормативного правового акта в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка и федерального законодательства.
Представитель Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» ФИО5 также полагал требования необоснованными.
Представители заинтересованных лиц также ссылались на злоупотребление правом со стороны заявителя, предъявившего данные требования в интересах его работодателя - ООО «», поскольку между данным ООО и МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» имеется спор о порядке расчетов за оказанные последним услуги по утилизации (захоронению) ТБО.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В силу ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные , законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 ).
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. №149 в целях усиления эффективности государственного регулирования тарифов, осуществления единой тарифной политики на территории Курганской области создан орган исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов - Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Данный орган исполнительной власти в соответствии с п.1, подп.5 п.5, подп.26 п.6 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, п.4 ч.4 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» полномочен устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (п.1 ч.2 ст.1 Закона).
На заседании правления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области принято постановление от 24 ноября 2011 г. № 46-18 «Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года», которым установлено:
1. Применить при установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей метод установления фиксированных тарифов.
2.Согласовать производственную программу Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
3.Установить и ввести в действие одноставочные тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» на период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 53,69 руб. за куб.м. или 335,54 руб. за тонну.
4.Признать утратившим силу с 01 января 2012 года постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 11 ноября 2010 года №39-1 «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» (г.Курган) с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.
Данное постановление официально опубликовано в приложении к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» 06.12.2011, выпуск № 92(519). Согласно ст. ст. 4, 10, 48, 51 Закона Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» является нормативным правовым актом, вступившим в силу после официального опубликования.
Указанный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия, что не оспаривается заявителем.
Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с , закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установление фиксированных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, относится к одному из методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 5, 7 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации её производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Ч.2 ст.3 Закона предусматривает, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством РФ.
Соответствующие полномочия Правительства РФ закреплены в ч. 1 ст. 4 Закона, согласно которой Правительство РФ утверждает, в том числе, основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
На основании данных норм, издано Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", которым утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В разделе I названных Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса предусмотрено следующее.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий (п. 3).
Тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России, которые, в том числе определяют правила расчета тарифов и надбавок.
Указанным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 также поручалось Минрегиону России по согласованию с Минэкономразвития России, ФСТ России и ФАС России разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные названными Основами. Во исполнение этого поручения Приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 г. N 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Из материалов дела усматривается, что заявление МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» об открытии дела по установлению тарифов на услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2012 год, с приложением пакета документов, в том числе производственной программы Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года, расчет тарифов на услуги по утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2012 год в размере: 60,25 руб. за 1 куб. м. и 376,56 руб. за 1 тонну поступили в адрес Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» 07.10.2011, то есть с соблюдением установленного срока и порядка подачи документов.
Комиссионным заключением от 22.11.2011 экспертного совета Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области по результатам исследования представленных документов и произведенных расчетов Муниципальному унитарному предприятию города Кургана «Шуховский полигон ТБО» было предложено внести изменения в представленную производственную программу в соответствии с данным экспертным заключением. Признаны экономически обоснованными материалы, представленные Муниципальным унитарным предприятием города Кургана «Шуховский полигон ТБО» на 2012 год, структура и размер финансовой потребности для реализации производственной программы на период регулирования, скорректированные с учетом настоящего экспертного заключения, произведена оценка доступности тарифов для потребителей.
Правлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области предложено согласовать данную производственную программу, скорректированную с учетом настоящего экспертного заключения, а также признаны обоснованными одноставочные тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 53,69 руб. за куб.м. или 335,54 руб. за тонну.
Как следует из заключения, расчет оспариваемых тарифов произведен в соответствии с требованиями законодательства, в том числе с применением установленных методов регулирования тарифов.
Кроме того, ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает необходимость соблюдения, помимо указанных заявителем методов регулирования тарифов, общих принципов регулирования тарифов и надбавок, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; а также полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Суд полагает, что доводы заявителя о необоснованности установленных тарифов, как противоречащих установленным принципам регулирования тарифов, непоследовательны, после предъявления заявления в суд дважды изменялись по существу в виде представленных дополнений, являются несостоятельными.
Как следует из указанного заключения экспертного совета Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, после проведенных расчетов на основании представленного пакета документов, экспертный совет исключил ряд расходов, включенных в предложенный МУП расчет потребности в финансовых средствах. В связи с предложенным экспертным советом снижением предполагаемых затрат на 2012 год, размер тарифа снижен, по сравнению с действовавшим в предыдущий период.
Ссылки заявителя на отсутствие информации о содержании «прочих косвенных расходов» и основанное на этом предположение о повторном включении в состав косвенных расходов затрат на укладку плит и устройство ограждения, опровергаются указанным заключением, содержащим расшифровку данных расходов. Кроме того, заявитель не был лишен возможности реализации права на получение дополнительной информации в соответствии со стандартами раскрытия информации.
Довод о необоснованности учета расходов на ремонт зданий и сооружений, расположенных по в г.Кургане, в сумме тыс. руб., со ссылкой на отсутствие у МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» правоустанавливающих документов на данный объект недвижимости голословен, по существу опровергнут пояснениями самого заявителя, подтвердившего, что часть здания передана в хозяйственное ведение МУП, и пояснениями представителей заинтересованных лиц о передаче данного здания распоряжением Администрации г.Кургана в хозяйственное ведение МУП. Ссылка заявителя на отсутствие регистрации права существенного правового значения не имеет, поскольку при отсутствии спора правообладатель не лишен возможности её осуществления.
При этом, как следует из дела и как пояснил представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, заключение экспертного совета Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, в том числе в части определения оспариваемой заявителем суммы расходов на выполненные услуги сторонними организациями, основано на представленных МУП г.Кургана «Шуховский полигон ТБО» документах, в частности договорах с подрядными организациями, локальными сметными расчетами. Данное обстоятельство не оспорено заявителем.
Заявитель по существу подвергает сомнению достоверность части представленных МУП сведений о расходах. Между тем, указанные доводы не могут служить основанием для признания оспариваемого постановления противоречащим установленным п.1 ч.1 ст.8 и ст.9 Федерального закона N 210-ФЗ методам регулирования тарифов, поскольку именно в соответствии с данными методами был принят нормативный правовой акт Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Довод ФИО1 о необоснованности включения расходов на ремонт и перепланировку зданий и сооружений по в г.Кургане, поскольку данные объекты не участвуют в непосредственном производственном процессе, основаны на неправильном применении норм материального права, в том числе: п.22, п.24 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520, п.23 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 №47, согласно которым в величину финансовых потребностей по реализации производственной программы включаются планируемые расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организации (не только связанные с производством, но и с реализацией продукции), внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы на прибыль.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценнообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов. Данная норма воспроизведена в п.60 «Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47.
Мнение заявителя о том, что оспариваемое постановление, устанавливающее одновременно тариф за единицу веса и за единицу объема ТБО, противоречит указанным выше нормам закона и методических указаний, основано на неправильном толковании норм материального права.
Из п.8 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 «Об основах ценнообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» следует, что тарифы устанавливаются одноставочные, с предложением двух вариантов расчета платы. Наличие в данной правовой норме союза «или» не влечет безусловный выбор только одного из указанных вариантов, не исключает возможность установления тарифа, как в единице веса, так и в единице объема. Установление двух вариантов расчета предоставляет выбор того или иного варианта по согласованию между организацией, предоставляющей соответствующие услуги, и потребителем услуг.
Таким образом, установление в оспариваемом постановлении двух вариантов расчета не противоречит требованиям закона, кроме того, не нарушает прав потребителей услуг.
При этом, как следует из пояснений сторон и комиссионного заключения от 22.11.2011 экспертного совета Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, оспариваемым постановлением осуществлено снижение тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО на 2,9%, по сравнению с предыдущим периодом (годом). В связи с чем, доводы заявителя о нарушение оспариваемым постановлением его прав, как потребителя услуги, безосновательны. Физическая и экономическая доступность данного тарифа в соответствии с критериями определения доступности, установленными постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24.05.2007 №9-1, подтверждена заключением и не оспаривается заявителем. Федерации решения об установлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельных индексов не было принято, регулирующим органом субъекта согласно п.12 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 был установлен для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО, предельный индекс по муниципальному образованию г.Курган в размере 105, 1 %.
Кроме того, суд полагает, что оспариваемым постановлением фактически не затрагиваются права и охраняемые законом интересы заявителя.
В обоснование довода о нарушении своих прав ФИО1 ссылался на то обстоятельство, что, являясь собственником квартиры в многоквартирном доме, деятельность по содержанию которого осуществляет ЖСК, он опосредованно производит оплату услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемую МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО».
Данные доводы заявителя суд находит несостоятельными.
Как следует из оспариваемого постановления, тарифы установлены для потребителей услуг МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО». Данный полигон ТБО является не единственным в Курганской области.
В реестр потребителей услуг данного МУП ФИО1 не включен, что подтверждено представленной копией реестра. Потребителями услуг МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» физические лица не являются. Более того, заявитель не может являться потребителем услуг данного МУП, в силу действующего правового регулирования.
Согласно п.17 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребителями услуг организаций коммунального комплекса являются лица, приобретающие данные услуги по договору. В многоквартирных домах такими потребителями могут являться ТСЖ, ЖСК, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги. Собственники помещений в многоквартирном доме являются потребителями услуг только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подп. «а» п.17 ст.2 Закона).
Поскольку заявитель проживает в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ЖСК-13 «КМЗ» (далее по тексту ЖСК), соответственно ФИО1 не является потребителем услуг МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО». В договорных отношениях с МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» заявитель не состоит.
Потребителем услуг указанного МУП, в данном случае, не является даже ЖСК, обслуживающий жилой дом, в котором проживает заявитель, поскольку на 2011 год ЖСК заключен договор с ООО «» на оказание автотранспортных услуг по перевозке отходов производства и потребления для захоронения их на полигоне ТБО. Данная услуга не равнозначна услуге по утилизации ТБО, соответственно на договор о предоставлении услуги по вывозу ТБО спорный тариф не распространяется, что подтверждено ссылками заявителя на договор между ООО «» и ТСЖ (предмет которого определен сторонами в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ о свободе договора), а также подтверждено пояснениями заявителя и заинтересованных лиц о том, что оплачиваемая собственниками квартир дома стоимость услуг по вывозу ТБО не установлена тарифами, согласована исключительно по усмотрению сторон договора. Размер платы для собственников квартир установлен на общем собрании ЖСК.
Сдачу ТБО на полигон осуществляет ООО «». Соответственно потребителем услуг МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» являлся в 2011 г. ООО «», а не ФИО1 и не ЖСК, обслуживающий многоквартирный дом, в котором расположена квартира заявителя. На 2012 год подобный договор между ЖСК и ООО «» не заключен.
Таким образом, оспариваемыми тарифами права заявителя не могут быть нарушены.
Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» непосредственно установление платы за коммунальные услуги для граждан не регулирует (ст.1 Закона).
Более того, суд полагает, что, предъявляя требование об оспаривании постановления об утверждении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО», заявитель злоупотребляет правом.
Как следует из представленных доказательств, пояснений лиц, участвующих в деле, между МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» и ООО «», осуществляющим вывоз ТБО и сдачу на полигон, имеет место быть спор по оплате услуг МУП по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Данный спор являлся предметом рассмотрения дела арбитражными судами. Из судебных постановлений арбитражных судов следует, что ООО «», осуществляя после приемки от потребителей в неуплотненном виде ТБО по объему их последующее уплотнение и сдачу на полигон, получало дополнительный доход, таким образом, не заинтересовано в сдаче ТБО для утилизации (захоронения) по весу и установлении тарифа, исходя из веса ТБО.
Как установлено, ФИО1 является юристом ООО «», представляет интересы последнего в различных судебных инстанциях.
При этом заявителем не приведено каких-либо убедительных доводов нарушения его прав установлением данных тарифов.
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что являются состоятельными доводы представителей заинтересованных лиц о наличии злоупотребления правом со стороны заявителя. ФИО1, как физическое лицо, со ссылкой на нарушение своих прав оспаривает указанное выше постановление в суде общей юрисдикции, при этом, фактически осуществляет защиту интересов ООО «», споры которого с поставщиком услуг - МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» относятся к подведомственности арбитражного суда. Данные обстоятельства подтверждены непоследовательностью существа обоснований заявленных требований, представленными решениями арбитражного суда о наличии спора между юридическими лицами, одному из которых заявитель оказывает юридические услуги в рамках трудовых отношений, а также косвенно подтверждены показаниями самого заявителя, подтвердившего, что решение вопроса о предъявлении ООО «» иска в арбитражный суд об оспаривании тарифов будет зависеть от исхода рассмотрения данного спора.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Исследовав представленные доказательства, проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения постановления не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, не нарушают охраняемых законом прав и интересов заявителя, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения его требований о признании оспариваемого постановления недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 24 ноября 2011 г. № 46-18 «Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Федерации в течение 10 дней после вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Курганский областной суд.
Судья