ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
20 декабря 2010 года г. Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ларионовой СВ.
при секретаре: Новиковой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Орле, в помещении Орловского областного суда гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к Орловской областной общественной организации спасания на водах о ликвидации общественного объединения и возложении на учредителей обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее Управление) обратилось в суд с иском к Орловской областной общественной организации спасания на водах (далее Организации), ее учредителям - <данные изъяты> о ликвидации общественного объединения и возложении на учредителей обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Орловская областная общественная организация спасания на водах зарегистрирована Управлением юстиции администрации Орловской области 16.01.1998 года.
15.04.2010 г. в Управление поступило уведомление о продолжении деятельности Организации и отчёт об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН 0003, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
При анализе и рассмотрении представленных документов
установлены нарушения ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.24, ч.2 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»), а именно:
- Организация использует в оттиске печати незарегистрированную в установленном порядке символику (изображение якоря);
- в нарушение норм действующего законодательства Организация не проинформировала Управление о смене адреса (места нахождение) постоянно действующего руководящего органа, поскольку сведения о месте жительства лица, действующего без доверенности от имени организации <данные изъяты>., указанные в уведомлении о продолжении деятельности - <данные изъяты> не соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц - <данные изъяты>
29.04.2010 года в адрес общественной организации было вынесено письменное предупреждение с указанием выявленных в ходе проверки нарушений и предписанием их устранения в срок до 12.07.2010 года.
Вышеуказанное предупреждение вернулось в Управление с отметкой на почтовом конверте «организация не значится».
Нарушения, указанные в предупреждении, в срок до 12,07.2010 года устранены не были.
Кроме того, 21.05.2010 года в адрес Управления поступило письмо Заместителя <данные изъяты> и Правительства <данные изъяты> с просьбой провести внеплановую проверку организации в связи с имеющимися признаками нарушений Устава организации.
С 14.06.2010 года по 06.08.2010 года было назначено проведение внеплановой документальной проверки Организации.
Однако необходимые для ее проведения документы представлены не были.
Поскольку в ходе внеплановой проверки Организация не представила запрошенные документы: решения руководящих органов организации и распорядительные документы по ее управлению, не оказала содействие в ознакомлении с ее деятельностью в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, 11.08.2010 года в адрес общественной организации было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения закона с предписанием их устранения в срок до 13.09.2009 года.
Указанное предупреждение вернулось в Управление с почтовой отметкой «истек срок хранения».
Поскольку в результате контроля за деятельностью организации были выявлены нарушения требований ст. ст. 24, 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», выразившиеся в нарушении положений Устава организации, использовании незарегистрированной в установленном порядке символики, а также непредставлении в Управление установленных форм отчётности и никаких мер по устранению. данных нарушений организацией принято не было, Управление просило ликвидировать Орловскую областную общественную организацию спасания на водах и возложить на учредителей обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица.
Представители Управления по доверенности <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив, что при осуществлении контроля за соблюдением Орловской областной общественной организацией спасания на водах законодательства РФ, а также за соответствием его деятельности целям и задачам, предусмотренным Уставом общественной организации были установлены нарушения ст. ст. 24, 29 " Федерального закона «Об общественных объединениях», для устранения которых в Организацию неоднократно Управлением были направлены письменные предупреждения с указанием срока по их устранению, однако нарушения устранены не были.
В связи с этим, распоряжением Управления от 26.07.2010 года была приостановлена деятельность общественного объединения сроком, на два месяца с 27.07.2010 года по 27.09.2010 года.
Однако допущенные этой организацией нарушения норм действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления её деятельности, до настоящего времени не устранены, что в силу ст. 44 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации общественного объединения.
Представители Орловской областной общественной организации спасания на водах <данные изъяты> исковые требования признали в полном объёме, пояснив суду, что они являются учредителями с момента образования и регистрации организации, т.е. с 1998 года. До 2004 Года председателем организации, как лицом действующим без доверенности, являлся <данные изъяты>. и Организация представляла в контролирующий орган отчёты о своей деятельности. С 2004 года деятельность организации практически прекратилась, поскольку вновь избранный Председатель организации <данные изъяты>. фактически является, единственным членом Организации и осуществляет деятельность по месту своего жительства: <данные изъяты> что является нарушением Устава Организации. Никаких сведений о деятельности Организации в УФРС России по Орловской области не представляет. Нарушения, допущенные Организацией, указанные Управлением в предписаниях, считают обоснованными. Признают также и тот факт, что изложенные в предписаниях Управления нарушения Организацией не были устранены. Поскольку общественная организация не осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и её Уставом, не возражали против ее ликвидации.
Представитель Организации <данные изъяты> будучи надлежащим
образом, извещенным о месте и времени слушания дела судом, в судебное заседание не явился, возражения не иск не представил.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла ФИО1, будучи извещенной о месте и времени слушания дела судом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменные возражения, в которых ИФНС возражает против удовлетворения исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области о ликвидации Орловской областной общественной организации спасания на водах, поскольку у данной общественной организации имеются долги по обязательным налоговым платежам в общей сумме <данные изъяты> коп, которые до настоящего времени не погашены.
Выслушав представителей <данные изъяты> суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрена и ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В силу ст. 29 Федерального Закона от 19.05.1995 года «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано, в том числе: - ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
-представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган,
принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об
изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в
течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее
одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от
общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный
регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр
юридических лиц запись об изменении сведений об общественном
объединении.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей11 предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В силу п.2 ст. 61 ПС РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основаниями для ликвидации общественного объединения являются, в частности:
- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,
федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо
систематическое осуществление общественным объединением деятельности,
противоречащей его уставным целям;
- не устранение в срок, установленный федеральным органом
государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности
общественного объединения.
П.З ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Из материалов дела видно, что 23 октября 1997 года создана Орловская общественная областная организация спасания на водах и решение об ее государственной регистрации принято Управлением юстиции Орловской области 16 января 1998 года, учетный номер 371.
Учредителями данной организации являются <данные изъяты> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.137,138-139,199-200).
Председателем Совета данной организации на общем собрании был избран <данные изъяты>
29.12.2003 года председателем Совета организации избран <данные изъяты> что подтверждается протоколом внеочередного Пленума Орловского областного Совета ОСВОД и внесением записи в ЕГРЮЛ <данные изъяты>
Председатель Организации <данные изъяты> г. представил в Управление уведомление о продолжении ее деятельности и отчёт об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», из которого следовало, что организацией допущены грубые нарушения норм действующего законодательства л.д. 159-165).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об общественных объединениях» символика общественного объединения подлежит государственной регистрации и учёту в порядке, установленном, законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации символики общественных объединений установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 97 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений».
Однако судом установлено, что используемая организацией символика в оттиске печати в виде изображения якоря с 2009года не прошла государственную регистрацию, несмотря на прямое предписание закона.
Данное обстоятельство не оспаривали в судебном заседании учредители организации <данные изъяты>
Кроме того, ч, 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, из представленного 15.04.2010 года отчета следует, что сведения о паспортных данных (а именно: сведения о месте жительства) лица, действующего без доверенности от имени Организации, <данные изъяты>, указанные в уведомлении о продолжении деятельности <данные изъяты> не соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц <данные изъяты>
Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства Организация не представила в Управление документы, необходимые для внесения изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации.
Установив допущенные Организацией нарушения, Управление 29.04.2010 года направило в адрес Организации, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц <данные изъяты>), письменное предупреждение № 03-11/1846 о недопустимости нарушения действующего законодательства с предписанием устранения нарушений до 12.07.2010 года (л.д. 168-172).
Однако вышеуказанное предупреждение вернулось в Управление с отметкой на почтовом конверте «организация не значится» (л.д.173).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ч.2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Организация не проинформировала Управление о смене адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа и не устранила допущенные нарушения в установленный контролирующим органом срок.
Кроме того, из материалов дела следует, что 21.05.2010 года в Управление поступило письмо Заместителя <данные изъяты> и Председателя <данные изъяты> с просьбой провести внеплановую проверку Организации в связи с имеющимися признаками, свидетельствующими о нарушении Организацией действующего законодательства.
В письме сообщалось, что председатель организации <данные изъяты> на все предложения Главного управления МЧС России по Орловской области по реализации плана совместных мероприятий в рамках взаимодействия с Организацией в 2009 году ставит условия об оплате, в противном случае отказывается от участия в каких-либо мероприятиях, проводимых Главным управлением МЧС России по <данные изъяты> также пишет письма в учреждения массового отдыха с предложением принять на работу инструктором на летний период. Одним из источников дохода Организации является выдача удостоверений инструкторов по плаванию и спасателей. Учитывая, что у Организации отсутствует материально-техническая база (обучение ведётся в квартире <данные изъяты>) и необходимые для осуществления образовательной деятельности разрешения, данная противозаконная деятельность председателя <данные изъяты> ставит под угрозу жизнь людей (л.д. 173-174).
Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель МЧС России <данные изъяты>., указавший на то, что письмо о нарушении уставной деятельности председателем Организации в адрес <данные изъяты> готовило МЧС России по Орловской области, поскольку Организация фактически с 2005 года никакой уставной деятельности не ведет. Разовые мероприятия по патрулированию сотрудниками МЧС России по Орловской области водных объектов, в которых принимал участие <данные изъяты> А., не могут свидетельствовать о систематической уставной деятельности Организации(л.д.95-116,254).
С 14.06.2010 года по 06.08.2010 года Управлением было назначено
проведение внеплановой проверки соответствия деятельности Организации
уставным целям и законодательству Российской Федерации, истребованы
необходимые для её проведения документы, которые в указанный срок
представлены не были.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом председателя <данные изъяты>
Согласно абзацам 5, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:
- представлять по • запросу органа, принимающего решения о
государственной регистрации общественных объединений, решения
руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также
годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений,
представляемых в налоговые органы;
- оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о
государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с
деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных
целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями, выразившимися в не представлении запрошенных в уведомлении о проведении проверки решений руководящих органов организации и распорядительных документов по её управлению, а также не оказании содействий в ознакомлении с её деятельностью в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, в адрес постоянно действующего руководящего органа организации и по месту жительства председателя организации ФИО2 Управлением Министерства юстиции по Орловской области года было вынесено предупреждение об устранении допущенных нарушений в срок до 13.09.2010 года.
Однако 18.09.2010 года указанное уведомление вернулось в адрес Управления с почтовой отметкой «истек срок хранения» (л.д. 216-219).
Поскольку в этот срок нарушения законодательства РФ и положений Устава организацией не были устранены, ее деятельность была приостановлена сроком на два месяца распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области от 15.09.2010 года, вынесенным на основании ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" (л.д. 236,237).
Указанное распоряжение Управления Министерства юстиции по Орловской области организацией обжаловано не было, а выявленные нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.
Доказательств, подтверждающих исправление допущенных недостатков на момент рассмотрения дела судом, представителями Организации не представлено.
Поскольку нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, организацией устранены не были, Орловская областная общественная организация спасания на водах подлежит ликвидации.
Не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований наличие у Орловской областной общественной организации спасания на водах задолженности по обязательным налоговым платежам, поскольку вопрос о погашении задолженности перед бюджетом будет решен в ходе ликвидации юридического лица, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Поскольку судом удовлетворены заявленные требования и истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в бюджет муниципального образования «Город Орёл».
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области к Орловской областной общественной организации спасания на водах, ее учредителям - <данные изъяты> о ликвидации общественного объединения и возложении на учредителей обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица - удовлетворить.
Ликвидировать Орловскую областную общественную
организацию спасания на водах.
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации данной организации на учредителей <данные изъяты>
Взыскать с Орловской областной общественной организации спасания на водах государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Орёл» в сумме <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в 10- дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Орловского областного суда Ларионова СВ.