ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-7/2014 от 10.06.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3-7/2014 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2014 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Керносенко Е.В.,

при секретаре Аленевской А.С.,

с участием представителя заявителя Камчатского транспортного прокурора Новицкого М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Дальневосточного транспортного прокурора о признании недействующим п. 4.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Камчатском крае, утвержденных Постановление Правительства Камчатского края от 8 мая 2009 года № 208-П,

у с т а н о в и л:

Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления в силу решения суда п. 4.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Камчатском крае, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 8 мая 2009 года № 208-П, в части, устанавливающей, что наплавные мосты должны иметь спасательные круги из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой стороны.

В обоснование заявленных требований указал, что пункт 4.6 указанных Правил в обжалуемой части принят Правительством Камчатского края с превышением полномочий, поскольку Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации право принимать нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта, а определение количества индивидуальных и коллективных спасательных средств, в том числе на наплавных мостах на внутренних водных путях Российской Федерации, в силу в силу пункта 114 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623, относится к исключительной компетенции органа классификации судов.

В судебном заседании Камчатский транспортный прокурор Новицкий М.А. заявленные требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить.

Заинтересованное лицо Губернатор Камчатского края участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Губернатора Камчатского края Анькина Е.С в судебном заседании не участвовала, заявлением просила рассмотреть дело в отсутствие Губернатора.

Заинтересованные лица Правительство Камчатского края, Государственная инспекция по маломерным судам Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения Камчатского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правила охраны жизни людей на водных объектах в Камчатском крае (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Камчатского края от 8 мая 2009 года № 208-П, опубликованы в печатном издании «Официальные ведомости» 19 мая 2009 года № 87-88, вступили в законную силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, изменены Постановлениями Правительства Камчатского края от 1 июля 2009 года № 269-П, от 23 августа 2012 № 383-П.

Правила устанавливают требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей в местах массового отдыха на водных объектах в Камчатском крае, при пользовании паромными, лодочными переправами и наплавными мостами, при пользовании ледовыми переправами и обязательны для выполнения всеми водопользователями, организациями Камчатского края и гражданами, проживающими в Камчатском крае (пункт 1.2 Правил).

Пунктом 4.6 Правил предусмотрено, что переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты - спасательные круги из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой стороны.

В соответствии со статьёй 2 Водного кодекса РФ водное законодательство состоит из Водного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; во исполнение Водного кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Согласно пункту 8 статьи 25 Водного кодекса РФ утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.

Таким образом, само по себе принятие Правил охраны жизни людей на водных объектах входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.

Между тем, федеральное законодательство не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению норм обеспечения индивидуальными спасательными средствами судов, к числу которых в силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ относится наплавной мост.

В соответствии со статьёй 2 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ законодательство в области внутреннего водного транспорта состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий (пункт 1 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ)

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами (пункт 2 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Из указанного следует, что Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не предоставляет субъектам Российской Федерации право принимать нормативные правовые акты в области внутреннего водного транспорта.

Кроме того, установленные названным пунктом Правил требования, определяющие количество индивидуальных спасательных средств на судне, относятся к требованиям, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в целях защиты жизни и здоровья граждан принимаются технические регламенты.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623 утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Согласно пункту 3 регламента он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

Подпунктом «а» пункта 5 регламента предусмотрено, что к объектам его регулирования относятся, в частности, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях.

В соответствии с пунктом 114 регламента коллективные (открытые, частично и полностью закрытые, свободнопадающие спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, дежурные шлюпки) и индивидуальные спасательные средства (спасательные круги, жилеты, гидротермокостюмы и защитные костюмы) определяются в соответствии с нормами, установленными органом классификации в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация судна, типа и размеров судна.

Органом классификации судов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июля 1994 года № 780 является Российский Речной Регистр.

Приказом Российского Речного Регистра от 24 декабря 2004 года № 33-п утверждено Временное руководство Р.011-2004 по классификации и постройке наплавных мостов, пункт 3.3.1 которого (раздел Спасательные средства) предусматривает, что наплавные мосты должны снабжаться спасательными кругами из расчета один спасательный круг на 10 м длины моста и устанавливаться на леерном ограждении с низовой по течению стороны наплавного моста; 15% из них должны быть со спасательным линем.

Принимая во внимание, что определение количества индивидуальных и коллективных спасательных средств, в том числе на наплавных мостах на внутренних водных путях Российской Федерации, в силу пункта 114 технического регламента относится к исключительной компетенции органа классификации судов, суд приходит к выводу о том, что пункт 4.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Камчатском крае принят Правительством Камчатского края с превышением полномочий и подлежит признанию недействующим как противоречащий федеральному законодательству.

При таких данных имеются основания для признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 4.6 Правил в части, устанавливающей, что наплавные мосты должны иметь спасательные круги из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой стороны, с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку указанные нормы до вынесения решения суда применялись.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление заместителя Дальневосточного транспортного прокурора удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 4.6 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Камчатском крае, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 8 мая 2009 года № 208-П, в части, устанавливающей, что наплавные мосты должны иметь спасательные круги из расчета 1 круг на 5 метров моста с каждой стороны.

Сообщение о вступившем в законную силу решении суда подлежит опубликованию в издании «Официальные ведомости».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федераций через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 июня 2014 года.

Судья Е.В. Керносенко

/подпись/

Верно судья

Камчатского краевого суда Е.В.Керносенко