Дело № 3-7/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черкесск 18 августа 2014 года
Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Лайпанова А.И.,
при секретаре Урусове Р.А.,
с участием: прокурора Псху А.Р.
представителя заявителя ФИО1 – ФИО2,
представителей заинтересованных лиц: Территориальной избирательной комиссии города Карачаевска – ФИО3, избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №...
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Верховный Суд КЧР с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что 31 июля 2014 года постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики №... ФИО5 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... на дополнительных выборах депутатов Думы Карачаевского городского округу 14 сентября 2014 года, как кандидат, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России».
ФИО1 указал, что он является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу и считает решение Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... не основанным на законе и подлежащим отмене, поскольку оно противоречит закону и принято с превышением полномочий.
ФИО1 считает, что в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ) и ст. 21 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике» №44-РЗ от 03.07.2006г. (далее Закон № 44-РЗ) комиссией, организующей и проводящей выборы депутатов в орган местного самоуправления г. Карачаевска, является избирательная комиссия Карачаевского городского округа, следовательно, избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики не является вышестоящей комиссией для выборов депутатов Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва, а значит, она наделена только полномочиями, предусмотренными п. 6, 7 ст. 75 Закона №67-ФЗ, и не вправе принимать решения, не предусмотренные указанными нормами закона, в том числе подменять собой комиссию муниципального образования.
Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики нарушила указанные требования закона и самостоятельно зарегистрировала кандидата ФИО5, выдвинутого избирательным объединением, т.е. совершила незаконные действия, приведшие к принятию незаконного решения.
В соответствии с Законом №44-РЗ срок сдачи документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата заканчивается 22.07.2014г., однако до указанного времени в избирательную комиссию Карачаевского городского округа документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата ФИО5 не поступили.
Таким образом, в комиссии, уполномоченной принимать решения о регистрации, отсутствовали документы, что является основанием для отказа в регистрации на основании п.п. «в» п.24 ст. 38 Закона №67-ФЗ, т.к. документы должны быть представлены в полном объеме, в срок, установленный законом и только в комиссию, организующую выборы. Иное толкование противоречит сложившейся судебной практике и нарушает права и обязанности других кандидатов.
Кроме того, ФИО5, вообще не сдал ни одного документа для выдвижения и регистрации его в качестве кандидата в депутаты в комиссию муниципального образования, а Избирательная комиссия КЧР самостоятельно зарегистрировала его кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... на основании документов, сданных непосредственно в Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики и в связи с жалобой Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в соответствии с Законом №67-ФЗ правомерно передала жалобу в Избирательную комиссию КЧР для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством.
После поступления жалобы в Избирательную комиссию КЧР из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательная комиссия КЧР не выяснила надлежащим ли лицом подана жалоба. Жалоба подана Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России и подписана председателем партии ФИО6 Однако партия избирательным объединением на выборах депутатов Думы Карачаевского городского округа не является, а избирательной объединение, выдвинувшее кандидата - Карачаево-черкесское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России о нарушении своих прав не заявляло, в связи с чем жалобу необходимо было оставить без удовлетворения.
Удовлетворяя жалобу партии, Избирательная комиссия КЧР должна была принять одно из решений, исчерпывающий перечень которых установлен в п.6 ст.75 Закона №67-ФЗ. То есть установить имели ли место незаконные действия или бездействие избирательной комиссии Карачаевского городского округа. В случае установления такого факта признать действия или бездействие незаконным и направить документы кандидата ФИО5 в избирательную комиссию Карачаевского городского округа для принятия решения по существу. Избирательная комиссия КЧР этого не сделала и возложила на себя функции, не предусмотренные законом.
Кроме того, сама жалоба партии, поступившая из Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, вопреки указаниям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не была рассмотрена по существу, поскольку в просительной части жалобы указано требование обязать Территориальную избирательную комиссию г. Карачаевска зарегистрировать кандидатов. Однако Избирательная комиссия КЧР проигнорировала жалобу, вышла за ее пределы и по собственной инициативе зарегистрировала кандидата, не направив документы в избирательную комиссию Карачаевского городского округа и не обязав ее рассмотреть вопрос по существу.
ФИО1 считает, что указанные незаконные действия Избирательной комиссии КЧР привели к нарушению его прав, поскольку он не имел возможности ознакомиться с документами кандидата оппонента, т.к. они находились в ненадлежащей комиссии, и указать на возможные недостатки и несоответствия закону в самих документах кандидата.
В судебное заседание заявитель ФИО1, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – ФИО5 в судебное заседание также не явился. В материалах дела имеется заявление ФИО5, в котором указано, что интересы избирательного объединения Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, в том числе и интересы его (ФИО5) представляются зарегистрированным в установленном законом порядке уполномоченным представителем.
В связи со сложными семейными обстоятельствами и невозможностью участвовать в судебном разбирательстве лично, ФИО5 просит суд о рассмотрении заявления ФИО1 в его отсутствие.
Представитель избирательного объединения Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В материалах дела имеются возражения на заявление, где указано, что ст.10 Гражданского кодекса РФ устанавливает недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.
В возражениях указано, что обращение ФИО1 в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики носит заказной характер и направлено исключительно на устранение нежелательного конкурента в лице ФИО5 по одномандатному избирательному округу №... на выборах в Думу Карачаевского городского округа четвертого созыва.
Из заявления ФИО1 не видно, какие его права нарушены регистрацией кандидата в депутаты ФИО5, а лишь приводятся два фактора, которые якобы нарушили избирательные права заявителя, а именно, что он «не имел возможности ознакомиться с документами оппонента, так как они находились в ненадлежащей комиссии» и что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вместе с тем, поскольку по утверждениям ФИО1 он не имел возможности ознакомиться с документами оппонента, то непонятно откуда он узнал о его регистрации.
На факт злоупотребления правом в целях устранения законного конкурента на выборах в Думу Карачаевского городского округа четвертого созыва указывает то обстоятельство, что зарегистрировавшись в Территориальной избирательной комиссии г. Карачаевска ФИО1 получал всю информацию из упомянутой организации, однако, Территориальная избирательная комиссия г. Карачаевска, которая на законных основаниях обладает правом обжалования решений вышестоящей комиссии не предпринимает мер по оспариванию акта Избирательной комиссии КЧР, в соответствии с которым был зарегистрирован ФИО5
Считает, что права ФИО1 не могли быть нарушены тем обстоятельством, что документы для регистрации кандидата были сданы в Избирательную комиссию КЧР 22 июля 2014 года в последний установленный календарным планом день для выдвижения кандидатов, а не в закрытую для избранных лиц избирательную комиссию г. Карачаевска.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Заявителем неправомочно применены пункты 6, 7 ст.75 Закона №67-ФЗ в контексте совершенных Избирательной комиссией КЧР «нарушений».
Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом.
В силу п.6 ст.75 Закона №67-ФЗ вышестоящая комиссия, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Таким образом, не смотря на то, что требования, изложенные в жалобе относились к обязательствам Территориальной избирательной комиссии г. Карачаевска, Избирательная комиссия КЧР сочла целесообразным рассмотреть жалобу по существу и принять решение самостоятельно, что не противоречит указанным нормам права.
Избирательная комиссия вынесла решения в рамках действующих федерального и регионального законодательств, при этом довод заявителя о превышении Избирательной комиссией КЧР полномочий неправомерен.
В возражения также указывается на необоснованность доводов ФИО1 в той части, что основанием для отказа в регистрации является отсутствие документов, так как документы должны быть представлены в полном объеме, в срок установленный законом и только в комиссию, организующую выборы, поскольку им не учитывается, что избирательная комиссия г.Карачаевска с поддержки администрации г.Карачаевска незаконно препятствовала ФИО5 в его правах сдать для регистрации документы в полном объеме.
Постановление Избирательной комиссии КЧР о регистрации ФИО5 не нарушило права заявителя и не ухудшило его положение по сравнению с другими кандидатами.
Также в возражениях указано, что ФИО1 необоснованно привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Территориальную избирательную комиссию г.Карачаевска, поскольку какие-либо требования в отношении этого субъекта судебного разбирательства заявителем не предъявлены.
Кроме того, из возражений следует, что ФИО5 не является должностным лицом (органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим) и к нему не могут предъявляться требования в порядке гл. 25 ГПК РФ.
Постановлением Избирательной комиссии КЧР №... от 31 июля 2014 года о регистрации ФИО5 не нарушаются права_ третьих лиц, не созданы препятствия к осуществлению ФИО1 его избирательных прав и свобод, а только лишь создана альтернативная кандидатура на выборах. Как известно, и заявителем не оспаривается, ФИО1 благополучно зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному округу №7. Постановлением не установлены обязанности, незаконно возложенные на ФИО1 и он не привлечен к ответственности.
Суду следует учесть, что оспариваемым Постановлением порождены пассивные избирательные права ФИО5, при этом заявитель не указал на виновные действия (бездействие) со стороны ФИО5
На основании изложенного, представитель Карачаево-Черкесского Республиканского отделения Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России просит суд в удовлетворении требований ФИО1 отказать.
В соответствии со ст.ст.167, 260.1 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц.
Представитель заявителя ФИО1 по доверенности - ФИО2 в судебном заседании поддержал поданное его доверителем заявление и просил его удовлетворить, по основаниям в нем изложенных, дополнив также тем, что Избирательная комиссия КЧР не имела права самостоятельно принимать решение о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., поскольку данный вопрос не был предметом рассмотрения в Территориальной избирательной комиссии г. Карачаевска, что является нарушением п. 6 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ. Также указал, что у Избирательной комиссии КЧР имелись все основания для отказа в регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., предусмотренные п.п. «б», «в», «в1», «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку им было подано заявлении и представлены документы с нарушениями ст.ст. 33 и 35 Федерального Закона № 67-ФЗ, а также Федерального закона «О политических партиях».
Так в соответствии с п. 14.1 ст. 35 Федерального Закона № 67-ФЗ в Избирательную комиссию не была предоставлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения. В представленных ФИО5 в Избирательную комиссию постановлении пленума Комитета КЧРО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» отсутствовали сведения о тайном голосовании при выдвижении его кандидатом от политической партии. Избирательное объединение - КЧРО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» в соответствии со ст.25 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях» не уведомило избирательную комиссию о выдвижении ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №7.
Кроме того, поданное ФИО5 в Избирательную Комиссию КЧР заявление о регистрации его кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., не соответствовало требованиям ст. 33 Федерального Закона № 67-ФЗ, т.к. в нем он не дал согласия баллотироваться по надлежащему избирательному округи указав, что он дает согласие баллотироваться депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... Карачаевского городского округа, которого не существует. Также в заявлении ФИО5 не обязался прекратить деятельность не совместимую со статусом депутата, а указал, что он обязывается сложить с себя обязанности не совместимые со статусом депутата, что не предусмотрено законом. Кроме этого, данные о месте работы указанные ФИО5 в заявлении не соответствуют данным, указанным в справке. подтверждающей место работы и должность.
Считает, что каждое из указанных оснований являлось основанием для отказа в регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №....
В своих возражениях Избирательная комиссия КЧР указала, что 30 июля 2014 года в их адрес поступило письмо Члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ФИО7 о рассмотрении обращений Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
В обращении избирательного объединения о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии по городу Карачаевску приводятся доводы того, по каким причинам не удалось зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва ФИО5, выдвинутого Карачаево-Черкесским Республиканским отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Рассмотрев данное обращение на заседании Рабочей группы по
предварительному рассмотрению жалоб на решения и действия
(бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц и иных
участников избирательного процесса (далее - Рабочая группа) 30 июля 2014
года, получив пояснения председателя территориальной избирательной
комиссии, рассмотрев документы, представленные к выдвижению
ФИО5, рабочая группа пришла к выводу о том, что ФИО5, выдвинутый Карачаево-Черкесским Республиканским отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России должен быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва поскольку выдвижение ФИО5 в Территориальной избирательной комиссии по городу Карачаевску не состоялось по причинам, не зависящим от него (воспрепятствование охраной здания Администрации Карачаевского городского округа прохождению в помещение Территориальной избирательной комиссии по г. Карачаевску). Так, уполномоченный представитель и первый секретарь избирательного объединения наряду с ФИО5 совершали неоднократные попытки сдачи документов в территориальную комиссию. Попытки выдвижения ФИО5 кандидатом на выборах депутатов Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва осуществлялись в сроки установленные статьей 29.1 Закона КЧР от 03.07.2006 г. №44-РЗ. Выдвижение не было осуществлено в установленные сроки ввиду объективных обстоятельств, не зависящих от воли ФИО5 и представителей избирательного объединения.
Также Рабочей группой установлено, что документы по выдвижению списков кандидатов соответствуют требованиям статьей 29 и 31 Закона КЧР от 03.07.2006 г. №44-РЗ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Рабочая группа рекомендовала Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики устранить нарушение пассивного избирательного права и зарегистрировать ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №7.
Избирательная комиссия КЧР считает доводы заявителя несостоятельными, поскольку все их действия соответствовали закону, т.к. п.1 ст.18 Закона КЧР от 03.07.2006г. №44-РЗ установлено, что при проведении выборов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике действуют следующие избирательные комиссии: Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики; избирательные комиссии муниципальных образований; участковые комиссии. Из данного положения следует, что при проведении выборов представительных органом местного самоуправления Избирательная комиссия КЧР является вышестоящей для избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий. Кроме того, рассматривая жалобу избирательного объединения, Избирательная комиссия КЧР действовала в пределах своих полномочий согласно подпункту «б» п.6 ст.75 Закона №67-ФЗ, где сказано, что решения комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, рассмотреть жалобу и вправе вынести решение об отмене обжалуемого решения и принять решение по существу.
Кроме того, Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики поясняет, что Законом КЧР от 03.07.2006 г. №44-РЗ не предусматривается право кандидата знакомиться с личными делами и иными документами других кандидатов, зарегистрированных по тому же округу. Информация, содержащаяся в личных делах и иных документах кандидатов, защищена Федеральным законом «О персональных данных». Обработка персональных данных кандидатов осуществляется избирательной комиссией исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих избирательные действия.
Согласно главе 4 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии образуют внутреннее устройство политической партии. В Российской Федерации решения руководящих органов политических партий, а также уставы политических партий являются источниками конституционных прав. Решение принятое руководящим органом политической партии является обязательным к исполнению региональным отделением политической партии. Ввиду того, что региональное отделение политической партии является неотъемлемой частью внутреннего устройства партии вопрос о надлежащем лице, подавшем жалобу не подлежит рассмотрению.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссия Карачаево-Черкесской Республики по доверенности – ФИО4 просила заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии КЧР от 31 июля 2014 года №... оставить без удовлетворения, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель территориальной избирательной комиссии г. Карачаевска по доверенности ФИО3 в судебном заседании указал, что рабочая группа по приему документов по дополнительным выборам депутатов Думы Карачаевского городского округа Территориальной избирательной комиссии по г.Карачаевску, в соответствии с Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Думы Карачаевского городского округа, работала в штатном режиме. Жалобы и заявления в Территориальную избирательную комиссию по г.Карачаевску по вопросу приема документов и регистрации не поступали. Никаких препятствий по сдаче документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты не территориальной избирательной комиссией чинилось. Документы, послужившие основанием для регистрации, в Территориальную избирательную комиссию по г.Карачаевску не поступили.
Прокурор Псху А.Р. в своем заключении полагала, что требования ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя заявителя ФИО1, по доверенности ФИО2, представителей заинтересованных лиц – ФИО4, ФИО3, с учетом заключения прокурора Псху А.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1, по следующим основаниям.
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав всему избирательному корпусу на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 1, 2, 3, 17, 18, 32 и 55.
Предусмотренные Конституцией Российской Федерации основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах установлены Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.39 Закона №67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ, с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Следовательно, ФИО1 как зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу, что и ФИО5, в силу закона имел право обратиться в суд за защитой своих избирательных прав.
Суд считает несостоятельным доводы представителя Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политическая партия Коммунистическая партия Коммунисты России о том, что из заявления ФИО1 не видно, какие его права нарушены, поскольку в заявлении указано на нарушение равенства кандидатов, что является основанием для принятия такого заявления к производству суда.
Материалами дела установлено, что 25.07.2014г. Политическая партия «Коммунистическая партия Коммунисты России» обратилась Центральную Избирательную ФИО8 с заявлением о признании незаконным действий Территориальной избирательной комиссии г.Карачаевска. В заявлении указано, что избирательное объединение Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России намеревалась выдвинуть своих кандидатов в депутаты Карачаевской городской думы, однако с 18 по 21 июня 2014 года представителям избирательного объединения, а также кандидатам, в том числе и ФИО5 препятствовали в допуске в Территориальную избирательную комиссию г. Карачаевска и в сдаче документов для регистрации кандидатами на участие в выборах. Просили признать действия Территориальной избирательной комиссии г. Карачаевска незаконными и обязать зарегистрировать, в том числе и ФИО5 кандидатом в депутаты Карачаевской городской думы.
30 июля 2014 года членом Центральной избирательной комиссии РФ <ФИО>9 данное заявление направлено в Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики для рассмотрения и принятия решения.
30 июля 2014 года данная жалоба была рассмотрена на заседании Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб на решения и действия
(бездействие) избирательных комиссий, их должностных лиц и иных
участников избирательного процесса. Получив пояснения председателя территориальной избирательной комиссии, рассмотрев документы, представленные к выдвижению ФИО5, рабочая группа пришла к выводу о том, что ФИО5, должен быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва, поскольку выдвижение ФИО5 в Территориальной избирательной комиссии по г. Карачаевску не состоялось по причинам, не зависящим от него (воспрепятствование охраной здания Администрации Карачаевского городского округа прохождению в помещение Территориальной избирательной комиссии по г. Карачаевску).
Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики №... от 31 июля 2014 года ФИО5 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... на дополнительных выборах депутатов Думы Карачаевского городского округу 14 сентября 2014 года, как кандидат, выдвинутый избирательным объединением Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Как указано в обжалуемом постановлении, оно принято на основании п.п. 10,11 ст. 23 п. 6 ст. 75 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании п. 11 ст. 20 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
Согласно п.6 ст.75 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Из жалобы Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России следует, что партия просила признать действия Территориальной избирательной комиссии г.Карачаевска выразившиеся в чинении препятствий в осуществлении кандидатами своих избирательных прав - незаконным и обязать зарегистрировать, ФИО5 и других кандидатами в депутаты Карачаевской городской думы, а также осуществить другие действия, не относящиеся к предмету спора.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами по делу, что Территориальная избирательная комиссия г.Карачаевска не принимала решения об отказе в регистрации ФИО5 в качестве кандидата в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., следовательно, в силу п.6 ст.75 Федерального Закона № 67-ФЗ Избирательная комиссия КЧР не имела законных оснований самостоятельно принимать решение о регистрации ФИО5 в качестве кандидата в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., а должна была направить жалобу Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России в Территориальную избирательную комиссию г. Карачаевска, поскольку данный вопрос не был предметом рассмотрения нижестоящей комиссии.
Кроме того, из протокола Рабочей группы Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 30.07.2014 года следует, что при рассмотрении жалобы Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, рабочая группа пришла к выводу, что ФИО5, должен быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва, поскольку выдвижение ФИО5 в Территориальной избирательной комиссии по г.Карачаевску не состоялось по причинам, не зависящим от него (воспрепятствование охраной здания Администрации Карачаевского городского округа прохождению в помещение Территориальной избирательной комиссии по г.Карачаевску).
Вместе с тем, данные обстоятельства ни чем объективно подтверждены не были, и опровергаются представленным в судебное заседание постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 09 августа 2014 года, принятого старшим следователем следственного отдела по г. Карачаевску СУ СК РФ по КЧР по сообщению Председателя ЦК Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России <ФИО>17. о неправомерных действиях сотрудников администрации Карачаевского городского округа.
Следовательно, при отсутствии данных о невозможности ФИО5 сдать документы в надлежащую избирательную комиссию, у Избирательной комиссии КЧР отсутствовали основания для принятия постановления о регистрации ФИО5 в качестве кандидата в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №7.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Избирательная комиссия КЧР вышла за пределы полномочий, предоставленных ей п.11 ст.20 и п.6 ст.75 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении жалобы Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России и незаконна вынесла постановление №... от 31 июля 2014 года которым ФИО5 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №....
Согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Руководствуясь данной нормой, суд считает необходимым отметить, что для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... ФИО5 представил в Избирательную комиссию КЧР следующие документы: уведомление о выдвижении кандидата избирательным объединением; выписку из протокола съезда (собрания, конференции) избирательного объединения; заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу; копия паспорта; справка с основного места работы, подтверждающая сведения о занимаемой должности; справка от руководящего органа избирательного объединения о принадлежности к партии; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии; заявление о согласии на обработку персональных данных; заявление кандидата о том, что избирательный фонд создаваться не будет; фотография кандидата на электронном носителе.
Вместе с тем, п. 14.1 ст. 35 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в п.2 ст.33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Из постановления Пленума Комитета КЧРО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» от 18 июля 2014 года и утвердившего его Постановления №... заседания политбюро ЦК ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» следует, что избирательное объединение Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России выдвинула список кандидатов (<ФИО>10 и ФИО5) для участия в выборах по одномандатным округам №... и №... Карачаевского городского округа. Однако в нарушение п. 14.1 ст. 35 Закона № 67-ФЗ, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, в избирательную комиссию представлена не была.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1 - 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
К заявлению прилагаются: копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Однако, в нарушении требований данной статьи в своем заявлении ФИО5 указал неполные, неверные и ненадлежащие сведения.
Как указывалось выше, в заявлении должно быть указанно о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, следовательно, поскольку ФИО5 баллотировался в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., то в своем заявлении должен был указать о согласии баллотироваться по указанному округу, однако из его заявления следует, что он дает согласие баллотироваться в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... Карачаевского городского округа, однако такой округ не существует.
Также, в заявлении ФИО5 не принял на себя обязательство прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, указав вместо этого, что он обязуется сложить с себя обязанности несовместимые со статусом депутата, что не может свидетельствовать о выполнении им данного требования закона.
Кроме того, ФИО5 неверно указал место работы – в заявлении указано, что он работает у <ФИО>18 в должности начальника службы безопасности, а в справке, выданной <ФИО>19 А.З. указано, что он работает в <ФИО>20 глянцевый журнал «Карачаево-Черкесия» начальником службы безопасности. Более того, справка, подтверждающая место работы и должность ФИО5 не содержит дату ее выдачи, что не позволяет достоверно установить работал ли ФИО5 у <ФИО>21 глянцевый журнал «Карачаево-Черкесия» на момент регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Согласно методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6 ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат.
Относительно доводов представителя заявителя ФИО1 – ФИО2 об отсутствии в постановлении Пленума Комитета КЧРО ПП «Коммунистическая партия Коммунисты России» от 18 июля 2014 года сведений о проведении тайного голосовании и не уведомлении Карачаево-Черкесским Республиканским объединением Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» Избирательной комиссии КЧР о проведении мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 35 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 31 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике» № 44-РЗ.
Кроме того, согласно п. «в» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Однако, несмотря на указания данных фатов представителем заявителя – ФИО2 в судебном заседании, заинтересованными лицами данные обстоятельства ни как не опровергнуты и сведения об извещении Карачаево-Черкесским Республиканским объединением Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» Избирательной комиссии КЧР о проведении мероприятий, связанных с выдвижением ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., а также о проведении тайного голосования при выдвижении ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... не представлены.
Указанные обстоятельства, безусловно, свидетельствуют о допущенных нарушениях при регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №....
Пункт 31 Постановления пленума ВС РФ №5 от 31.03.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» разъяснил, что исходя из пункта 6 статьи 76 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствуют регистрации кандидата.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что суд может отменить решение о регистрации кандидата в депутаты по заявлению кандидата в депутаты зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона.
В соответствии с п.п. «б», «в», «в1», «в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом - является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, каждое из вышеперечисленных оснований должно было послужить поводом для отказа ФИО5 в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №...
Кроме того, оценивая выявленные, в судебном заседании нарушения требований Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, суд исходит из того, что избирательное законодательство является строго формализованным. В Федеральном законе отсутствуют понятия значительности либо незначительности, существенности либо несущественности допущенных нарушений.
В силу ч.1 ст. 261 ГПК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Постановление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики №... от 31 июля 2014 года о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №... на дополнительных выборах депутатов Думы Карачаевского городского округу 14 сентября 2014 года, как кандидат, выдвинутый избирательным объединением «Карачаево-Черкесское Республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России» подлежит отмене.
Что касается доводов заявления ФИО1 о том, что ФИО5 сдал документы для регистрации его кандидатом за пределами срока, что документы были сданы им не в надлежащую избирательную комиссию, что при рассмотрении жалобы не было установлено, подана ли она надлежащим лицом, что ФИО1 не имел возможности ознакомиться с документами ФИО5 сами по себе не содержат оснований для отмены обжалуемого постановления, в связи с чем, не принимаются судом во внимание.
Доводы представителя Избирательной комиссии о том, что у Избирательной комиссии КЧР отсутствовало время для тщательной проверки документов представленных ФИО9 для регистрации его кандидатом в депутаты Думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №..., суд относится критически, т.к. данное обстоятельство не является основанием для принятия документов и регистрации кандидата в нарушении требований Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
К доводам Карачаево-Черкесского Республиканского отделения Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» о заказном характере заявления ФИО1, суд относится критически, поскольку они являются голословными и ни чем объективно не подтверждены.
Относительно доводов Карачаево-Черкесского Республиканского отделения Политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России» о том, что действиями Избирательной комиссии КЧР и ФИО5 какие либо права ФИО1 нарушены не были, что Избирательная комиссия КЧР приняла законное и обоснованное решение, что ФИО1 в заявлении необоснованно в качестве заинтересованного лица, была указана Территориальная избирательная комиссия г. Карачаевска, ФИО5 не является должностным лицом, в связи с чем к нему не могут быть предъявлены требования в порядке главы 25 ГПК РФ, суд также относится критически, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным и отменен постановления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики №... от 31 июля 2014 года о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №...
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики №... от 31 июля 2014 года о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №...
Отменить постановление Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики №... от 31 июля 2014 года о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты думы Карачаевского городского округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение пяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2014 года.
Судья: А.И. Лайпанов