Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кызыл 29 мая 2014 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе
председательствующего Канзая А.А.
при секретаре Доржу Я.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Правительства Республики Тыва от 26.11.2012 № 647 «О региональном материнском капитале»,
с участием прокурора О., представителя правительства Республики Тыва Т.
У С Т А Н О В И Л :
Правительством Республики Тыва 26.11.2012 года принято постановление «О региональном материнском капитале» № 647.
Постановление Правительства Республики Тыва опубликовано в приложении к газете «Тувинская правда» «Нормативные акты Республики Тыва», №45, 06.12.2012.
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании указанного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части. В обоснование своего заявления прокурор указал, что постановлением Правительства Республики Тыва утверждены Правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) на региональный материнский капитал (далее - Правила), форма сертификата на региональный материнский капитал, Порядок предоставления регионального материнского капитала.
В п. 4 Правил предусмотрена обязанность гражданина вместе с заявлением предоставить документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность).
Из данных правил следует, что право на дополнительную меру социальной поддержки в виде регионального материнского капитала в сумме ** рублей возникает только у граждан, имеющих регистрацию по месту жительства в Республике Тыва.
Обязательное предоставление документа, подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства в Республике Тыва для получения сертификата на региональный материнский капитал, существенным образом ограничивает право граждан на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих в республике.
Прокурор просил признать абзац третий п. 4 Правил подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) на региональный материнский капитал, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 26.11.2012 № 647 «О региональном материнском капитале», противоречащим федеральному законодательству и недействующим полностью.
В судебном заседании прокурор О. заявление поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва Т. с заявлением не согласилась.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу статьи 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 3 и пп. "б" пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу п. 1 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28 октября 2011 года N 937 ВХ-1 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий семей в Республике Тыва" в качестве дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий семей в Республике Тыва, имеющих детей, устанавливается региональный материнский капитал, который представляет собой единовременную выплату одному (единственному) из родителей (усыновителей) при рождении (усыновлении) пятого ребенка и последующих детей.
Постановлением Правительства РТ от 26.11.2012 № 647 утверждены Правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) на региональный материнский капитал (далее - Правила), форма сертификата на региональный материнский капитал, Порядок предоставления регионального материнского капитала.
В п. 4 Правил предусмотрена обязанность гражданина вместе с заявлением предоставить документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность).
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьи 2 и 3 названного Федерального закона устанавливают, что регистрация осуществляется, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Из анализа оспариваемых положений п. 4 Правил следует, что их отдельные положения противоречат федеральному законодательству, т.к. устанавливают ограничения прав граждан, поскольку предусматривают в качестве одного из обязательных условий для предоставления регионального материнского капитала регистрацию по месту жительства на территории муниципального района, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
Таким образом, абзац третий п. 4 Правил подачи заявления о выдаче сертификата и правил выдачи сертификата (его дубликата) на региональный материнский капитал, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 26.11.2012 № 647 «О региональном материнском капитале» в части слов «документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержаться в документе, удостоверяющем личность)» противоречат положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений пункта 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В силу положений пункта 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу абзац третий п. 4 Правил подачи заявления о выдаче сертификата и правил выдачи сертификата (его дубликата) на региональный материнский капитал, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 26.11.2012 № 647 «О региональном материнском капитале» в части слов «документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержаться в документе, удостоверяющем личность)».
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке в течение месяца после вынесения решения суда в окончательной форме – 02 июня 2014 года.
Судья А.А.Канзай