ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-7/2015 от 05.03.2015 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3 -7/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 марта 2015 года г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кукшиновой О.М.,

при секретаре Шаровой Ю.В.

с участием прокурора прокуратуры ЕАО Витютнева К.В.,

представителя Законодательного Собрания Еврейской автономной области Лашко Т.Р., действующей на основании доверенности № <...> от <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании закона Еврейской автономной области от 30.05.2011 № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области» (в редакции закона ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании закона Еврейской автономной области от 30.05.2011 № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области» (в редакции закона ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.

Мотивировал тем, что Законодательным собранием ЕАО 30.05.2011 принят закон № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ЕАО» (далее закон ЕАО № 939-ОЗ).

Впоследствии в данный акт были внесены изменения законами области от 23.06.2011 № 949-ОЗ, от 29.02.2012 № 34-ОЗ, от 29.02.2012 № 35-ОЗ, от 28.03.2012 № 46-ОЗ, от 27.09.2012 № 139-ОЗ, от 10.04.2013 № 279-ОЗ, от 30.10.2013 № 386-ОЗ, от 29.10.2014 № 595-ОЗ.

Первоначальный текст закона ЕАО № 939-ОЗ и последующие изменения, внесённые законами области, были опубликованы в изданиях «Биробиджанер штерн» и «Биробиджанская звезда».

В результате правового анализа закона ЕАО № 939-ОЗ в редакции закона ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ установлено, что он в отдельной части противоречит федеральному законодательству.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон № 5-ФЗ).

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 20, 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Федерального закона № 5-ФЗ)

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 124-ФЗ) лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы: бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учётом закреплённых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения принят Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 122-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия: при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ, действие которого распространяется, в том числе на проживающих на территории ЕАО ветеранов труда, лицам, меры социальной поддержки которых установлены настоящим законом, предоставляется право приобретения единого социального проездного билета, дающего право на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в границах населённых пунктов, а также от границ города Биробиджана и районных центров на расстояние до 50 километров включительно.

Постановлением правительства ЕАО от 17.08.2007 № 231-пп утверждено Положение о едином социальном проездном билете на территории ЕАО (далее Положение), пунктом 1 которого определено, что единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) - документ установленного образца действителен при предъявлении гражданином удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и ЕАО.

Вводятся в обращение ЕСПБ следующих форм:

а) ЕСПБ, содержащий книжку контрольных талонов в количестве 70 шт. с соответствующим уровнем защиты от фальсификации;

б) ЕСПБ, содержащий книжку контрольных талонов в количестве 50 шт. с соответствующим уровнем защиты от фальсификации.

Согласно п. 2 Положения ЕСПБ действителен для проезда на автомобильном транспорте в соответствии с заключенными договорами и даёт право на проезд:

- по бланкам ЕСПБ, указанным в подпункте «а» п. 1 настоящего Положения, - в течение одного месяца;

- по бланкам ЕСПБ, указанным в подпункте «б» п. 1 настоящего Положения, - без ограничения срока действия.

Законом ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ, вступившим в силу с 01.12.2014, ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ дополнена абзацем 3, согласно которому право приобретения ЕСПБ, содержащего книжку контрольных талонов в количестве 50 штук либо 70 штук с соответствующим уровнем защиты от фальсификации, предоставляется гражданам один раз в месяц независимо от того, воспользовался ли гражданин данным правом в прошедшем периоде.

Прокурор, полагал, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушаются права, свободы и законные интересы неопределённого круга граждан - ветеранов труда на реализацию ими права на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в соответствии с положениями федерального законодательства, поскольку данным законом уменьшен размер меры социальной поддержки в виде права приобретения ЕСПБ, дающего право на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в границах населённых пунктов, а также от границ города Биробиджана и районных центров на расстояние до 50 километров включительно, предоставляемой в том числе, ветеранам труда, ухудшены условия её предоставления в части ограничения количества поездок на общественном транспорте.

На основании изложенного просил суд признать абз. 3 ст. 12 закона Еврейской автономной области от 30.05.2011 № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области» (в редакции закона ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.

В судебном заседании прокурор прокуратуры ЕАО Витютнев К.В. требования заявления поддержал в полном объёме, обосновывая их приведёнными в заявлении доводами.

Представитель Законодательного Собрания Еврейской автономной области Лашко Т.Р., действующая на основании доверенности, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду пояснила, что оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав и законных интересов граждан - ветеранов труда на реализацию ими права на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Из положений ст. 13 ГК РФ следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Частью 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Из положений, содержащихся в ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 24 п. 2, п. 3.1 и п. 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счёт предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

По вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования (ст.8).

В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации согласно п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ).

В силу ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принята оспариваемая норма, которой установлены меры социальной поддержки ветеранов труда.

Так, Законодательным Собранием ЕАО 30.05.2011 принят закон ЕАО № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ЕАО», действие которого, согласно п. 2 ст. 1 распространяется на проживающих на территории ЕАО ветеранов труда.

Первоначальный текст указанного закона ЕАО № 939-ОЗ опубликован в издании «Биробиджанер штерн» № 42 от 15.06.2011, № 43 от 17.06.2011.

В последующем в закон ЕАО № 939-ОЗ внесены изменения, которые были опубликованы в изданиях «Биробиджанер штерн» и «Биробиджанская звезда».

В соответствии с п. 4 ст. 2 закона ЕАО № 939-ОЗ порядок финансирования и предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и выплаты компенсаций, порядок начисления и осуществления ежемесячной денежной выплаты определяются правительством области.

Из п. 1 ст. 13 закона ЕАО № 939-ОЗ следует, что меры социальной поддержки, установленные настоящим законом, финансируются из средств областного бюджета.

Согласно ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ лицам, меры социальной поддержки которых установлены настоящим законом, предоставляется право приобретения ЕСПБ, дающего право на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в границах населённых пунктов, а также от границ города Биробиджана и районных центров на расстояние до 50 километров включительно.

Из материалов дела установлено, что в целях обеспечения доступности услуг общественного транспорта на территории ЕАО для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, законом ЕАО № 939-ОЗ постановлением правительства ЕАО от 17.08.2007 № 231-пп утверждено Положение о едином социальном проездном билете на территории ЕАО (далее Положение).

Пунктом 1 Положения определено, что ЕСПБ - документ установленного образца действителен при предъявлении гражданином удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и ЕАО.

Вводятся в обращение ЕСПБ следующих форм:

а) ЕСПБ, содержащий книжку контрольных талонов в количестве 70 шт. с соответствующим уровнем защиты от фальсификации;

б) ЕСПБ, содержащий книжку контрольных талонов в количестве 50 шт. с соответствующим уровнем защиты от фальсификации.

Согласно п. 2 Положения ЕСПБ действителен для проезда на автомобильном транспорте в соответствии с заключенными договорами и даёт право на проезд:

- по бланкам ЕСПБ, указанным в подпункте «а» п. 1 настоящего Положения, - в течение одного месяца;

- по бланкам ЕСПБ, указанным в подпункте «б» п. 1 настоящего Положения, - без ограничения срока действия.

В соответствии с п. 1 Постановления правительства ЕАО от 01.02.2005 № 12-пп (в редакции постановления правительства ЕАО от 03.09.2013) «Об утверждении стоимости единого проездного билета для проезда автомобильным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории ЕАО» стоимость ЕСПБ для проезда автомобильным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории ЕАО для ветеранов труда установлена в размере 180 рублей.

Пунктом 1.1 указанного постановления установлена номинальная стоимость одного контрольного талона единого социального проездного билета для проезда автомобильным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории ЕАО в размере 15 рублей.

Законом ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ «О внесении изменений в статью 12 закона ЕАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ЕАО», вступившим в силу с 01.12.2014, ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ дополнена абзацем 3, согласно которому право приобретения ЕСПБ, содержащего книжку контрольных талонов в количестве 50 штук либо 70 штук с соответствующим уровнем защиты от фальсификации, предоставляется гражданам один раз в месяц независимо от того, воспользовался ли гражданин данным правом в прошедшем периоде.

В судебном заседании представитель Законодательного Собрания Еврейской автономной области Лашко Т.Р. пояснила, что внесение данного изменения было продиктовано необходимостью приведения закона ЕАО № 939-ОЗ в соответствие с требованиями бюджетного законодательства. В частности для расчёта средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки граждан, указанных в законе области, необходимо знать количество граждан, имеющих право на такие льготы и максимальное количество ЕСПБ, которые могут быть приобретены. Вместе с тем, из системного анализа закона области следует, что и ранее законодатель не предполагал право гражданина приобретать неограниченное количество пачек талонов, поскольку невозможно реализовать своё право на проезд в следующем месяце, за прошедший месяц. В ст. 12 оспариваемого закона указано, что лицам, меры социальной поддержки которых установлены законом, предоставляется право приобретения ЕСПБ, вместе с тем, гражданин, имеющий право на льготы, может и не приобретать ЕСПБ, а оплачивать проезд, исходя из тех средств, которые выплачивают ему в соответствии с законом.

Опрошенная, в соответствии со ст.ст. 171, 188 ГПК РФ специалист-эксперт КСЗН правительства ЕАО Е., суду пояснила, что ветеранам труда меры социальной поддержки в виде права приобретения одного ЕСПБ, состоящего из 50 или 70 контрольных проездных билетов, дающего право на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в границах населённых пунктов, а также от границ города Биробиджана и районных центров на расстояние до 50 километров включительно, установлены ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ. В 2013 - 2014 годах КСЗН правительства ЕАО отметил увеличение продажи ЕСПБ и как следствие увеличение объёма финансирования компенсации льгот из бюджета правительства ЕАО. Было установлено, что один ветеран труда мог приобрести не одну, а две и более пачек ЕСПБ, передав их в пользование другим гражданам, членам своей семьи. С целью упорядочения порядка реализации права на приобретение ЕСПБ, ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ и была дополнена абзацем № 3. Данная норма закона не нарушает право ветеранов труда на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в границах населённых пунктов, а также от границ города Биробиджана и районных центров на расстояние до 50 километров включительно, не ограничивает количество поездок на общественном транспорте, а предоставляет ему право выбора: приобрести один ЕСПБ, состоящий из 50 или из 70 контрольных проездных билетов.

Опрошенная, в соответствии со ст.ст. 171, 188 ГПК РФ заместитель директора ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ЕАО» Ш.суду пояснила, что в соответствии с законом ЕАО № 939-ОЗ и постановлением правительства ЕАО № 231-пп ветеранам труда через кассу учреждения реализуются ЕСПБ. В период с начала 2013 года по декабрь 2014 года реализация ЕСПБ одному ветерану труда осуществлялась без ограничения количества книжек контрольных талонов, состоящих из 70 шт. или 50 шт. Гражданин сам выбирал, какое количество пачек ЕСПБ ему приобрести в текущем месяце. Впоследствии в ЕАО были выявлены факты злоупотребления гражданами, не являющимися ветеранами труда, правом на бесплатный проезд. С 01.12.2014 учреждение через почтовые отделения реализует ветеранам труда один ЕСПБ, содержащий книжку контрольных талонов в количестве 50 шт. либо 70 шт. один раз в месяц по выбору самого ветерана труда. Жалоб от граждан в части ограничения количества поездок на общественном транспорте не поступало.

Суд, принимает во внимание указанные пояснения, поскольку нет оснований не доверять пояснениям специалистов, обладающих соответствующими знаниями, необходимыми для ответов на поставленные судом вопросы, их пояснения подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заявителем.

На основании системного анализа приведённых выше норм права в совокупности с установленными в судебном заседании обстоятельствами, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что права, свободы и законные интересы неопределённого круга граждан - ветеранов труда на реализацию ими права на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) оспариваемым нормативным правовым актом, принятым во исполнение федерального законодательства и в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, предоставленных ему федеральным законом при решении данного вопроса, отнесённого к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов,не нарушаются.

Дополнив ст. 12 закона ЕАО № 939-ОЗ абзацем № 3, которым право приобретения ЕСПБ, содержащего книжку контрольных талонов в количестве 50 шт. либо 70 шт. с соответствующим уровнем защиты от фальсификации, предоставляется гражданам один раз в месяц независимо от того, воспользовался ли гражданин данным правом в прошедшем периоде, Законодательное Собрание ЕАО реализовало закреплённое вышеприведёнными нормами федерального законодательства право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Кроме того, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004) не предусмотрена такая мера социальной поддержки ветеранов труда, как бесплатный проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте.

Меры социальной поддержки, вводимые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению ЕАО, являются дополнительными мерами социальной поддержки, следовательно, определение основания, порядка, размера и условий реализации, установленных оспариваемым актом мер социальной поддержки, также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, зависит лишь от финансовых возможностей бюджета ЕАО.

Довод прокурора ЕАО, что оспариваемым нормативным правовым актом уменьшен размер меры социальной поддержки в виде права приобретения ЕСПБ, а также ухудшены условия её предоставления в части ограничения количества поездок на общественном транспорте, является несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм права.

Как следует из преамбулы Федерального закона № 122-ФЗ настоящим законом изменён принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменён и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.

Таким образом, федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон № 122-ФЗ не содержит.

Из информационной справки КСЗН правительства ЕАО № <...> от <...> установлено, что количество реализуемых ЕСПБ в 2012-2015 годах составило <...> пачек, из которых:

- гражданам, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации - <...> пачек, в том числе в 2012 году - <...> пачек, в 2013 году - <...> пачек, в 2014 году - <...> пачек, в 2015 году - <...> пачек,

- гражданам, меры социальной поддержки которых относятся к ведению субъекта Российской Федерации - <...> пачек, в том числе в 2012 году - <...> пачки, в 2013 году - <...> пачек, в 2014 году - <...> пачек, в 2015 году - <...> пачки.

За период 2012 - 2015 годов расходы областного бюджета, связанные с предоставлением отдельным гражданам меры социальной поддержки в виде льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования составили <...> тыс. рублей.

Суммы, перечисленные автоперевозчикам на возмещение затрат, связанных с предоставлением льготного проезда (в тыс.руб.) отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки, которых относятся к ведению Российской Федерации составили в 2012 году - <...>, в 2013 году - <...>, в 2014 году - <...>, в 2015 году - <...>; граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению субъекта Российской Федерации, составили в 2012 году - <...>, в 2013 году <...>, в 2014 году - <...>, в 2015 году - <...>.

Увеличились расходы и на бланочную продукцию с <...> в 2012 году до <...> в 2014 году.

Указанная информация позволяет суду сделать вывод о том, что в бюджете ЕАО совокупный объём финансовых средств, необходимых для финансирования мер социальной поддержки, не только не снижен, но и ежегодно увеличивается.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемая норма не противоречит Федеральному закону № 122-ФЗ, поскольку соблюдено требование федерального законодательства о том, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат их размер не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Поскольку закон ЕАО от 30.05.2011 № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области» (в редакции закона ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ) в оспариваемой части не нарушает прав и законных интересов граждан - ветеранов труда, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 196 - 198, 253, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Еврейской автономной области о признании закона Еврейской автономной области от 30.05.2011 № 939-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Еврейской автономной области» (в редакции закона ЕАО от 29.10.2014 № 595-ОЗ) противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.

Судья суда ЕАО О.М. Кукшинова