ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-7/2015 от 05.05.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 05 мая 2015 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.

при секретаре Бичике Ю.Б.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва»,

с участием прокурора ФИО4, представителя Главы – Председателя Правительства Республики Тыва ФИО7,

У С Т А Н О В И Л :

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва».

Закон Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 26 мая 2014 года, опубликован в газете «Тувинская правда» 03.07.2014 года № 24.

В обоснование своего заявления прокурор указал, что указанный закон противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставлено право на компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопросы компенсации педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Тыва, расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения разрешены в ст. 18 Закона РТ «Об образовании в Республике Тыва».

Так, п. 8 данной статьи закреплено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предоставляется один раз в год и подлежит ежегодной индексации с учетом роста тарифов. Размер компенсации установлен в количестве 2520 рублей, для Монгун-Тайгинского района - 3708 рублей, Тоджинского и Тере-Хольского районов - 3060 рублей.

В тоже время педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Тыва, в полном объеме ежемесячно оплачивают услуги отопления, освещения и вносят плату за жилое помещение.

Определенный Законом Республики Тыва размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не позволяет в полном объеме возместить затраты педагогических работников, работающих в сельской местности, на коммунальные услуги. Следовательно цели предоставления мер социальной поддержки, направленные на повышение статуса педагогических работников и увеличение притока таких работников в сельскую местность, достигнуты не будут.

Установление размера компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в меньшем размере, чем фактически вносимая указанной категорией педагогических работников плата также приводит к нивелированию роли данного правового института и не способствует соблюдению жилищных прав педагогических работников.

При этом наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.

Прокурор просил признать п. 7 ст. 18 Закона Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части установленного размера компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 8 ст. 18 Закона Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва».

В судебном заседании прокурор ФИО4 заявление поддержала.

В судебном заседании представитель Главы - Председателя Правительства Республики Тыва ФИО6 с заявлением не согласилась.

В судебном заседании представитель Верховного Хурала Республики Тыва не участвовал, был надлежащим образом извещен о дате и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании») установлен правовой статус педагогических работников.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона «Об образовании» под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании» установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

При этом, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанного полномочия субъекта Российской Федерации, пунктом 8 статьи 18 Закона РТ «Об образовании» установлены размеры компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, выплачиваемых педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельском местности: в размере 2520 рублей, в Монгун- Тайгинском кожууне - 3708 рублей, Тоджинском и Тере-Хольском кожуунах - 3060 рублей. Установлено, что указанные размеры подлежат ежегодной индексации с учетом роста тарифов.

Пунктом 6 части 3 статьи 4 Федерального закона «Об образовании» разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления является одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 4 вышеуказанного федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Буквальное толкование перечисленных норм позволяет сделать вывод, что гарантии, установленные законами субъектов Российской Федерации в сфере образования не могут снижать уровень гарантий, установленные именно Федеральным законом «Об образовании».

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ).

Между тем из части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.

В связи с изложенным наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения, в том числе нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 г. N 963 педагогическим работникам, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Установление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее компенсация) педагогическим работникам республиканских учреждений один раз в год в размере 2520 рублей, в Монгун-Тайгинском кожууне – 3708 рублей, Тоджинском и Тере-Хольском кожуунах – 3060 рублей, ставит их в очевидно неравное положение по сравнению с педагогическими работниками федеральных государственных образовательных организаций, работающими в этой же местности, у которых размер компенсации за год составляет 14400 рублей, что нарушает конституционный принцип о равенстве граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Кроме того, из справки территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Тыва № 309 от 01.04.2015 следует, что согласно данным обследования бюджетов домашних хозяйств в сельской местности республики потребительские расходы в среднем на одного члена домохозяйства, в месяц за 2104 года составили: уголь – 154,5 рублей, электрическая энергия – 83,3 рубля. Средний размер домохозяйства на селе составляет 3,9 человека.

Из приведенных данных следует, что расходы на печное отопление и электроэнергию в среднем на одно домохозяйство за 2104 года по республике составили: (154,5 рублей х 8 месяцев (отопительный сезон с 15.09 по 15.05) + 83,3 рубля х 12 месяцев) х 3,9 = 8718,84 рублей.

Данное обстоятельство также свидетельствует, что установленный в республиканском законе размер компенсации не в полной мере возмещает расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Таким образом, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.

Суд считает необходимым признать п. 8 ст. 18 Закона Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» в части слов «Компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее компенсация) предоставляется один раз в год в размере 2520 рублей, в Монгун-Тайгинском кожууне – 3708 рублей, Тоджинском и Тере-Хольском кожуунах – 3060 рублей» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу положений части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу п. 8 ст. 18 Закона Республики Тыва от 21.06.2014 № 2562 ВХ-1 «Об образовании в Республике Тыва» в части слов «Компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее компенсация) предоставляется один раз в год в размере 2520 рублей, в Монгун-Тайгинском кожууне – 3708 рублей, Тоджинском и Тере-Хольском кожуунах – 3060 рублей».

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 мая 2015 года.

Судья А.А.Канзай