ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-80/2013 от 02.09.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-80/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2013 года                 г. Ярославль

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

при секретаре Федоровой Н.В.

с участием прокурора Сафоновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова В.Н. об отмене регистрации Смирнова П.А. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №23,

установил:

Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Даниловского района № 55/300 от 02.08.2013 года Смирнов П.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №23.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №23 Смирнов В.Н. обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что 13.06.2013 года Смирновым П.А. было создано и зарегистрировано доменное имя первого уровня <данные изъяты> и на его основе создан сайт Смирнова П.А. с адресом: <данные изъяты>, что на вышеуказанном сайте содержится агитационная информация о кандидате в депутаты Ярославской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 23 Смирнове П.А., нарушающая требования п.п. 1.1, 2 ст.56, п.5 ст. 40, п.6 ст.59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Заявитель указал, что на сайте имеется фотография Даниловского Казанского монастыря на Горушке Ярославской области Ярославской епархии Русской православной церкви, данная информация об оказании услуг, выполнении работ в формате отчета - основание выполняемых работ, оказываемых услуг и источник их финасирования не приведены, представлены фотографии кандидата Смирнова П.А. и иных физических лиц, в том числе несовершеннолетних, размещено изображение карт сервиса Яндекс с указанием мест расположения общественных приемных кандидата в депутаты Смирнова П.А., а также их телефоны не оплаченными из избирательного фонда, использованы объекты авторских прав - знаки сайтов и социальных сетей <данные изъяты>, без письменного разрешений правообладателей, что прямо предусмотрено пользовательскими соглашениями указанных сайтов. В левом нижнем углу каждой страницы сайта указан знак «копирайт» - знак авторского права, год, фамилия и имя правообладателя сайта (с) 2013 Смирнов П., имеется слоган избирательной кампании кандидата Смирнова П.А., указанный, фактически, на всех его агитационных материалах «Профессионализм! Ответственность! Надежность!».

Кроме того, в нарушении положений п. 5 ст. 40 и п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидатом Смирновым П.А. осуществлялся подкуп избирателей с использованием преимуществ служебного и должностного положения, так кандидатом были заказаны и изготовлены с целью распространения и ведения предвыборной агитации ручки и пакеты с агитационными изображениями, а 24.08.2013 года на празднике дня поселка Пречистое, проводимом муниципальными органами власти района, Смирнов П.А. вручал букеты цветов жителям поселка и выступал с поздравлениями на сцене.

Полагает, что допущенные нарушения существенным образом нарушают его права, поскольку предоставляют преимущества его конкуренту, нарушают принцип равенства прав и обязанностей кандидатов.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Смирнов Р.Г. поддержал заявленные требования.

Председатель территориальной избирательной комиссии   Даниловского района в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представители Смирнова П.А. по доверенностям Ратников А.И., Сухарева И.Б., Плахотнюк В.А., Суханова Е.П. с заявлением не согласились, указав на то, что Смирнов П.А. не является пользователем или владельцем доменного имени первого уровня <данные изъяты> и соответственно сайта с одноименным именем, он не заключал каких-либо договоров с третьими лицами и не давал им поручений на создание и использование сайта, регистрации доменного имени первого уровня. Данные о пользователе (владельце) доменного имени и сайта не известны.

Кроме того, изложенный на сайте информационный материал не является агитационным материалом кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 23 Смирнова П.А.. Так сведения изложенные на сайте о Смирнове П.А. общеизвестны и находятся в свободном информационном доступе, в т.ч в сети Интернет.

Ручки и пакеты, являющиеся агитационными материалами и изготовленные npи проведении избирательной кампании, не распространялись кандидатом среди избирателей, а сам факт изготовления данной агитационной продукции не является подкупом избирателей.

Также представители пояснили, что Смирнов П.А. присутствовал на торжественном мероприятии праздника посвященного дню поселка Пречистое, где организатором выступила Администрация Первомайского муниципального района, но присутсвовал, как действующий депутат Ярославской областной Думы пятого созыва, а не в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, и какого либо агитационного выступления не осуществлял, преимущества своего должностного или служебного положения не использовал.

Представитель избирательной комиссии Ярославской области Николаев М.В. с заявлением не согласился, сославшись на его необоснованность и бездоказательность.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, показание свидетеля ФИО, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее «Федеральный Закон № 67-ФЗ») регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях, в том числе:

    использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

    неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

    установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

    несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального Закона № 67-ФЗ.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального Закона № 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в Федеральном Законе № 67-ФЗ понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

При рассмотрении настоящего дела суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, по которым оспаривается регистрация Смирнова П.А.

Так, в судебном заседание не было представлено доказательств того, что зарегистрированный кандидат в депутаты Смирнов П.А. или его доверенные лица являются владельцами, пользователями, собственниками, администраторами или иным образом связаны с открытием и работой сайта: <данные изъяты>.

Из представленного заявителем протокола осмотра доказательства интернет-сайта: <данные изъяты> не следует того, что Смирнов П.А. или его доверенные лица являются владельцами сайта или связаны с его открытием и работой, тогда как представители Смирнова П.А. в судебном заседании такую связь категорически отрицают. Из распечатки IP и данных домена видно, что администратором домена является частное лицо “Private Person”, регистратор REGTIME-REG-RF.

Более того, изложенный на сайте материал носит информационный характер о работе и деятельности Смирнова П.А., как депутата Ярославской областной Думы и не содержит прямого указания о том, что Смирнов П.А. является кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 23. Наличие на сайте слов: «Профессионализм! Ответственность! Надежность!» само по себе не свидетельствует об агитационном характере сайта, поскольку такие слова, как характеристика своей деятельности, депутат законодательного органа может взять в любой период исполнения своих депутатских полномочий.

Также доводы заявителя о неоднократном использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения не были подтверждены ссылками в заявление на конкретные обстоятельства и доказательства, которые могли быть расценены таковыми в силу пункта 5 статьи 40 Федерального Закона № 67-ФЗ. При этом следует принимать во внимание, что указание, в каком либо информационном материале на адреса и телефоны общественных приемных депутата не может быть расценено, как выше указанное нарушение закона, поскольку, в соответствии с п. 6 ст. 40 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соблюдение указанных в Законе ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

Также, в судебном заседание не нашли подтверждения и доводы заявления о подкупе кандидатом избирателей.

Изготовление кандидатом агитационного материала в виде ручек и пакетов не подпадает под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, имея в виду, что изготовление распространение ручек и пакетов в качестве иного агитационного материала не запрещено избирательным законодательством и не может является подкупом избирателей. Более того, само по себе изготовление данной продукции не является фактом подкуп избирателей, если она не распространялась среди избирателей, что не было установлено в судебном заседание и не утверждалось заявителем.

В судебном заседании нашло подтверждение того обстоятельства, что на празднике дня поселка Первомайский Смирнов П.А., находясь на сцене в числе других депутатов, главы муниципального района и других лиц вручил цветы нескольким жителям поселка в связи с их значимыми событиями (юбилей и т.п.), что не оспаривалось сторонами и нашло подтверждение в пояснениях свидетеля ФИО, однако, принимая во внимание то, что вручение цветов не было связано с предвыборной агитационной деятельностью кандидата, явное незначительное количество таких вручений (по пояснению представителя заявителя – пять раз), а также сам характер совершенных действий не позволяет сделать вывод о том, что они побудили или побуждали избирателей, голосовать за кандидата на выборах и соответственно эти действия не могут быть расценены, как подкуп избирателей.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, оснований к удовлетворению заявления не имеется.

    Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным (п.2 ст.161 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Смирнова В.Н. об отмене регистрации Смирнова П.А. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №23 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок, со дня принятия судом решения.

Председательствующий                            К.Н Игнатов