ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-82/13 от 27.06.2013 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 июня 2013 года Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующей судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Грибковой Т.В.,

с участием прокурора Тришиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3-82/13 по заявлению ФИО1 о защите избирательных прав, назначении дополнительных выборов,

У С Т А Н О В И Л:

Житель города Мытищи Московской области А.Р.ББ. обратился в Московский областной суд с заявлением об определении порядка и срока назначения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

В обоснование требований заявитель ссылался на то, что Совет депутатов городского поселения Мытищи сформирован по результатам выборов, состоявшихся 11октября 2009года. В состав Совета были избраны 27депутатов, в том числе по многомандатному (трехмандатному) избирательному округу №7 избраны депутаты А.В., З.С.ИА., С.М.ВА. В 2011 году и в 2012 году З.С.ИА. и С.М.ВА., соответственно, сложили депутатские полномочия, в результате чего по трехмандатному избирательному округу №7 замещенными осталось менее двух третей мандатов, что влечет назначение дополнительных выборов, которые проводятся в порядке, предусмотренном частью4 статьи66 Закона Московской области №101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

Поскольку Советом депутатов дополнительные выборы не назначены, избирательная комиссия городского поселения Мытищи до настоящего времени Советом депутатов городского поселения Мытищи не сформирована, а дополнительные выборы – в силу закона – должны быть назначены на второе воскресенье сентября, заявитель просил удовлетворить его требования. Заявитель просил: признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения Мытищи, выразившееся в том, что Советом депутатов не была сформирована в установленный законом срок избирательная комиссия городского поселения Мытищи; обязать территориальную избирательную комиссию Мытищинского района назначить дату голосования на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи не позднее пяти дней со дня принятия решения суда; возложить обязанности по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи по избирательному округу №7 на территориальную избирательную комиссию Мытищинского района. Заявитель также просил - в соответствии с положениями п.9 ст.3 Федерального закона №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» - обратить решение суда к немедленному исполнению.

Заявитель полагает, что при указанных обстоятельствах нарушаются его права, гарантированные ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Заявитель А.Р.ББ., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, телефонограммой просил слушать дело в его отсутствие. В судебном заседании интересы А.Р.БВ. представлял по доверенности Щ., который заявленные его доверителем требования полностью поддержал.

Совет депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку в суд своего представителя. Суд, с учетом положений ч.1 ст.260-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Совета.

Представитель ТИК Мытищинского района не возражал против удовлетворения требований заявителя о назначении дополнительных выборов, однако ссылался на то, что на данную ТИК не возложены обязанности избирательной комиссии муниципального образования.

Представитель Избирательной комиссии Московской области не возражала против назначения дополнительных выборов, которые должны быть проведены в установленном законом порядке.

Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей ТИК Мытищинского района и Избирательной комиссии Московской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению частично, суд приходит к следующему.

Согласно ст.12, ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ст.3 Федерального закона от 26ноября 1996года №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее – Федеральный закон №138-ФЗ) в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п.1 ст.1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12июня 2002года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанное решение суда принимается в случаях, перечисленных в п.6 ст.3 Федерального закона №138-ФЗ, в том числе в случае, когда выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу положений ст.10 Федерального закона №67-ФЗ выборы органов местного самоуправления, депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо (п. 1).

Согласно п.3 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах. Исключение составляют случаи досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущие за собой неправомочность органа, случаи выборов во вновь образуемые органы государственной власти субъектов Российской Федерации, случаи выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, органы государственной власти, когда выборы могут быть проведены в другое время.

В соответствии с п.п.7,8,9 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80дней до дня голосования. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в указанные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70дней до дня голосования. Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в указанный срок выборы в органы местного самоуправления либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями22-24 и 29настоящего Федерального закона.

В силу п.8 ст.71 Федерального закона №67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в избирательном округе назначаются дополнительные выборы. Голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном п.8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего (п.9 статьи71).

Согласно п.10 ст.71 того же Закона повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Порядок назначения муниципальных выборов в Московской области ранее определялся Законом Московской области от 11июля 2006года №101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», который утратил силу с принятием и вступлением в силу Закона Московской области от 04июня 2013года №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области». Указанный Закон вступил в силу 21июня 2013года.

Поскольку в период действия Закона МО №101/2006-ОЗ дополнительные выборы Совета депутатов муниципального образования не были назначены, правоотношения по определению порядка и срока назначения выборов регулируются нормами действующего Закона Московской области от 04июня 2013года №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» (далее – Закон МО №46/2013-ОЗ).

В силу положений ст.6 Закона МО №46/2013-ОЗ выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования (ч.1 ст.6).

Днем голосования на выборах является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования, других должностных лиц местного самоуправления, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах (ч.2 ст.6).

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90дней и не позднее чем за 80дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ч.5 ст.6).

Согласно ч.6 ст.6 Закона МО №46/2013-ОЗ если Совет депутатов муниципального образования не назначит выборы в сроки, предусмотренные ч.5 настоящей статьи, а также в случае отсутствия указанного органа выборы назначаются избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее чем за 70дней до дня голосования.

Если избирательная комиссия, организующая выборы, не назначит в установленный ч.6 настоящей статьи срок выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образовании, других должностных лиц местного самоуправления либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, настоящим Законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия – соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд вправе возложить на Избирательную комиссию Московской области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица – также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются Избирательной комиссией Московской области (ч.7 ст.6).

Порядок проведения дополнительных выборов Совета депутатов муниципального образования Московской области установлен ч.ч.4,5,6 ст.67 Закона МО №46/2013-ОЗ.

Согласно ч.4 ст.67 Закона МО №46/2013-ОЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то настоящим Законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных Федеральным законом, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

В соответствии с ч.5 ст.67 Закона МО №46/2013-ОЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном ч. 4 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов.

В п.6 ст.67 того же Закона установлено, что дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

В силу ч.2 ст.13 Устава городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области (л.д.53об.) муниципальные выборы назначаются Советом депутатов городского поселения Мытищи. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90дней и не позднее чем за 80дней до дня голосования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией городского поселения Мытищи или судом.

Статья23 Устава городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района предусматривает, что Совет депутатов городского поселения Мытищи состоит из 27депутатов, избранных на муниципальных выборах

При рассмотрении данного дела судом установлено, что на очередных выборах, проходивших 11октября 2009года, в Совет депутатов городского поселения Мытищи избрано 27депутатов, в том числе по трехмандатному избирательному округу №7 избраны депутаты А.В., С.М.ВА., З.С.ИА. (л.д.75). Депутаты Совета депутатов городского поселения Мытищи избраны на 5лет, срок полномочий депутатов истекает 11октября 2014года (л.д.47).

Из состава Совета выбыло три депутата, в том числе полномочия депутата от избирательного округа №7 З.С.ИБ. прекращены решением Совета депутатов городского поселения Мытищи от 22декабря 2011года №28/1, полномочия депутата от избирательного округа №7 С.М.ВБ. прекращены решением Совета депутатов городского поселения Мытищи от 28февраля 2013года №41/1 (л.д. 47, 73, 74).

Таким образом, в связи с досрочным прекращением полномочий двух депутатов, избранных по трехмандатному избирательному округу №7, Совет депутатов – в соответствии с требованиями ч.4 и ч.5 ст.67 Закона МО №46/2013-ОЗ – должен был назначить на второе воскресенье сентября, то есть на 08сентября 2013года, дополнительные выборы по трехмандатному избирательному округу №7, решение о назначении дополнительных выборов надлежало принять не ранее чем за 90дней и не позднее чем за 80дней до дня голосования (то есть в период с 09июня до 19июня 2013года).

В установленный законом срок Советом депутатов городского поселения Мытищи дополнительные выборы назначены не были.

Как установлено судом, на день рассмотрения данного дела избирательная комиссия городского поселения Мытищи не сформирована. Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании – как представителем заявителя, так и представителями ТИК Мытищинского района и Избирательной комиссии Московской области.

Поскольку на дату рассмотрения настоящего дела досрочные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи в установленные законом сроки уполномоченным органом назначены не были, следует признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения Мытищи, выразившееся в непроведении досрочных выборов депутатов.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31марта 2011года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если обращение заявителя обусловлено бездействием соответствующих органов или должностных лиц, то суд для обеспечения условий реализации избирательных прав своим решением обязывает их совершить определенные действия (п.40 Постановления Пленума).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место нарушение прав заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Для восстановления нарушенных прав суду надлежит определить срок, не позднее которого Совет городского поселения Мытищи должен назначить выборы. Этот срок, с учетом требований закона, должен быть определен не позднее чем за 70 дней до дня голосования, то есть для дня голосования 08сентября 2013года – не позднее 29июля 2013года.

Поскольку избирательная комиссия городского поселения Мытищи не создана, полномочия данной комиссии на территориальную избирательную комиссию Мытищинского района не возложены, суд полагает, что в соответствии с требованиями п.9 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ и ч.7 ст.6 Закона МО №46/2013-ОЗ необходимо возложить на Избирательную комиссию Московской области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15человек для проведения дополнительных выборов депутатов в Совет депутатов городского поселения Мытищи.

Организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов – согласно п.5 ч.1 ст.17 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - относится к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в связи с чем исполнение решения в части обеспечения выборов суд возлагает на муниципальное образование городское поселение Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

Дополнительные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района подлежат проведению на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основании Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области №46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», Устава городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

В силу абз.7 ч.9 ст.3 Федерального закона №138-ФЗ, ст.212 ГПК РФ решение суда в части возложения на Совет депутатов обязанности назначить дополнительные выборы в указанный судом срок подлежит немедленному исполнению.

Вместе с тем, соглашаясь с заключением прокурора, суд полагает, что требования А.Р.БВ. подлежат частичному удовлетворению.

Не могут быть удовлетворены требования А.Р.БВ. об обязании ТИК Мытищинского района назначить дату голосования на дополнительных выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи и о возложении обязанности по подготовке и проведению дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи по избирательному округу №7 на территориальную избирательную комиссию Мытищинского района, поскольку эти требования заявителя не основаны на законе.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению ходатайство заявителя о возмещении судебных расходов по делу.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, выразившееся в непроведении досрочных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

Возложить обязанность на Совет депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области назначить дополнительные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области в срок не позднее 29июня 2013года.

Возложить обязанность на избирательную комиссию Московской области в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда сформировать временную избирательную комиссию в количестве не более 15членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22-24 и 29 Федерального закона от 12июня 2002года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

Выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области подлежат проведению на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основании Федерального закона от 12июня 2002года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Московской области от 04июня 2013года №46/2013-ОЗ (ред. от 07июня 2013года) «О муниципальных выборах в Московской области», Устава городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области (ред. от 06мая 2012года).

Исполнение решения в части обеспечения выборов возложить на муниципальное образование городское поселение Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

Взыскать с Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области в пользу ФИО1 понесенные им судебные расходы в сумме 8100 (восемь тысяч сто) рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению в части назначения дополнительных выборов Советом депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья подпись   Л.А.Найденова

Копия верна

Судья:_______________ Л.А.Найденова

Секретарь:___________ Т.В.Грибкова