ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-82/2013 от 30.09.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3-82/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль                                    30 сентября 2013 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Сурковой Т.Ю.

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Нагорьевского сельского поселения об обязании территориальной избирательной комиссии Переславского муниципального района определить срок проведения выборов депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения, по заявлению прокурора Ярославской области о признании незаконным бездействия Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившееся в неназначении выборов депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва, и определении срока, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва,

установил

    Администрация Нагорьевского сельского поселения обратилась в Ярославский областной суд с заявлением о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Переславского района определить срок проведения выборов депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения.

Прокурор Ярославской области обратился в Ярославский областной суд с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившееся в неназначении выборов депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва, и определении срока, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва.

    Указанные заявления приняты судом к своему производству и соединены в одно гражданское дело для совместного рассмотрения.

    Заявления администрации Нагорьевского сельского поселения и прокурора Ярославской области обоснованы следующим: в соответствии с Уставом Нагорьевского сельского поселения представительным органом данного муниципального образования является Муниципальный Совет, состоящий из десяти депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В настоящее время работает Муниципальный совет, избранный на выборах 11 октября 2009 года, регистрация действующих депутатов Муниципального совета имела место на основании решения территориальной избирательной комиссии Переславского района от 26 октября 2009 года. На момент избрания данного Муниципального совета в соответствии со ст. 21 Устава Нагорьевского сельского поселения срок полномочий Муниципального Совета составлял четыре года. 23 мая 2013 года Муниципальным Советом принято решение, которым в Устав поселения внесены изменения, в том числе в части срока полномочий Муниципального Совета. Данный срок в настоящее время составляет пять лет. Вместе с тем, на Муниципальный Совет, избранный на выборах 11 октября 2009 года, положения Устава в новой редакции не распространяются. Таким образом, во второе воскресенье сентября 2013 года согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) полномочия Муниципального Совета истекли. Вместе с тем, ни Муниципальным Советом, ни территориальной избирательной комиссией Переславского района решение о назначении выборов Муниципального Совета принято не было. Территориальная избирательная комиссия Переславского района осуществляет полномочия избирательной комиссии Нагорьевского сельского поселения. Указанные обстоятельства являются нарушением избирательных прав жителей Нагорьевского сельского поселения. В соответствии со ст.ст. 8, 10 Федерального закона № 67-ФЗ суд вправе обязать уполномоченный орган к назначению выборов в представительный орган местного самоуправления.

В судебном заседании ФИО1 – представитель заявителя администрации Нагорьевского сельского поселения и заинтересованного лица Муниципального Совета Нагорьевского сельского поселения заявление поддержала. Настаивала на возложении обязанности по назначению выборов на территориальную избирательную комиссию. Пояснила, что Муниципальным Советом принято решение о назначении выборов главы Нагорьевского сельского поселения на 8 декабря 2013 года. В целях экономии бюджетных денежных средств и удобства избирателей выборы Муниципального Совета целесообразно было бы назначить на эту же дату. Однако, Муниципальный Совет такое право утратил, так как в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ он вправе принять данное решение не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Данный срок истек. Территориальная избирательная комиссия Переславского района имеет возможность назначить выборы на ту же дату, не нарушая установленного законом срока для принятия такого решения. Необходимость назначения выборов Муниципального Совета представитель данного органа не оспаривала.

Прокурор Ганцева С.В. заявление поддержала, дала пояснения, аналогичные пояснениям ФИО2, в том числе в части возложения обязанности по назначению выборов на территориальную избирательную комиссию.

Председатель территориальной избирательной комиссии Переславского района ФИО3 полагала разрешение заявлений на усмотрение суда. Вместе с тем, пояснила, что территориальная избирательная комиссия не возражает в возложении на нее обязанности по назначению выборов Муниципального Совета, полагала обоснованной позицию заявителей о целесообразности одновременного проведения выборов и Муниципального совета, и главы поселения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявления администрации Нагорьевского сельского поселения и прокурора Ярославской области подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.

Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случаев, установленных статьями 81.1 и 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

Из материалов дела следует, что Муниципальный Совет Нагорьевского сельского поселения Переславского района Ярославской области избран на выборах 11 октября 2009 года, избранные депутаты Муниципального Совета зарегистрированы решением территориальной избирательной комиссии Переславского района от 26 октября 2009 года.

Согласно статье 21 Устава Нагорьевского сельского поселения, в редакции данного нормативного акта, действующей на момент избрания Муниципального совета 11 октября 2009 года, Муниципальный Совет Нагорьевского сельского поселения включает 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

Таким образом, окончанием срока, на который был избран 11 октября 2009 года Муниципальный Совет Нагорьевского сельского поселения, является 8 сентября 2013 года.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 67-ФЗ выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

В соответствии с п.п. 7,8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

В соответствии со ст. 22 Устава Нагорьевского сельского поселения к иным полномочиям представительного органа Нагорьевского сельского поселения относится назначение выборов депутатов представительного органа, главы поселения; назначение местного референдума.

В соответствии со ст. 21 Устава представительным органом Нагорьевского сельского поселения является Муниципальный совет.

В установленный п. 7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ срок решение о назначении выборов Муниципальным Советом не принято.

На основании постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года на территориальную избирательную комиссию Переславского района возложены полномочия избирательной комиссии Нагорьевского сельского поселения.

Территориальной избирательной комиссией Переславского района в срок, установленный в п. 8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, решение о назначении муниципальных выборов Муниципального Совета Нагорьевского сельского поселения также принято не было.

Указанное бездействие как Муниципального Совета Нагорьевского сельского поселения, так и территориальной избирательной комиссии Переславского района имело место в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона № 67-ФЗ. В связи с этим требование прокурора Ярославской области о признании незаконным бездействия Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившееся в неназначении выборов депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва, подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Учитывая, что у территориальной избирательной комиссии Переславского района по вышеприведенным основаниям обязанность назначить выборы Муниципального Совета Нагорьевского сельского поселения имелась и не исполнена, требования заявителей об определении судом срока, не позднее которого уполномоченный на то орган или избирательная комиссия должны назначить выборы, подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что доводы заявителей и заинтересованных лиц о целесообразности возложения данной обязанности на территориальную избирательную комиссию, заслуживают внимания, являются обоснованными и не противоречат вышеприведенным положениям Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, такая позиция согласуется с разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 40), исходя из которых вышеприведенные обязанности возлагаются на соответствующую избирательную комиссию.

Таким образом, суд полагает возможным обязать территориальную избирательную комиссию Переславского района назначить выборы Муниципального Совета Нагорьевского сельского поселения.

Учитывая, что срок полномочий действующего Муниципального Совета истек, а также то, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" настоящее решение подлежит немедленному исполнению, суд считает необходимым установить, что вышеприведенная обязанность подлежит исполнению территориальной избирательной комиссией не позднее 30 сентября 2013 года, то есть не позднее даты оглашения судом резолютивной части настоящего решения.

Согласно статье 21 Устава Нагорьевского сельского поселения (в действующей редакции) суд устанавливает, что срок полномочий Муниципального Совета, об избрании депутатов которого подлежат назначению выборы, составляет пять лет, число подлежащих избранию депутатов составляет 10 человек.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ, п.1 ст. 69 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" обязанность по финансированию подготовки и проведения выборов подлежит возложению на средства бюджета муниципального образования – Нагорьевское сельское поселение.

Руководствуясь п.1 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" суд устанавливает, что выборы должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Ярославской области от 02 июня 2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" и Уставом Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

    Заявления администрации Нагорьевского сельского поселения и прокурора Ярославской области удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившееся в неназначении выборов депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва.

Обязать Избирательную комиссию Переславского района в срок не позднее 30 сентября 2013 года назначить выборы депутатов Муниципального совета Нагорьевского сельского поселения третьего созыва, включающего 10 депутатов, со сроком полномочий на пять лет.

Установить, что выборы должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Ярославской области от 02 июня 2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" и Уставом Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.

Исполнение настоящего решения в части обеспечения подготовки и проведения выборов возложить на муниципальный бюджет Нагорьевского сельского поселения.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 Е.Ю. Щеголькова