ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-82/2015 от 21.05.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3-82/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2015 года город Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пыжовой И.А.,

при секретаре Терентьевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Курочкина С.И., Тихомировой Л.С. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости,

у с т а н о в и л:

Курочкин С.И., Тихомирова Л.С. обратились в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (далее – спорный земельный участок), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома; возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого определена в ходе массовой оценки и утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп, и с учетом изменений внесенных постановлениями Правительства Архангельской области от 12.11.2013 № 525-пп, от 08.04.2014 № 146-пп, по состоянию на 05.06.2012 составила 1 691 334,81 руб.

Полагают, что при определении кадастровой стоимости земельного участка были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости, а именно о виде разрешенного использования земельного участка, что повлекло ошибочное отнесение оценщиком спорного объекта к 1 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки), и как следствие, завышению кадастровой стоимости земельного участка. Считают, что принадлежащий им земельный участок, согласно документам, выданным уполномоченными органами на строительство жилого дома, следовало отнести ко 2 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).

Просили пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости земельного участка и определить его стоимость исходя из 2 вида разрешенного использования, возложить на ответчиков обязанность внести изменения в результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части указания для данного участка 2 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).

В ходе рассмотрения дела заявителями уточнены заявленные требования в части пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Заявители просят установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 578 350,53 руб. исходя из 2 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки).

В судебное заседание заявители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленном дополнении к заявлению заявили новые требования о возложении на МО «Заостровское» обязанность установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – земельный участок, предназначенный для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления к производству суда, в части требований о возложении на МО «Заостровское» обязанности установить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – земельный участок, предназначенный для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, отказано.

Заинтересованные лица: администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», администрации муниципального образовании «Заостровское» в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.

В ранее представленном отзыве администрация МО «Приморский муниципальный район» указывала на отсутствие принятых правил землепользования и застройки на территории МО «Заостровское». Полагали надлежащим способом защиты – установление кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В ходе предварительного судебного заседания представитель администрации МО «Заостровское» Ханян В.В. по существу заявленных требований не возражал. Пояснил, что согласно документам, выданным органами местного самоуправления на строительство объекта, а также проектной документации, на спорном земельном участке разрешено возведение малоэтажного жилого дома.

Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) Савченко Т.Ю. возражала против требований к кадастровой палате, полагала, что права и законные интересы заявителей действиями ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не нарушены. Кадастровая стоимость спорного земельного участка, с учетом последующих уточнений, определена в ходе массовой оценки, результаты которой утверждены Правительством Архангельской области. Группировка земельных участков и их отнесение к соответствующим видам разрешенного использования относятся к компетенции оценщика, проводившую массовую оценку. При этом используемые оценщиком виды разрешенного использования не являются сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.

Представитель Правительства Архангельской области Кармакулова А.А. не согласилась с заявленными требованиями. В представленном отзыве указала, что Правительство Архангельской области утверждало результаты государственной кадастровой оценки в 2012 г. постановлением № 595-пп в пределах своей компетенции. Оценщиком было представлено положительное экспертное заключение, согласно которому отчет соответствовал требованиям действующего законодательства, Росреестр осуществил приемку представленных результатов работ и направил их на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Архангельской области полагает себя ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку не обладает полномочиями по выявлению кадастровых ошибок, а также полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.

Представитель Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пентюшенкова А.Л. в судебном заседании пояснила, что Управление Росреестра по АО и НАО и Росреестр являются ненадлежащими заинтересованными лицами по делу, так как группировка объектов недвижимости для целей определения их кадастровой стоимости проводится непосредственно оценщиком. Росреестром 15.08.2012 был заключен государственный контракт на выполнение работ по оценке земель. Поскольку исполнителем работ по указанному контракту – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (субподрядчик – Ярославский филиал) было представлено положительное заключение от саморегулируемой организации оценщиков о соответствии отчета об оценке требованиям действующего законодательства, то Росреестр осуществил приемку представленных результатов работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Архангельской области и направил их на утверждение в орган исполнительной власти субъекта. При этом Росреестр, а также иные государственные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по оценке корректности использованных оценщиком подходов и методов к определению кадастровой стоимости, в том числе оценке корректности проведенной группировки объектов недвижимости.

Представители ФГКП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Ярославского филиала «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились. В письменном отзыве представитель Ярославского филиала «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» указал, что процедура определения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки проведена в соответствии с действующим на дату проведения оценки законодательством Российской Федерации. Исходя из представленной Заказчиком информации о разрешенном использовании спорного земельного участка – «жилищное строительство», однозначно отнести указанный объект оценки к п.1.2.1 или к пункту 1.2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, не представилось возможным. С учетом площади объекта земельный участок отнесен к пункту 1.2.1 Методических указаний – земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки. При этом Исполнитель работ запрашивал уточняющую информацию об объектах оценки – земельных участках, имеющих разрешенное использование, не позволяющее однозначно отнести их к тому или иному номеру вида разрешенного использования, включая спорный земельный участок, которая в отношении рассматриваемого земельного участка предоставлена не была.

Выслушав явившихся представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст.390 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Закон об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Тихомирова Л.С. и Курочкин С.И. на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка от 12.08.2014 года являются собственниками по ? доли каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилищное строительство, общая площадь 1971 кв.м, адрес объекта: <адрес>.

Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 05 июня 2012 года и представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской <адрес> и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской <адрес>.

Величина кадастровой стоимости спорного земельного участка определена по состоянию на 05.06.2012, утверждена вышеуказанным постановлением Правительства Архангельской области и с учетом изменений внесенных в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов постановлениями Правительства Архангельской области Правительства Архангельской области от 12.11.2013 № 525-пп и от 08.04.2014 № 146-пп составила 1 691 334,81 руб. Указанная величина внесена в государственный кадастр недвижимости 10.07.2014 года (кадастровая справка л.д.11).

Материалами дела также подтверждается, что работы по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской <адрес> выполнялись Ярославским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Росреестром «Заказчик» и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» «Исполнитель», а также наряд - заказом № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.24.13 Закон об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания), согласно пункту 1.2. которых указанные методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 видов разрешенного использования, включая, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (п.п.1.2.1.); земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (п.п.1.2.1.).

Согласно п.п.2.1.1. перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.

Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных (п.п.2.1.2.).

Подпунктом 2.2.1. методических указаний предусмотрен порядок осуществления расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, который включает, в том числе осуществление группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов.

На основании анализа информации о рынке земельных участков в составе земель населенных пунктов, состава факторов стоимости и сведений о значениях факторов стоимости для каждого вида разрешенного использования земель может проводиться группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Для проведения группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется перечень факторов стоимости, на основе которых будет проведена группировка, а также значения и (или) диапазон значений данных показателей для отнесения земельных участков в составе земель населенных пунктов к соответствующей группе. Выбор показателей и их значений и (или) диапазона значений должен быть обоснован (п.п.2.2.4).

Кроме того, группировка объектов оценки, как один из этапов определения кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки, предусмотрена требования пункта 7 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости ФСО №4» (далее по тексту ФСО № 4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508.

В соответствии с пунктом 16 ФСО № 4 при определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.

Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.

Из представленной Управлением Росреестра по АО и НАО выкопировки из отчета № от ДД.ММ.ГГГГ об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области следует, что оценщиком выделены 17 групп объектов недвижимости. В частности, к 1 группе отнесены земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки; ко 2 группе отнесены земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (л.д.53).

Согласно сведениям кадастрового учета вид разрешенного использования спорного земельного участка на дату оценки – «жилищное строительство».

Указанный вид разрешенного использования не позволял оценщику однозначно отнести спорный земельный участок к первому или второму номеру видов разрешенного использования. При этом дополнительной информации в отношении указанного земельного участка в адрес оценщика не поступало, в связи с чем оценщиком при проведении работ по оценке спорного объекта его кадастровая стоимость определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 850, 75 руб./ кв. м., что соответствует 1 номеру вида разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Впоследствии в связи с изменениями внесенными постановлением Правительства Архангельской области от 12.11.2013 № 525-пп «О внесении изменений в результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области» в отношении спорного земельного участка применен удельный показатель кадастровой стоимости 858,11, что также соответствует 1 номеру вида разрешенного использования (л.д.58-59).

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что спорный земельный участок выделялся и используется для строительства малоэтажного жилого дома.

Так, из представленного в материалы дела разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного главой МО «Приморский муниципальный район» следует, что на спорном земельном участке администрация района разрешает строительство жилого дома с характеристиками – до трех этажей, стены в деревянном исполнении, размером 14,0 на 14,0 м; отопление – автономное; водоснабжение – колодец, скважина; канализация – водонепроницаемый септик; электроснабжение – от существующих сетей, согласно техусловий.

Кроме того, из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка», а также содержания градостроительного плана земельного участка следует, что органом местного самоуправления МО «Приморский муниципальный район» утвержден градостроительный план вышеуказанного земельного участка по объекту: «Индивидуальный жилой дом <адрес>.

В судебном заседании 25.03.2015 представителем администрации МО «Заостровское» Ханяном В.В. представлен проект планировки земельного участка, расположенного в <адрес> в целях жилищного строительства, (изготовленный в 2010 году), в состав которого включен спорный земельный участок. Согласно указанному документу, а также пояснениям представителя администрации МО «Заостровское» на данном участке планировалось и ведется комплексное строительство малоэтажных жилых домов.

Более того, в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровая стоимость также определена в соответствии со 2 видом разрешенного использования, а именно как для земельного участка, предназначенного для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Оценив представленные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок следовало отнести ко 2 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки».

Таким образом, спорный земельный участок при проведении государственной кадастровой оценки ошибочно отнесен к 1 виду разрешенного использования, что привело к неверному исчислению кадастровой стоимости земельного участка.

С учетом, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, подлежащих отнесению ко 2 виду разрешенного использования по Приморскому муниципальному району (293,43), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 05.06.2012 составит 578 350,53руб. (1971 кв.м. (площадь земельного участка) х 293,43 руб. (УПКС).

Обоснованность такого расчета подтверждается также положениями подпункта 2.2.7. Методических указаний.

В силу положений ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ч.2 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», влечет возникновение у органа кадастрового учета, в данном случае – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в Архангельской области и Ненецком автономном округе, обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Расчет, представленный кадастровой палатой, судом не принимается в связи с необоснованным применением удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для иного квартала, а именно <данные изъяты>.

Вместе с тем спорный земельный участок расположен в квартале <данные изъяты>. При этом отсутствие в постановлении Правительства Архангельской области от 08.04.20124 № 146-пп изменений и указания на утверждение удельного показателя стоимости (УПКС) для квартала <данные изъяты> не исключает возможность применения УПКС, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями о применении УПКС в размере 293,43 при пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенными в одном квартале со спорным земельным участком.

Вместе с тем требования заявителей о возложении на ответчиков обязанности внести изменения в результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в части указания для данного участка номера вида разрешенного использования – 2 как для земельного участка, предназначенного для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки не подлежат удовлетворению, так как сведения о видах (группах) объектов недвижимости, выделенных и используемых оценщиком в ходе массовой оценки, не являются сведениями кадастрового учета, следовательно, такие сведения не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Курочкина С.И., Тихомировой Л.С. удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 971 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере 578 350 рублей 53 копейки, исходя из удельного показателя 293, 43руб./кв.м.

Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 578 350 рублей 53 копейки.

В остальной части в удовлетворении требований Курочкина С.И., Тихомировой Л.С. отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 26 мая 2015 г.

Судья И.А.Пыжова