ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-83/2013 от 02.09.2013 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД   РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Р Е Ш Е Н И Е   Именем Российской Федерации

02 сентября 2013 г.                                                                              г. Улан-Удэ

        Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В.,

при секретаре Бадмажаповой С.Б.,

с участием прокурора Григорьевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению регионального отделения Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Бурятия об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого Бурятским Республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 06.06.2013 г. № 3399-IV на 08.09.2013 г. назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.

         Постановлением избирательной комиссии Республики Бурятия №... от ... г. зарегистрирован список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого Бурятским Республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

         Постановлением избирательной комиссии Республики Бурятия №... от ... г. зарегистрирован список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Бурятия.

         Обращаясь в суд, секретарь политического совета регионального отделения Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Бурятия ФИО1 просила отменить регистрацию списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого Бурятским Республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» /далее - БРО ПП «КПРФ»/ в соответствии с п.п. «в» п.8 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

         Требования мотивированы тем, что первым секретарем БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО2, являющимся депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, в целях предвыборной агитации неоднократно использовалось преимущество должностного положения. ФИО2 использует предоставленное ему, как депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, помещение, находящееся в нем имущество, номер телефона для агитационной деятельности в период избирательной кампании. В частности, в агитационных печатных материалах БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» указывает адрес и телефон общественной приемной депутата ГД ФС РФ ФИО2 Указание данных сведений в агитационных материалах обеспечило многочисленное и систематическое поступление звонков избирателей в общественную приемную депутата ГД ФС РФ ФИО2, посещение избирателями указанной приемной.

        При подготовке дела к судебному разбирательству представитель заявителя ФИО3, действующая на основании доверенности, в качестве дополнительного основания требования указала на несоблюдение БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» ограничения, предусмотренного п. 1.1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Пояснила, что ... г. на канале ... показан предвыборный ролик БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» с использованием музыки из песни ..., авторами которой являются Л. и Д. Кроме того, в ролике используются изображения Московского Кремля и здания Народного Хурала Республики Бурятия. Тем самым, БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» нарушено законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Просила удовлетворить требование в соответствии с п.п. «в», «д» п.8 ст.76 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

       Представители Бурятского Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, требование не признали. Пояснили, что размещение в печатных агитационных материалах адреса и телефона общественной приемной депутата Государственной Думы ФС РФ ФИО2 носит информационный характер. Помещение, имущество, телефоны, предоставленные депутату, БРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» не используются для проведения предвыборной агитации. В указанное заявителем время ... г. видеоролик БРО ПП КПРФ на канале ... не демонстрировался, что подтверждается графиком размещения безвозмездного предоставления эфирного времени для проведения предвыборной агитации, являющимся приложением к договору от ... г., заключенному между БРО ПП КПРФ и .... Для бесплатного размещения на канале ... был предоставлен видеоролик продолжительностью 6 секунд без изображения Московского Кремля, в котором в качестве музыкального сопровождения использовались позывные радиопрограммы «...», фонограмма которой впервые прозвучала в 1939 году. Указанный видеоролик изготовлен по заказу ПП КПРФ К., которому предоставлены аудиоматериалы Российским государственным архивом кинофотодокументов на возмездной основе. Здание Народного Хурала не является основным объектом, используемым в видеоролике.

       Представитель избирательной комиссии Республики Бурятия ФИО6, требование не признал по основаниям отсутствия нарушений избирательного права.

       Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требования, исследовав доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

        П.п. «в», «д» п.8 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» /далее - Федерального закона №67-ФЗ/ установлено, что регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения, несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

.     Пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ запрещена агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

         Тем самым, основаниями для отмены регистрации списка кандидатов могут служить неоднократное /не менее двух раз/ использование преимуществ должностного или служебного положения, агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с п.п. «а», «б», «в» п.5 ст.40 указанного закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается, в том числе, привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда.

При этом, п.6 ст.40 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.Судом не установлены основания, предусмотренные законом, для отмены регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого Бурятским Республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявителем не доказаны факты неоднократного использования первым секретарем БРО ПП «КПРФ» ФИО2, являющимся депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, в целях предвыборной агитации преимуществ должностного или служебного положения.

Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что первым секретарем БРО ПП «КПРФ» ФИО2, являющимся депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, помимо осуществления депутатских полномочий, в его общественной приемной проводилась предвыборная агитация, использовалось предоставленное как депутату имущество для проведения предвыборной агитации, привлекались его помощники в служебное время к осуществлению деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и /или/ избранию кандидатов.

Сам по себе факт посещения общественной приемной депутата за период с ... г. ... посетителями не подтверждает вышеуказанных обстоятельств. Сообщения адреса общественной приемной депутата, его номера телефона, опубликованных в печатных агитационных материалах, носят характер информирования избирателей без указания каких-либо сведений, которые в соответствии с избирательным законодательством признаются злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации.

Не доказано заявителем и нарушение РО ПП «КПРФ» законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении агитации.

Из пояснений представителя БРО ПП «КПРФ» следует, что в видеоролике БРО ПП «КПРФ» использована фонограмма позывных радиопрограммы «...», которая впервые прозвучала в 1939 году.

Ст. 1327 ГК РФ установлено, что исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных в пункте 1 настоящей статьи. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние.

Учитывая то, что обнародование фонограммы с позывными «Всесоюзного радио» произошло в 1939 г., она перешла в общественное достояние.

Доказательства, свидетельствующие об авторстве Д. на используемое РО ПП «КПРФ» в агитационном видеоролике музыкальное сопровождение, о нарушении авторского права, либо смежного с авторским правом, на музыкальное произведение конкретного автора суду не представлено. Из представленного в суд заявителем музыкального компакт диска произведений Д. нельзя сделать вывод об использовании произведения последнего «...» в видеоролике РО ПП «КПРФ».

Согласно письменному заявлению автора видеоролика К., адресованному в избирательную комиссию Республики Бурятия, им дано согласие на использование его интеллектуальной собственности: аудио и видео роликов в агитационных печатных, видео и иной агитационной продукции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

К тому же, из приложения к договору №... от ... г. о безвозмездном предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации, следует, что ... на канале ..., ... видеоролик БРО ПП «КПРФ» в эфир на бесплатной основе не выходил.

Копия видеоролика, иные доказательства, подтверждающие размещение на канале ... ... г. видеоролика БРО ПП «КПРФ» заявителем не представлены.

Не считает суд нарушением РО ПП «КПРФ» законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении агитации ввиду использования в видеоролике здания Народного Хурала Республики Бурятия. Здание Народного Хурала использовано в качестве второстепенного объекта воспроизведения, что в соответствии со ст.1276 ГК РФ допускается законом.

      Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.             

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Бурятия

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления регионального отделения Всероссийской политической партии Партия за справедливость! в Республике Бурятия об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва, выдвинутого Бурятским Республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

              Судья                                                                      Ж.В. Тубденова