Дело № 3-83/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2013 года г. Ярославль
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Главы Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области ФИО1, прокурора Ярославской области об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, определении срока назначения выборов Главы и депутатов представительного органа местного самоуправления Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области,
установил:
Глава Рязанцевского сельского поселения обратился в Ярославский областной суд как суд первой инстанции с заявлением о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Переславского муниципального района (далее ТИК Переславского района) определить срок проведения выборов Главы Рязанцевского сельского поселения и депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения. Как следует из заявления решением ТИК Переславского района от 27.07.2009 № 23/227 на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения.
Решением ТИК Переславского района от 26.10.2009 № 32/330 Главой Рязанцевского сельского поселения зарегистрирован ФИО1.
Решением ТИК Переславского района от 26.10.2009 № 32/333 зарегистрированы депутаты Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения второго созыва.
Согласно Устава Рязанцевского сельского поселения срок полномочий Главы и Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения установлен в 4 года (ст. 21 и ст. 25).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия Главы Рязанского сельского поселения и депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения истекли 8 сентября 2013 года, на данную дату должны быть назначены выборы на указанные должности. Решение о назначении выборов Главы Рязанцевского сельского поселения и депутатов Муниципального совета Рязанцевского поселения не принято, что нарушает избирательные права граждан.
Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившегося в не назначении выборов главы Рязанцевского сельского поселения, определении срока, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы главы Рязанцевского сельского поселения. В обоснование заявления указаны следующие обстоятельства. Устав Рязанцевского сельского поселения, принятый решением Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения от 13.03.2006 № 17 предусматривал 4-хлетний срок полномочий главы муниципального образования. Изменения, внесенные в Устав, увеличивающие срок полномочий главы муниципального образования до 5 лет вступают в силу после истечения срока полномочий главы Рязанцевского сельского поселения, принявшего данный муниципальный правовой акт.
Срок полномочий главы Рязанцевского сельского поселения ФИО1, избранного 11 октября 2009 года, истекает в октябре 2013 года.
В установленные п.п. 7, 8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сроки ни Муниципальным советом Рязанцевского сельского поселения, ни ТИК Переславского района выборы главы Рязанского сельского поселения не назначены.
Кроме того, прокурор Ярославской области обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального совета Рязанского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившегося в не назначении выборов депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения третьего созыва, определении срока, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения третьего созыва. В обоснование заявления указывается, что выборы депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения второго созыва были назначены и проведены 11 октября 2009 года. С учетом действовавшей на тот момент редакции Устава Рязанцевского сельского поселения депутаты Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения избраны сроком на 4 года, срок их полномочий истекает в октябре 2013 года.
В установленные п.п. 7, 8 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сроки ни Муниципальным советом Рязанцевского сельского поселения, ни ТИК Переславского района выборы депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения третьего созыва не назначены.
Гражданские дела по указанным заявлениям определением судьи от 23.09.2013 года объединены для рассмотрения в одном производстве.
Представитель заявителя и привлеченного к участию в деле заинтересованного лица Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал пояснения, аналогичные доводам заявления.
Помощник прокурора Ярославской области Ганцева С.В. поддержала требования о признании незаконным бездействия Муниципального совета Рязанского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившегося в не назначении выборов главы Рязанцевского сельского поселения и депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения третьего созыва, определении срока, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить соответствующие выборы по указанным в заявлениях доводам. Дополнительно пояснила, что обязанность по назначению выборов должна быть возложена на ТИК Переславского района.
Председатель ТИК Переславского района ФИО3 пояснила суду, что выборы главы и депутатов Рязанцевского сельского поселения не назначены ТИК Переславского района, поскольку органы местного самоуправления своевременно не представили в избирательную комиссию документы об истечении полномочий данных органов. Представитель ТИК Переславского района не возражала против назначения выборов, при этом выразила несогласие с возложением обязанности назначения выборов на ТИК Переславского района.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, помощника прокурора Ярославской области, представителей заинтересованных лиц, находит заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.
Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случаев, установленных статьями 81.1 и 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.
Из материалов дела следует, что Глава и Муниципальный Совет Рязанцевского сельского поселения Переславского района Ярославской области избраны на выборах 11 октября 2009 года, избранные Глава и депутаты Муниципального Совета зарегистрированы решениями территориальной избирательной комиссии Переславского района от 26 октября 2009 года № 32/330 и № 32/333.
Уставом Рязанцевского сельского поселения установлен срок полномочий Главы Рязанцевского сельского поселения 4 года (ст. 25), и срок полномочий Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения – 4 года (ст. 21).
Решением Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения от 30.10.2012 № 100 срок полномочий органов местного самоуправления Рязанцевского сельского поселения установлен 5 лет. Согласно п. 5 данного решения положение относительно сроков полномочий вступают в силу после истечения срока полномочий Главы Рязанцевского сельского поселения и Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения, принявших данное решение.
Таким образом, окончанием срока, на который были избраны 11 октября 2009 года Глава и депутаты Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения, является 8 сентября 2013 года.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 67-ФЗ выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
В соответствии с п.п. 7,8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
В соответствии со ст. 23 Устава представительным органом Рязанцевского сельского поселения является Муниципальный совет.
В соответствии с п.2 ст. 24 Устава Рязанцевского сельского поселения к иным полномочиям представительного органа Рязанцевского сельского поселения относится назначение выборов депутатов представительного органа, главы поселения; назначение местного референдума.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами по настоящему делу, в установленный п. 7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ срок решение о назначении выборов Муниципальным Советом не принято.
На основании постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 29 мая 2013 года на территориальную избирательную комиссию Переславского района возложены полномочия избирательной комиссии Рязанцевского сельского поселения.
Территориальной избирательной комиссией Переславского района в срок, установленный в п. 8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, решение о назначении муниципальных выборов Главы и депутатов Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения также принято не было.
Указанное бездействие как Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения, так и территориальной избирательной комиссии Переславского района имело место в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона № 67-ФЗ. В связи с этим требование заявителя и прокурора Ярославской области о признании незаконным бездействия Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения и территориальной избирательной комиссии Переславского района, выразившееся в неназначении выборов Главы и депутатов Муниципального совета Рязанцевского сельского поселения третьего созыва, подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.
Учитывая, что у территориальной избирательной комиссии Переславского района по вышеприведенным основаниям обязанность назначить выборы Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения имелась и не исполнена, требования заявителей об определении судом срока, не позднее которого уполномоченный на то орган или избирательная комиссия должны назначить выборы, подлежат удовлетворению.
Суд полагает, что доводы прокурора о целесообразности возложения данной обязанности на территориальную избирательную комиссию, заслуживают внимания, являются обоснованными и не противоречат вышеприведенным положениям Федерального закона № 67-ФЗ.
Кроме того, такая позиция согласуется с разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 40), исходя из которых вышеприведенные обязанности возлагаются на соответствующую избирательную комиссию.
Таким образом, суд полагает возможным обязать территориальную избирательную комиссию Переславского района назначить выборы Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения.
Учитывая, необходимость сформирования органов местного самоуправления и восстановления нарушенных избирательных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также то, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" настоящее решение подлежит немедленному исполнению, суд считает необходимым установить, что вышеприведенная обязанность подлежит исполнению территориальной избирательной комиссией не позднее 4 октября 2013 года.
Согласно статьям 27 и 23 Устава сельского поселения (в действующей редакции) суд устанавливает, что срок полномочий Главы и Муниципального Совета, об избрании депутатов которого подлежат назначению выборы, составляет пять лет, число подлежащих избранию депутатов составляет 10 человек.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона № 67-ФЗ, п.1 ст. 69 Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" обязанность по финансированию подготовки и проведения выборов подлежит возложению на средства бюджета Рязанцевского сельского поселения.
Руководствуясь п.1 ст. 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" суд устанавливает, что выборы должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Ярославской области от 02 июня 2003 N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" и Уставом Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Признать незаконным бездействие Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, а также территориальной избирательной комиссии Переславского района Ярославской области, выразившееся в неназначении и непроведении выборов Главы и депутатов Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области.
Возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию Переславского района Ярославской области назначить выборы Главы Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области, а также выборы депутатов Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области в срок не позднее 4 октября 2013 года.
Выборы Главы и депутатов Муниципального Совета Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области подлежат проведению на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основании Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Ярославской области от 02.06.2003 г. №27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», Устава Рязанцевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области (ред. от 30 октября 2012 года).
Исполнение решения в части обеспечения выборов, включая финансирование возложить на муниципальное образование Рязанцевское сельское поселение Переславского муниципального района Ярославской области.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 30-дневный срок, со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий К.Н Игнатов