ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-84/2013 от 03.10.2013 Ярославского областного суда (Ярославская область)

 Дело № 3-84/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 3 октября 2013 года                 г. Ярославль

 Ярославский областной суд в составе

 председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,

 при секретаре Сурковой Т.Ю.,

 с участием прокурора Ганцевой С.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 20 сентября 2013 года N99/734-5 в части передачи вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва,

 установил:

 8 сентября 2013 года состоялись выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.

 12.09.2013 года Избирательной комиссии Ярославской области принято постановление об установлении результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу.

 Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 20.09.2013 года N99/734-5 на основании письменного заявления кандидата ФИО1 об отказе от депутатского мандата кандидат ФИО1 была исключена из единого списка кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а вакантный мандат депутата Ярославской областной Думы шестого созыва передан зарегистрированному кандидату в депутаты из единого списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО2 (тер. группа №, № в группе).

 Постановление опубликовано для всеобщего сведения в газете «Документ – Регион» 27.09.2013 г.

 Региональное отделение Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 20.09.2013 года в части передачи вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва ФИО2

 Заявление мотивировано тем, что решение в оспариваемой части противоречит п.п. 3, 4<5>, 5 ст. 89 закона Ярославской области от 02.06.2003 № 27-з (в ред. 23.05.2013) «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее Закон ЯО № 27-з). По мнению заявителя, при распределении вакантных мандатов в связи с отказом двух избранных в составе единых списков кандидатов число делителей, т.е. чисел из возрастающего ряда натуральных чисел от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов, должно было быть увеличено до 22. В данном случае один вакантный мандат подлежал передаче единому списку ЯРО ВПП ЕДИНАЯ РОССИЯ (делитель 21, соответствующий частному <...>), а второй вакантный мандат подлежал передаче единому списку РО ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области (делитель 22, соответствующий частному <...>).

 В судебном заседании представители заявителя председатель регионального отделения ФИО5, а также представители по доверенностям ФИО6, ФИО7 заявление поддержали в полном объеме. Кроме того, дополнительно указали, что в нарушение Закона ЯО № 27-з Избирательной комиссией Ярославской области при распределении вакантных мандатов не выносился протокол о дополнительном распределении мандатов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, а оспариваемое постановление от 20 сентября 2013 года N99/734-5 таковым признано быть не может. Положения Закона ЯО № 27-з относительно распределения вакантных депутатских мандатов после первоначального распределения противоречат конституционным принципам пропорциональности и справедливости.

 Председатель Избирательной комиссии Ярославской области ФИО8 в судебном заседании возражал против заявления Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, пояснив, что 20.09.2013 г. на заседании Комиссии принято решение, оформленное впоследствии постановлением от 20.09.2013 г. № 99/733-5 о передаче вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва, освободившегося в связи с отказом в его получении ФИО3, ФИО4, и постановлением от 20.09.2013 г. № 99/734-5 о передаче вакантного мандата депутата Ярославской областной Думы шестого созыва, освободившегося в связи с отказом в его получении ФИО1, ФИО2, при этом передача вакантных депутатский мандатов была осуществлена в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4 <5> и 5 Закона ЯО № 27-з. А поскольку при таком распределении мандатов законом не предусмотрено обязательного составления протокола о дополнительном распределении вакантных депутатских мандатов, решение о передаче вакантного депутатского мандата было принято без составления соответствующего протокола.

 Представитель ЯРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО9 с заявлением не согласился, выразив позицию о правильном применении Избирательной комиссией Ярославской области Закона ЯО № 27-з при принятии оспариваемого решения.

 Изучив доказательства по делу, заслушав участников процесса, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, суд считает заявление Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Порядок определения результатов и установление общих результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы по единому избирательному округу регулируется статьей 89 Закона ЯО № 27-з.

 В пункте 3 статьи 89 Закона ЯО № 27-з приведена методика распределения депутатских мандатов между списками кандидатов допущенных к их распределению.

 В пунктах 4.1 – 4.4 статьи 89 Закона ЯО № 27-з приводится методика распределения депутатских мандатов, полученных в результате процедуры подсчета, изложенной в пункте 3, между зарегистрированными кандидатами внутри единого списка, в том числе между общей частью списка и территориальными группами кандидатов.

 Далее в статье 89 законодатель урегулировал ситуацию, при которой переданный списку кандидатов мандат не может быть передан зарегистрированному кандидату в порядке, установленном в п.п. 4.1 – 4.4 статьи 89 Закона ЯО № 27-з.

 В соответствии с п. 5 данной статьи кандидат, избранный в составе единого списка кандидатов, вправе до регистрации его организующей выборы избирательной комиссией подать письменное заявление об отказе от депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае организующая выборы избирательная комиссия исключает его из единого списка кандидатов и передает вакантный депутатский мандат в порядке, предусмотренном пунктом 4<5> настоящей статьи.

 В соответствии с пунктом 4<5> статьи 89 Закона ЯО № 27-з, если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, то такой мандат подлежит дополнительному распределению в порядке, предусмотренном подпунктами "а" - "в" пункта 3 настоящей статьи, и передается в порядке, предусмотренном пунктами 4<2> - 4<4> настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта.

 Согласно подпунктам "а" - "в" пункта 3 ст. 89 Закона ЯО № 27-з оставшиеся депутатские мандаты распределяются между едиными списками кандидатов в следующем порядке:

 а) организующая выборы избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу, за каждый единый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым единым списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи;

 б) частные, определенные с точностью до второго знака после запятой, полученные после указанной процедуры деления по всем единым спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду равен числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи;

 в) количество частных, относящихся к соответствующему единому списку кандидатов, которые расположены во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий единый список кандидатов.

 Как следует из материалов дела и постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 12.09.2013 года «Об установлении результатов выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу» в числе других кандидатов, признанных избранными по результатам выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва по единому избирательному округу, были кандидаты ФИО1, выдвинутая Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и ФИО3, выдвинутый региональным отделением Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ярославской области.

 Поскольку указанные выше кандидаты, избранные в составе единых списков кандидатов, выдвинутых их партией, до регистрации их Избирательной комиссией Ярославской области подали письменные заявления об отказе от получения депутатских мандатов, Избирательная комиссия Ярославской области обосновано на основании п. 5 ст. 89 Закона ЯО № 27-з приняла решение о передаче двух вакантных депутатских мандатов другим зарегистрированным кандидатам в порядке, предусмотренном пунктом 4<5>, а также подпунктами "а" - "в" пункта 3 ст. 89 Закона ЯО № 27-з.

 При применении положений названных выше норм ст. 89 избирательная комиссия правильно исходила из того, что дополнительному распределению подлежат только 2 мандата, оказавшиеся вакантными после первоначального распределения всех депутатских мандатов, т.е. оставшиеся нераспределенными, и только в отношении этих двух вакантных мандатов следует применять правило пропорционального распределения мандатов между едиными списками кандидатов, изложенное в подпунктах "а" - "в" пункта 3 ст. 89 Закона ЯО № 27-з.

 Разделив число голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов на 2 и 3

 (Единая Россия: 137769 : 2 = 68884,50; 137769 : 3 = 45923,00

 КПРФ: 36087 : 2 = 18043,50; 36087 : 3 = 12029,00

 Справедливая Россия: 31540 : 2 = 15770,00; 31540 : 3 = 10513,33),

 получаем частные, из которых выстраиваем вспомогательный ряд в порядке убывания по числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными 1) – 68884,50

                                     2) – 45923,00

 Поскольку полученные частные относятся к единому списку Единой России, то нет оснований считать, что оспариваемое постановление избирательной комиссии принято с нарушением закона, поскольку 2 вакантных депутатских мандата подлежали передаче зарегистрированным кандидатам из единого списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого Ярославским региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

 Доводы представителей заявителя о том, что оспариваемое постановление противоречит конституционным принципам пропорциональности и справедливости, является не состоятельным, поскольку постановление принято в соответствии с положениями пунктов 5, 4<5> ст. 89 Закона ЯО № 27-з, нормы которых были проверены Ярославским областным судом на предмет их соответствия вышестоящему федеральному законодательству по гражданскому делу по заявлению <ПАРТИЯ> о признании недействующим в части Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области». Решением суда от 15.07.2013 года было признано, что указанные выше положения Закона ЯО № 27-з не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Решение суда вступило в законную силу 02 октября 2013 года.

 Также не обоснованным является и довод представителей заявителя о необходимости принятия избирательной комиссией протокола о дополнительном распределении мандатов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, поскольку такого требования пункты 5, 4<5>, а также п.п. "а" - "в" пункта 3 ст. 89 Закона ЯО № 27-з не содержат.

 В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

 Руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд,

 решил:

 В удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий                            К.Н Игнатов