ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-84/2014 от 28.11.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Дело № 3-84/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Кемеровский областной суд

 в составе председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.,

 при секретаре Ламбиной Ю.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

 « 28 » ноября 2014 года

 дело по заявлению ФИО1, ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1, ФИО2 обратились в Кемеровский областной суд с заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

 Требования мотивированы тем, что они являются собственниками объекта капитального строительства – отдельно стоящего нежилого здания гаража с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

 Являясь собственниками данного объекта капитального строительства, они платят налог на недвижимость, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, признаваемая объектом налогообложения.

 Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет <данные изъяты>

 Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в Кемеровской области была проведена по состоянию на 02 июня 2011 года согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № №

 Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости значительно ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика ООО «Центральное бюро оценки и экспертизы», в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 02 июня 2011 года составляет <данные изъяты>

 Полагают, что, поскольку кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости существенно выше его рыночной стоимости, они обязаны уплачивать повышенный налог, что нарушает их права и интересы как собственников объекта недвижимости.

 В связи с этим, ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Основные направления налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренные Правительством РФ от 30 мая 2013 года, просят установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты>

 ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явилось. Извещены. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представлены заявления <данные изъяты>

 В судебном заседании представитель истцов ФИО3, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), на удовлетворении заявленных требований настаивала.

 Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> возражала в удовлетворении требований, настаивала на доводах, изложенных в письменных возражениях <данные изъяты> и дополнениях к возражениям (<данные изъяты>

 С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 N 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

 Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 N 2003-1 (ред. от 02 ноября 2013 года) "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение.

 В соответствии с частью 1 статьи 3 вышеуказанного Закона Российской Федерации ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

 В силу части 2 статьи 5 вышеуказанного Закона Российской Федерации налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

 Согласно Основным направлениям налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30 мая 2013 года, в качестве налоговой для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

 В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

 Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

 Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 на основании договора купли-продажи ? доли в праве собственности на объект недвижимости от 09 августа 2013 года <данные изъяты>) и договора купли – продажи недвижимости от 13 мая 2009 года <данные изъяты>) являются собственниками по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности каждый отдельно стоящего нежилого здания гаража с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано в Единой государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем представлены свидетельства о государственной регистрации права от 05 сентября 2013 года <данные изъяты>

 Согласно кадастровому паспорту объекта недвижимости <данные изъяты> и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 октября 2014 года <данные изъяты> кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 20 февраля 2012 года на основании акта определения кадастровой стоимости от 13 января 2012 года № № утвержденного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, составляет <данные изъяты> эта же стоимость указана на 10 октября 2014 года <данные изъяты>

 Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности истцов ФИО1, ФИО2 как собственников объекта недвижимости, являющихся плательщиками налога на недвижимость, размер которого предполагается определять в зависимости от кадастровой стоимости имущества, суд приходит к выводу, что истцы вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении данного объекта недвижимости его рыночной стоимости.

 В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.

 Из представленного истцами отчета ООО «Центральное бюро оценки и экспертизы» № от 14 октября 2014 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> следует, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 02 июня 2011 года составляет <данные изъяты>

 Согласно экспертному заключению № от 20 октября 2014 года, подготовленному экспертом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов», членом которой является специалист-оценщик Ш., составивший отчет (<данные изъяты> отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания № от 14 октября 2014 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.

 Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость нежилого здания по состоянию на 02 июня 2011 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» от 13 января 2012 года № № <данные изъяты> В соответствии с пунктом 1 данного Постановления кадастровая стоимость объектов капитального строительства на территории Кемеровской области, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства кадастровых кварталов на территории Кемеровской области определены по состоянию на 02 июня 2011 года.

 Следовательно, представленный истцами отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 02 июня 2011 года является относимым доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

 Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение, следовательно, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.

 При этом ответчиком по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете о рыночной стоимости объекта недвижимости, доводов о недостоверности отчета не приведено. Суд полагает представленные доказательства надлежащими.

 В обоснование заявленных требований истцами указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего истцам объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав истцов, которые будут нести обязанность оплачивать налог на недвижимость, исчисленный из кадастровой стоимости объекта недвижимости, т.е. в значительно большем размере, в связи с чем заявители вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

 Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей, которые основаны на законе.

 При таких обстоятельствах, требования ФИО1, ФИО2 подлежат удовлетворению.

 На основании заявления истцов (<данные изъяты>), расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела оставить за истцами.

 Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.

 Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 02 июня 2011 года.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 В окончательной форме решение принято « 1 » декабря 2014 года.

 Председательствующий:                     О.Э. Евтифеева