Дело №3-86/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 августа 2017 года г. Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
судьи Косарева Е.Н.,
секретаря судебного заседания Третьяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление административного истца – главы МО г. Белогорска ФИО1 о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144,
У С Т А Н О В И Л:
Глава МО г. Белогорска ФИО1 обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144.
В обоснование своих требований он указал, что ФИО2 является собственником нежилых зданий:
- магазина смешанных товаров, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №,
- нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
20 февраля 2017 года ФИО2 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
К заявлениям ФИО2 приложил отчеты об оценке выполненные «Центром независимой оценки» ИП Ф.И.О.1.
Согласно Отчету об оценке от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2016 года определена в сумме 1 074 027 рублей.
Согласно отчету об оценке от 15 февраля 2017 года № 15/01-17-01 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2016 года определена в сумме 8 266 628 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №144 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 1 074 027 рублей, согласно Отчету об оценке от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 8 266 628 рублей, согласно Отчету об оценке от 15 февраля 2017 года №15/01-17-01.
Таким образом, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, по сравнению с его кадастровой стоимостью определенной в размере 3 651 324,73 рублей была уменьшена в 3 раза, в результате выпадающие доходы муниципального образования г. Белогорска по налогу на имущество составили 12,886 тыс. рублей.
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по сравнению с его кадастровой стоимостью определенной в размере 38 108 290, 86 рублей, была уменьшена более чем в 4 раза, в результате выпадающие доходы муниципального образования г. Белогорска по налогу на имущество составили 596,833 тыс. рублей.
Несоразмерное и значительное снижение кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, существенным образом снизит сумму налога на имущество физических лиц, являющегося одним из основных источников формирования доходной базы бюджета муниципального образования г. Белогорск, что приведет к неблагоприятным последствиям в части решения Администрацией г. Белогорск вопросов местного значения.
Он просит суд признать незаконными и отменить решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144.
В судебное заседание представитель административного истца – мэра г. Белогорска не прибыл о времени и месте судебного рассмотрения дела извещён надлежащим образом (судебное извещение получил 01 августа 2017 года), о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался.
На основании ч.2 ст.150 КАС РФ суд находит причины неявки неуважительными и возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменном отзыве на административное исковое заявление руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области ФИО3 исковые требования административного истца не признал, указав, что постановлением правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года №536 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере 38 108 290,86 рублей, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № – в размере 3 651 324,73 рублей.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144 кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и № пересмотрена на основании заявления ФИО2 и установлена в размерах равных их рыночной стоимости.
Отчеты об оценке объектов недвижимости от 15 февраля 2017 года №15/01-17-01 и от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02 представленные в комиссию ФИО2 составлены в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и обязательными к применению стандартами оценки (ФСО №1, ФСО №2, ФСО №3, ФСО №7, ФСО №9). Информация, использованная при проведении оценки, удовлетворяет требованиям достоверности, достаточности, существенности. В Отчётах имеются ссылки на источники информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки. Основные материалы приложены к Отчётам в виде распечаток (скриншотов).
Отчеты об установлении рыночной стоимости, по которым Комиссией вынесено удовлетворительное решение, размещены на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки» (путь: Главная > Деятельность > Кадастровая оценка > Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки > Отчеты об оценке рыночной стоимости, ссылка: https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO).
Он просил суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 требования административного истца не признал, пояснив, что утверждённая постановлением правительства Амурской области от 21 сентября 2012 года №502 кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости – с кадастровым номером № в размере 38 108 290,86 рублей и с кадастровым номером № в размере 3 651 324,73 рублей, не соответствует реальной их стоимости.
Нельзя здание 1969 года постройки, которое было реконструировано из детского сада в магазин, оценивать как современный торговый центр стоимостью более чем в 38 000 000 рублей, оно не соответствует современным требованиям. Подход должен быть индивидуальным к каждому объекту оценки.
Он полагает, что в Отчетах об оценки объектов недвижимости от 14 марта 2017 года №15/01-17-01 и №15/01-17-02 выполненных «Центром независимой оценки» ИП ФИО4, указана реальная рыночная стоимость объектов принадлежащих ему объектов недвижимости.
Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144, которыми пересмотрена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и № и установлена в размере равном их рыночной стоимости в размерах определённых в Отчетах об оценки объектов недвижимости от 15 февраля 2017 года №15/01-17-01 и от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02, приняты в соответствии с требованиями закона и оснований к их отмене не имеется.
В письменном отзыве на административное исковое заявление от 23 июня 2017 года представитель правительства Амурской области ФИО5, указала, что в силу прямого указания нормативно-правового акта, регламентирующего порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, на комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие его требованиям ст.11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Он просила суд рассмотреть дело без участия их представителя.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником нежилых помещений:
- магазин смешанных товаров общей площадью <данные изъяты> кв.м., назначение: нежилое, 1-этажный
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>;
- подвал с входом общей площадью <данные изъяты> кв.м., назначение: нежилое, 2-этажный, кадастровый номер №, по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Амурской области от 29 ноября 2016 года №536 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области, которым кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, установлена в размере 3 651 324,73 рублей, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере 38 108 290,86 рублей.
20 февраля 2017 года ФИО2 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
К заявлениям ФИО2 приложил отчеты об оценке выполненные «Центром независимой оценки» ИП ФИО4.
Согласно Отчету об оценке от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2016 года оценщиком определена в сумме 1 074 027 рублей.
Согласно отчету об оценке от 15 февраля 2017 года № 15/01-17-01 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, по состоянию на 01 января 2016 года оценщиком определена в сумме 8 266 628 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №144 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 1 074 027 рублей, согласно Отчету об оценке от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 8 266 628 рублей, согласно Отчету об оценке от 15 февраля 2017 года №15/01-17-01.
Отчеты об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02 и от 15 февраля 2017 года №15/01-17-01 размещены на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки» (путь: Главная > Деятельность > Кадастровая оценка > Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки > Отчеты об оценке рыночной стоимости.
Изучив материалы дела, требования административного истца, изложенные в его административном исковом заявлении, письменные отзывы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Амурской области (Управления Росреестра по Амурской области) и правительства Амурской области, пояснения заинтересованного лица ФИО2, другие материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» 29 ноября 2016 года №536, по состоянию на 01 января 2016 года утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером № в размере 3 651 324,73 рублей, с кадастровым номером № в размере 38 108 290,86 рублей.
В соответствии со ст.28.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу абз.3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Согласно ч.2 ст.245 КАС РФ, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и № расположены на территории муниципального образования – г. Белогорск, глава администрации г. Белогорска» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском, так как кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости влияет на размер налога на имущество физических лиц, подлежащего начислению в местный бюджет (ст.15 НК РФ).
Установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трёхмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
ФИО2, имея в собственности объекты недвижимости с кадастровыми номерами № и №, имеет право на пересмотр их кадастровой стоимости.
Согласно ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями ст.246 КАС РФ и абз.5 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28 разъяснено, что при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Аналогичное положение было предусмотрено абз.6 ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 июня 2016 года №172-ФЗ названное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.
Согласно ст.12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствие отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25 октября 2012 года №П/467) от 14 марта 2017 года №144 и №143 по заявлению ФИО2 кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 1 074 027 рублей, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 8 266 628 рублей, соответственно.
В силу п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно разъяснениям, содержащимися в п.19 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ).
Судом установлено, что цель, которую преследует административный истец, обратившись в суд с настоящим административным иском, заключается в оставлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, по адресу: <адрес>, которые принадлежат ФИО2, в размерах 3 651 324,73 рублей и 38 108 290,86 рублей, соответственно, утверждённых постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» от 29 ноября 2016 года №536, поскольку снижение кадастровой стоимости указанных объектов влияет на размер налогообложения.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, в том числе Отчеты об оценке спорного недвижимого имущества от 10 февраля 2017 года №15/01-17-02 и от 15 февраля 2017 года №15/01-17-01 в электронном виде (размещены на сайте Росреестра в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки» (путь: Главная > Деятельность > Кадастровая оценка > Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки > Отчеты об оценке рыночной стоимости), суд не находит оснований для признании их не соответствующими требованиям ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.
Нарушений порядка создания и работы комиссии, порядка проведения заседания и голосования по заявлению, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области решений от 14 марта 2017 года №144 и №143 не допущено.
В решениях комиссии от 14 марта 2017 года №144 и №143 приведены основания пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, принадлежащих ФИО2.
Отчёт №15/01-15-02 об оценки объекта оценки подвала с входом кадастровый номер №, по адресу: <адрес> Отчёт №15/01-15-01 об оценки объекта оценки магазина смешанных товаров кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки (ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3, ФСО-7 утв. Приказами Минэкономразвития России от 20.05.2015 г. №297 от 20.05.2015 г. №298, от 20.05.2015 г. №299, от 25.09.2014 г. №611).
Постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» от 29 ноября 2016 года №536, сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, принадлежащими ФИО2, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов населённых пунктов Амурской области по состоянию на 01 января 2016 года без учёта индивидуальных особенностей (Приложение №2 к постановлению Правительства Амурской области №536).
Установление рыночной стоимости полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости – объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, по адресу: <адрес>, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Административный истец, оспаривая решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №144 и №143, не согласился с её выводами о размере рыночной стоимости, указанной в Отчетах об оценке спорного от 10 февраля 2017 года №15/01-15-02 и от 15 февраля 2017 года №15/01-15-01, обосновав лишь тем, что уменьшение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости влечёт уменьшение налога подлежащих начислению в местный бюджет. При этом, в нарушение ст.226 КАС РФ, административный истец не представил суду доказательств, опровергающих выводы комиссии об обоснованности установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости, а также не представил доказательства опровергающие результаты рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №.
Кроме этого, в письменном отзыве представителя правительства Амурской области на административное исковое заявление не содержится доводов ставящих под сомнение оспариваемые административным истцом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административному истцу – главе МО г. Белогорска ФИО1 отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 14 марта 2017 года №143 и №144.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Косарев