ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-88/14 от 09.09.2014 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3-88/14 09 сентября 2014 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский городской суд в составе

председательствующего судьи Витушкиной Е.А.

с участием прокурора Севастьяник Н.В.

при секретаре Даньковой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО «<...>» об оспаривании в части распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 14.02.2014 № 11-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 в части предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах»,

установил:

Распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 14 февраля 2014 года № 11-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 в части предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах» (далее – Распоряжение) утвержден Порядок определения размера предоставляемых субсидий, порядок определения размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий пассажиров в автобусах (далее – Порядок).

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa 19.02.2014 года, внесен в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 19.02.2014 регистрационный номер № 16116.

Приложением к Порядку установлены коэффициенты для определения затрат на осуществление перевозок пассажиров и багажа (далее - Приложение). В пункте 2 Приложения в отношении перевозчиков, не осуществляющих перевозки на обеспечивающей транспортной сети, перечислены договоры, по которым применяются коэффициенты, определенные по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа; согласно абзацу 7 указанного пункта к остальным договорам с перевозчиками, плановые затраты на оказание услуг по перевозке на километр пробега на день определяются с коэффициентом 1.

Заявитель, являющийся получателем указанных субсидий, обратился в суд, ссылаясь на то, что в перечень этих договоров не включены договоры, заключенные Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга с ОАО «<...>» (от <дата> №№ №...), что приводит к применению в отношении этих договоров коэффициента 1 и, соответственно, снижению доходов заявителя, в связи с чем заявитель просит признать недействующим абзац 7 пункта 2 Приложения к Порядку в части применения его к вышеуказанным договорам.

В обоснование своих требований заявитель указывает на то, что правило, установленное оспариваемой нормой, противоречит постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 «О предоставлении в 2014 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Представитель заявителя В.С.Э. в суд явился, поддержал заявленные требования, полагая, что Комитет по транспорту Санкт-Петербурга на стадии исполнения бюджета Санкт-Петербурга на очередной год не вправе устанавливать понижающие по сравнению с ранее действующими коэффициенты, такое положение противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Представитель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга (Далее – Комитет) М.Д.А. в суд явился, возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый акт принят Комитетом в пределах предоставленных полномочий, Комитет вправе устанавливать только понижающие коэффициенты в соответствии с заявками перевозчиков на конкурсе, в то время как заявитель фактически настаивает на применении в отношении него повышающего коэффициента 1,5.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшей заявленные требования не обоснованными, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортном в пригородном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Правоотношения в указанной сфере регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2000 № 19-4 «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге», согласно статье 7 которого перевозчики, осуществляющие на основании договоров перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу, а также перевозчики пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан, получают из бюджета Санкт-Петербурга в размере утвержденных бюджетных ассигнований возмещение затрат или недополученных доходов в связи с перевозкой пассажиров и багажа.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Санкт-Петербурга от 20.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено выделение Комитету по транспорту Санкт-Петербурга денежных средств для предоставления субсидий на осуществление перевозки граждан по регулируемому тарифу в автобусах на маршрутах регулярных перевозок.Согласно части 1 статьи 24 названного Закона Санкт-Петербурга в ходе исполнения бюджета Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга определяет условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, предоставляемых в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 Порядка предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 «О предоставлении в 2014 году субсидий, предусмотренных Комитету по транспорту Законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», определены цели предоставления субсидий и источник их финансирования.

Этой же нормой закреплено, что Порядок определения размера предоставляемых субсидий для перевозчиков утверждается Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга с учетом размера затрат на оказание услуг по перевозке и размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке; также Комитет наделен полномочиями устанавливать порядок определения размера затрат на оказание услуг по перевозке с учетом применения повышающих (понижающих) коэффициентов, порядок определения размера доходов, полученных от оказания услуг по перевозке и порядок принятия решения о предоставлении субсидий, сроки рассмотрения и устранения замечаний.

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта осуществлено в пределах предоставленных Комитету полномочий.

Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5, понижающие коэффициенты определяются Комитетом по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров в соответствии с предложениями, указанными в поданных на конкурс заявках перевозчиков (за исключением перевозчиков, работающих на обеспечивающей транспортной сети).

Оспариваемой частью принятого Комитетом нормативного правового акта установлены коэффициенты для перевозчиков, не осуществляющих перевозки на обеспечивающей транспортной сети: по некоторым договорам установлены понижающие коэффициенты, определенные по результатам проведенных конкурсов на право заключения договоров на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в Санкт-Петербурге; для остальных договоров – определено применение коэффициента 1.

Поскольку установление таких коэффициентов отнесено к полномочиям Комитета вышеуказанным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5, то доводы заявления о противоречии оспариваемой части Распоряжения названному постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5, являются необоснованными.

Оценивая доводы заявителя о том, что установление понижающих коэффициентов на стадии исполнения бюджета противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», следует принять во внимание, что норма, предоставляющая Комитету такое право (абзац 4 пункта 4 Порядка предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5) являлась предметом судебного нормоконтроля.

Так, Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22.04.2014 года по гражданскому делу № №..., оставленному без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014, указанные положения, устанавливающие порядок определения коэффициента, являющегося элементом порядка определения размера предоставляемых субсидий, признаны не противоречащими актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом названными судебными актами отмечено, что понижающий коэффициент определяется Комитетом по транспорту не произвольно, а по итогам конкурсов на право заключения договора в соответствии с заявками перевозчиков, у Комитета по транспорту отсутствует произвольная свобода усмотрения при определении понижающего коэффициента.

С учетом изложенной позиции, а также принимая во внимание, что оспариваемые положения не регулируют отношения, связанные с общими положениями о проекте бюджета, порядке и сроках его составления, планировании бюджетных ассигнований, доводы заявителя о противоречии оспариваемой части нормативного правового акта статьям 169, 174.2, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закону Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» не могут быть признаны обоснованными.

Фактически позиция заявителя сводится к ошибочному толкованию термина «понижающий коэффициент» как коэффициента, меньшего по сравнению с коэффициентом, применяемым в отношении заявителя в предыдущем году, и поэтому не может быть принята судом.

При этом то обстоятельство, что статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждена Ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2014 год, которая не содержит отдельных целевых статей на предоставление субсидий перевозчикам, осуществляющим и не осуществляющим перевозки на обеспечивающей транспортной сети, не может являться основанием для признания оспариваемой нормы недействующей, поскольку постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 Комитету не предоставлено право устанавливать повышающие коэффициенты для перевозчиков, не осуществляющих перевозки на обеспечивающей транспортной сети.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

ОАО «<...>» в удовлетворении требований об оспаривании в части распоряжения Комитета по транспорту Санкт-Петербурга № 11-р от 14.02.2014 года «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 № 5 в части предоставления в 2014 году субсидий на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, а также перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования и льготных категорий граждан в автобусах» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Санкт-Петербургского

городского суда Е.А.Витушкина