ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-88/2014 от 08.12.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3-88/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 декабря 2014 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.А.

при секретаре Бурч А.А.,

с участием:

представителя истца ЗАО «Завод ЖБИ-12» ФИО1,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закрытого акционерного общества «Завод ЖБИ-12» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Завод ЖБИ-12» обратилось в суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 42688 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - занимаемый промплощадкой, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир промышленная площадка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010 г., 19835000 рублей.

В обоснование заявленных требований ЗАО «Завод ЖБИ-12» указало, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 42688 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - занимаемый промплощадкой, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир промышленная площадка; почтовый адрес ориентира: <адрес>. Постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года № 535-п были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость используемого ЗАО «Завод ЖБИ-12» земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. определена в размере 93520870 рублей. Однако, в соответствии с отчетом ООО Агентства независимой оценки «Заря» № 5181, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 19835 000 рублей. В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 10 ноября 2014 года к участию в деле привлечено Правительство Новосибирской области, определением от 14 ноября 2014 года - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.

В судебном заседании представитель ЗАО «Завод ЖБИ-12» ФИО1 требования и доводы заявления поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возражала, указав, что управление является ненадлежащим ответчиком, так как заказ работ по проведению государственной кадастровой оценки земель и выбор исполнителя на территории Новосибирской области осуществлялся Росреестром.

В судебное заседание представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области и Правительства Новосибирской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В ранее представленных отзывах против удовлетворения заявленных требований не возражали и указали на наличие у ЗАО «Завод ЖБИ-12» права на установление кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной.

Представитель мэрии города Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя ЗАО «Завод ЖБИ-12», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ оценка земли может осуществляться либо по правилам государственной кадастровой оценки земель либо путем определения ее рыночной стоимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса, РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Специальные правила порядка определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения установлены в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24.18 данного закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что в соответствии с договором аренды и дополнительным соглашением к нему, ЗАО «Завод ЖБИ-12» является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 42688 кв.м., адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир промышленная площадка; почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 23-32).

Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 г. № 535-п и кадастровая стоимость указанного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 93520870,40 рублей (л.д. 97).

В соответствии с отчетом № 5181 от 15.09.2014 г. об определении рыночной стоимости объекта оценки, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Заря», рыночнаястоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый промплощадкой, площадью 42688 кв.м., адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир промышленная площадка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 19835000 рублей (л.д. 36-63).

Согласно экспертному заключению от 14.10.2014 г. Саморегулируемой организации оценщиков «НП «Межрегиональный союз оценщиков», отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки ООО «Заря» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.101-119).

Таким образом, исходя из приведенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого ЗАО «Завод ЖБИ-12» земельного участка его рыночной стоимости, которая была получена в результате индивидуальной оценки объекта. В связи с чем, внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, произведенной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области о том, что к участию в деле подлежал привлечению Росреестр, а в требовании к Управлению необходимо отказать, суд считает основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О кадастровом учете» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно пункту 4 данного Положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как следует из пункта 1 Типового положения о территориальном органе федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. № 395, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости

на территории Новосибирской области.

В силу положений пунктов 7.1, 7.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществляет: ведение государственного кадастра недвижимости; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; а также организует проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Следовательно, представленная Управлением Росреестра по Новосибирской области копия государственного контракта № 169-Д выводов суда о наличии у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области функций государственной кадастровой оценки земель не опровергает, а потому о ненадлежащем субъектом составе не свидетельствует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ЗАО «Завод ЖБИ-12» требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковое заявление Закрытого акционерного общества «Завод ЖБИ-12» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 42688 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - занимаемый промплощадкой, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир промышленная площадка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 19835000 (девятнадцать миллионов восемьсот тридцать пять) рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Определением ВС РФ от 1.04.2015г. решение Новосибирского обалстного суда от 8.12.2014г. отменено.

Исковое заявление ЗАО "Завод ЖБИ-12" об установлении рыночной стоимости земельного участка с

кадастровым №54:35:061490:8 и внесении изменения в государственный кадастр недвижимости

относительно кадастровой стоимости земельного участка оставлено без рассмотрения по существу