ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-89/2012 от 13.07.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Краевой Л.В.

при секретаре Паньшиной Е.Ю.

с участием прокурора Чичина С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 13 июля 2012 года

дело по заявлению Администрации Кемеровской области о защите избирательных прав граждан и определении порядка назначения выборов Главы Усть-Сосновского сельского поселения Топкинского муниципального района Кемеровской области

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Кемеровской области обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан и определении порядка назначения выборов Главы Усть-Сосновского сельского поселения Топкинского муниципального района Кемеровской области.

Указывает на то, что выборы Главы Усть-Сосновского сельского поселения Топкинского муниципального района Кемеровской области состоялись 02.12.2007г. Срок полномочий главы истекает в 2012году.

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования «Усть-Сосновское сельское поселение» муниципальные выборы назначаются Советом народных депутатов Усть-Сосновского сельского поселения. День голосования уставом не определен.

В силу п.4 ст. 27 устава муниципального образования»Усть-Сосновское сельское поселение» глава Усть-Сосновского сельского поселения избирается сроком на пять лет. Срок полномочий главы истекает в 2012году.

В силу п.1 ст. 8 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем окончания срока, на который он избирается, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий органа местного самоуправления.

Срок полномочий главы Усть-Сосновского сельского поселения истекает в 2012году, следующие выборы главы должны были быть назначены на второе воскресенье марта 2012года. Решение о назначении выборов в соотвествии с положениями п.7 ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ( не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования) не было принято.

Однако, несмотря на истечение установленного законом срока, выборы главы муниципального образования не назначены и не проведены, что нарушает право жителей Усть-Сосновского сельского поселения избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования.

В судебном заседании представитель Администрации Кемеровской области ФИО1, заявление поддержала.

Председатель территориальной избирательной комиссии Топкинского муниципального района ФИО2, председатель Совета народных депутатов Усть-Сосновского сельского поселения, глава Усть-Сосоновского сельского поселения, представитель Администрации Усть-Сосновского сельского поселения ФИО3 не возражала против удовлетворения заявление Администрации Кемеровской области.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Кемеровской области отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичин С.С. заявление поддержал., суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ) данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно статье 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона ( часть3 ст. 10 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). Аналогичные положения предусмотрены пунктами 2, 5, 6 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», вступившего в силу с 12.06.2011г.Судом установлено, что решением Территориальной избирательной комиссии Топкинского района по выборам в органы местного самоуправления от 03.12.2007г. № 23/4 «Об установлении итогов голосования по досрочным выборам главы Усть –Сосновской сельской территории главой Усть-Сосновской сельской территории избрана ФИО3 (л.д.9).В соответствии с п.4 ст. 27 Устава муниципального образования «Усть-Сосновское сельское поселение»», принятого Советом народных депутатов Усть-Сосновского сельского поселения 31.10.2011года и ч.1 ст. 33 Устава в ред. от 20.12.2005г. глава поселения избирается сроком на пять лет. Муниципальные выборы назначаются Советом народных депутатов Усть-Сосновского сельского поселения. День голосования уставом не определен ( ст. 8 Устава). В силу п.1 ст. 8 Федерального закона 67-ФЗ днем окончания срока, на который он избирается, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий органа местного самоуправления.Следовательно, 11 марта 2012 года срок полномочий главы Усть-Сосновского поселения истек.Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.День голосования уставом не определен ( ст. 8 Устава).Советом народных депутатов Усть-Сосновского сельского поселения дата проведения выборов назначена не была.Таким образом, в установленные законом сроки и до настоящего времени выборы главы Усть-Сосновского сельского поселения уполномоченным органом не назначены и проведены быть не могут, что свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными выборным должностным лицом местного самоуправления, а также нарушает установленный федеральным законом принцип обязательности выборов (статья 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).При таких данных доводы Администрации Кемеровской области о том, что порядок назначения выборов главы Усть-Сосновского сельского поселения должен быть определен решением суда, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Определяя порядок назначения выборов главы Усть-Сосновского сельского поселения с учетом обстоятельств дела и вышеуказанных положений закона о назначении выборов, принятия решения о назначении выборов в органы местного самоуправления, суд считает целесообразным и необходимым установить, что назначение даты досрочных выборов должно быть произведено в срок не позднее 25 июля 2012 года (дата выборов14 октября 2012года)

Выборы главы Усть-Сосновского сельского поселения должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Усть-Сосновское сельское поселение » от 31.10. 2011 года (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с ч.4 ст. 4 ФЗ от 26.11.1996 года № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. Если на день вступления в силу настоящего Федерального закона финансирование выборов в органы местного самоуправления не может быть обеспечено за счет средств местного бюджета, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.13 ст. 12 Закона Кемеровской области от 30.05.2011 года № 54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области» финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, осуществляется за счет местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, обеспечение проведения муниципальных выборов должно быть возложено на исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления - администрацию Усть-Сосновского сельского поселения (п.1 ст. 31 Устава).

В силу ст. 211 ГПК РФ и пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ решение подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Администрации Кемеровской области удовлетворить.

Установить, что территориальная избирательная комиссия Топкинского муниципального района на основании данного решения суда в срок 15 по 25 июля 2012года должна назначить дату муниципальных выборов главы Усть-Сосновского сельского поселения на пятилетний срок полномочий на 14 октября 2012года в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Усть-Сосновского сельского поселения » от 31.10.2011 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Выборы главы Усть-Сосновского сельского поселения должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Усть-Сосновского сельского поселения» от 31.10.2011 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Обеспечение проведения выборов возложить на исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления – Администрацию Усть-Сосновского сельского поселения.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий: