Дело № 3-8/2014
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ерютина К.И.,
при секретаре Герасимовой К.И.,
с участием представителя заявителя Новицкого М.А.,
представителя Губернатора Камчатского края Анькиной Е.С.,
рассмотрев 9 июня 2014 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по заявлению заместителя Дальневосточного транспортного прокурора о признании недействующим в части п. 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 9 апреля 2008 года № 92-П,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Дальневосточного транспортного прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда п. 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 9 апреля 2008 года № 92-П, опубликованных в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» 22 апреля 2008 года № 55-57, в части, устанавливающей обязанность дежурного диспетчера базы сообщать в ближайшее подразделение Центра ГИМС МЧС России по Камчатскому краю и вносить запись в журнал учета выхода (прихода) судов о судах, на которых произошла гибель людей.
В обоснование заявленных требований указал, что Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации. Пункт 15 указанных Правил содержит исчерпывающий перечень сведений, вносимых в журнал выхода (прихода) судов, и информации, сообщаемой в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России, и не предусматривает требования вносить в журнал сведения о произошедшей гибели людей и сообщать об этом в ближайшее подразделение Центра ГИМС территориального управления МЧС России. То есть, п. 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае возлагает на дежурных диспетчеров дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель заявителя – Камчатский транспортный прокурор Новицкий М.А. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель Губернатора Камчатского края Анькина Е.С. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что 5 июня 2014 года в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» № 140-145 опубликовано Постановление Правительства Камчатского края № 247-П от 3 июня 2014 года о внесении соответствующих изменений в п. 3.19 Постановления Правительства Камчатского края от 9 апреля 2014 года № 92-П, которое вступит в силу через десять дней с момента опубликования.
Заинтересованные лица Правительство Камчатского края и Государственная инспекция по маломерным судам Управления МЧС России по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. «д», «к» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Пунктом 59 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления государственного мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 2 Водного кодекса РФ водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
Статьями 24, 25 Водного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений.
Согласно п. 7 ст. 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Постановлением Правительства Камчатского края от 9 апреля 2008 года № 92-П утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае, опубликованные в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» 22 апреля 2008 года № 55-57.
Из п. 1.1 названных Правил следует, что они разработаны в соответствии с Водным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июня 2005 года № 502.
Правила устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания и базирования маломерных судов поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и являются обязательными для физических и юридических лиц.
Разделом 3 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае установлены требования по обеспечению безопасности на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов и порядок пользования базами.
Пунктом 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае предусмотрено, что о судах, прибывших на базу в аварийном состоянии или на которых произошла гибель людей, дежурный диспетчер базы сообщает в ближайшее подразделение Центра ГИМС по Камчатскому краю с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) судов.
Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации. Пунктом 15 этих Правил установлено, что маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью о их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России.
Из содержания п. 15 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации следует, что он устанавливает исчерпывающий перечень сведений о техническом состоянии маломерных судов, подлежащих внесению в журнал выхода (прихода) судов.
Правила, принятые субъектом РФ по вопросу, урегулированному федеральным законодательством, не должны противоречить Правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти и определившим единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах РФ.
Между тем п. 15 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации не предусматривает обязанности дежурного диспетчера сообщить в ближайшее подразделение Центра ГИМС в субъекте РФ с внесением соответствующих записей в журнал учета выхода (прихода) судов о судах, на которых произошла гибель людей.
Следовательно, установление в п. 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 9 апреля 2008 года № 92-П, обязанности дежурного диспетчера базы сообщать в ближайшее подразделение Центра ГИМС МЧС России по Камчатскому краю и вносить записи в журнал учета выхода (прихода) судов о произошедшей гибели людей, возлагает на дежурных диспетчеров не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные обязанности, в связи с чем п. 3.19 оспариваемых Правил противоречит п. 15 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502.
Постановлением Правительства Камчатского края № 247-П от 3 июня 2014 года внесены изменения в п. 3.19 Постановления Правительства Камчатского края от 9 апреля 2014 года № 92-П, который изложен в следующей редакции: маломерные суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, осматриваются с последующей краткой записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в ближайшее подразделение Центра ГИМС по Камчатскому краю.
Указанное постановление опубликовано 5 июня 2014 года в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» № 140-145, но на момент рассмотрения дела в силу не вступило.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявление заместителя Дальневосточного транспортного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3.19 Правил в Камчатском крае является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые положения Правил применялись на территории Камчатского края и на их основании были реализованы права и обязанности граждан и организаций, суд полагает возможным признать эти положения недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление заместителя Дальневосточного транспортного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 3.19 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Камчатском крае, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 9 апреля 2008 года № 92-П, в части, устанавливающей обязанность дежурного диспетчера базы сообщать в ближайшее подразделение Центра ГИМС МЧС России по Камчатскому краю и вносить запись в журнал учета выхода (прихода) судов о судах, на которых произошла гибель людей.
Сообщение о вступившем в законную силу решении суда подлежит опубликованию в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федераций через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.И. Ерютин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 июня 2014 года в 11 часов 30 минут.