Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кызыл 26 июня 2014 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
при секретаре Мангыр С.Т.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании противоречащим законодательству и недействующим Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва»,
с участием прокурора Ч., заявителя Ш., представителя заявителя С., представителя Правительства Республики Тыва М..,
У С Т А Н О В И Л :
Главой - Председателем Правительства Республики Тыва 04.05.2012 года издан Указ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» № 145.
Во исполнение данного указа Правительством Республики Тыва 18.09.2012 года принято постановление «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» № 511.
Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 опубликован в газете "Тувинская правда" N 48 12.05.2012 года.
Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 опубликовано в газете "Тувинская правда" N 34 20.09.2012 года.
Ш. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва».
В обоснование своего заявления указал, что избирался депутатом Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в 2006-2010 годах на постоянной оплачиваемой основе.
Указанные правовые акты, по его мнению, противоречат федеральному законодательству и законам республики по следующим основаниям.
Ш. была назначена доплата к трудовой пенсии, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Тыва, согласно статье 27 Закона Республики Тыва от 13.07.2005 № 982 ВХ-1 «О статусе депутатов палаты представителей и законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва». Указанная норма закона предусматривала право депутата на получение доплаты к пенсии при стаже от одного до двух лет 55 процентов, свыше двух лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения министра Республики Тыва».
Однако Указом Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» незаконно увеличен стаж, необходимый для получения доплаты к пенсии для лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва. В соответствии с указом доплата в размере 55 процентов может быть назначена только при наличии стажа от 10 до 15 лет, а в размере 75 процентов - при стаже свыше 15 лет. Кроме того, установлены новые требования для получения доплат, а именно: наличие государственных наград России и (или) Республики Тыва.
В результате установления новых условий, противоречащих действующему законодательству, выплата доплаты к трудовой пенсии была прекращена.
Установленное указом дополнительное требование нарушает положения федерального законодательства, закрепляющих основные принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации.
Оспариваемые Указ и Постановление Правительства РТ нарушают также положения п.7 статьи 27 Закона Республики Тыва от 13.07.2005 № 982 ВХ-1 «О статусе депутатов палаты представителей и законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва». В соответствии с указанной нормой закона «выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся депутатом Великого Хурала, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Тыва, выборной муниципальной должности в органе местного самоуправления, государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии им возобновляется на прежних условиях в соответствии с настоящим Законом».
Указанный закон по своей юридической силе выше обжалуемого указа, поэтому указ, как подзаконный акт, не может отменять норму законов, и, следовательно, подлежит отмене, как противоречащий действовавшему на момент принятия Указа закону республики.
В судебном заседании Ш. и его представитель С., заявление поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва ФИО1 с заявлением не согласился.
В судебном заседании представитель Главы-Председателя Правительства Республики Тыва не участвовал, был надлежащим образом извещен о месте и дате судебного заседания.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшим заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу статьи 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 3 и пп. "б" пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Вышеназванный Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части I статьи 52).
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Поскольку, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, занимавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, федеральным законодателем возложено на субъекты Российской Федерации, то до принятия федерального закона субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять соответствующее законодательное регулирование - определять порядок установления и выплаты пенсий лицам, занимавшим государственные должности субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 467 "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР" утвержден Перечень должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим указанные должности, установлен размер ежемесячной доплаты и порядок выплаты. Данным Указом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» определены основания, порядок назначения и оплаты ежемесячной доплаты к назначенной трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Тыва.
Из правового анализа указанных положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем правовые акты органов власти республики приняты в пределах имеющейся у них компетенции и действующему федеральному законодательству не противоречат.
В то же время, оспариваемые нормативные правовые акты в части не соответствуют республиканскому законодательству.
Частью 2 ст. 24 Закона Республика Тыва «О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» от 17января2011года N287ВХ-1 определено со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу Закон Республики Тыва от 13 июля 2005 года N 982 ВХ-1 "О статусе депутатов Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" (Тувинская правда, 2005, 16 июня; Шын, 2005, 19 июля), за исключением статьи 27 и части 3 статьи 42.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона Республики Тыва от 13 июля 2005 года N 982 ВХ-1 "О статусе депутатов Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" гражданин Российской Федерации, избранный депутатом Великого Хурала, имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу ч. 2 ст. 27 названного закона, ежемесячная доплата к государственной пенсии гражданину, указанному в части первой настоящей статьи, устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий депутата Великого Хурала, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе от одного года до двух лет, - 55 процентов, свыше двух лет, - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения министра Республики Тыва. При этом пенсия подлежит последующей индексации в тех же размерах, в которых осуществляется индексация денежного содержания министра Республики Тыва.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии возникает при достижении гражданином, являвшимся депутатом Великого Хурала, осуществлявшим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, пенсионного возраста.
Согласно части 7 данной статьи, выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся депутатом Великого Хурала, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Тыва, выборной муниципальной должности в органе местного самоуправления, государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии им возобновляется на прежних условиях в соответствии с настоящим Законом.
Пунктом 1 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении государственной должности Республики Тыва от десяти до пятнадцати лет - 55 процентов, свыше пятнадцати лет - 75 процентов их месячного денежного вознаграждения.
Аналогичные положения содержаться в п. 2, 3 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511.
Указанные положения оспариваемых нормативных правовых актов не соответствуют положениям ч. 2 ст. 27 Закона Республики Тыва от 13 июля 2005 года N 982 ВХ-1 "О статусе депутатов Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", поскольку предусматривают иные более длительные сроки замещении государственной должности Республики Тыва, необходимые для назначения доплаты к трудовой пенсии. В указе и положении выплата 55 процентов их месячного денежного вознаграждения предусмотрена при стаже от десяти до пятнадцати лет, тогда как в республиканском законе стаж требуется от одного года до двух лет, выплата 75 процентов – при стаже свыше пятнадцати лет, тогда как в республиканском законе при стаже свыше двух лет.
В соответствии с п. 4. Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, приостанавливается при поступлении на регулярную оплачиваемую работу на предприятия, в организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии указанным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Аналогичные положения содержаться в п. 21 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511.
Указанные положения оспариваемых нормативных правовых актов не соответствуют положениям ч. 7 ст. 27 Закона Республики Тыва от 13 июля 2005 года N 982 ВХ-1 "О статусе депутатов Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", поскольку предусматривают приостановление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, являвшимся депутатами Великого Хурала Республики Тыва, осуществлявшими свои полномочия на профессиональной постоянной основе, при поступлении на регулярную оплачиваемую работу на предприятия, в организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Тогда как, республиканским законом предусмотрено, что выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшемуся депутатом Великого Хурала, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Тыва, выборной муниципальной должности в органе местного самоуправления, государственной должности государственной службы и муниципальной должности муниципальной службы.
На основании изложенного, заявление Ш. обоснованно и подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ш. удовлетворить частично.
Признать противоречащими республиканскому законодательству и недействующими пункты 1, 4 Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» в части касающихся лиц, являвшихся депутатами Великого Хурала Республики Тыва, осуществлявшими свои полномочия на профессиональной постоянной основе.
Признать противоречащими республиканскому законодательству и недействующими пункты 2, 3, 21 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 «О реализации Указа Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» в части касающихся лиц, являвшихся депутатами Великого Хурала Республики Тыва, осуществлявшими свои полномочия на профессиональной постоянной основе.
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном порядке через Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления решение в окончательной форме – 01 июля 2014 года.
Судья А.А.Канзай