ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-90 от 31.12.9999 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е Дело № 3-90/11

именем Российской Федерации копия

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Голубевой О.Г.

с участием прокурора Чичина С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 28 июля 2011 года

дело по заявлению прокурора Кемеровской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования о защите избирательных прав граждан и установлении порядка назначения выборов Главы Междуреченского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования о защите избирательных прав граждан и установлении порядка назначения выборов главы муниципального образования Междуреченского городского округа, в котором просит определить порядок назначения выборов Главы Междуреченского городского округа.

Требования мотивированы тем, что решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.01.2011 г. № 210 «О принятии отставки Главы города Междуреченска» с 27.01.2011 г. досрочно прекращены полномочия главы города Междуреченска Щербакова С.Ф.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы должностных лиц (главы) органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Пунктом 4 статьи 10 названного Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Аналогичная норма содержалась в пункте 3 статьи 6 Закона Кемеровской области от 12.12.2005 №147-03 (с последующими изменениями) «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», действовавшего до 12.06.2011г., и в пункте 3 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», вступившего в силу с 12.06.2011г. Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Пунктом 1 статьи 6 Закона области №147-ОЗ (пунктом 1 статьи 7 Закона области №54-03) также установлено, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» муниципальные выборы назначаются Советом народных депутатов Междуреченского городского округа. В случаях, установленных федеральным законодательством, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ и пункту 5 статьи 7 Закона области №54-03 решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в Законе, могут быть сокращены, но не более, чем на одну треть.

Несмотря на вышеуказанные требования закона Советом народных депутатов Междуреченского городского округа дата проведения досрочных выборов главы Междуреченского городского округа в период с 25 мая 2011 года по 31 мая 2011 года (исходя из предельного срока проведения выборов и сокращенных сроков назначения даты выборов) назначена не была.

Согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона №67-ФЗ, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования.

Пунктом 6 статьи 6 Закона области №147-ОЗ (пунктом 6 статьи 7 Закона области №54-03) также установлено, что если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, а также, если представительный орган муниципального образования отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Избирательной комиссией муниципального образования «Междуреченский городской округ» в срок не позднее 7 июня 2011 года (исходя из предельного срока проведения выборов и сокращенных сроков назначения даты выборов) выборы главы Междуреченского городского округа также не были назначены.

В силу подпункта 7 части 1 статьи 1, части 5 статьи 3 Федерального закона от 26.11.1996г. №138-Ф3 (с последующими изменениями) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случае, если выборы должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочные, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки, порядок назначения выборов определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельствах в муниципальном образовании «Междуреченский городской округ» нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц - граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме того, непринятие уполномоченными органами решения о назначении досрочных выборов главы Междуреченского городского округа нарушает установленный федеральным законом принцип обязательности выборов, что нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичин С.С. требования прокурора Кемеровской области поддержал.

Представитель Междуреченского городского Совета народных депутатов Баскакова О.Н., действующая на основании доверенности № 137 от 28.10.2008г., и представители избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» Проказина З.М. – председатель комиссии и Береговых Н.Н., действующая на основании доверенности от 25.07.2011г., возражали против требований прокурора.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу пункта 5 статьи 3 названного Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно пунктам 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Согласно статье 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3, 5, 6 статьи 7 Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области», вступившего в силу с 12.06.2011г., и статьей 6 ранее действовавшего Закона Кемеровской области от 12.12.2005г. №147-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области».

Судом установлено, что решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.01.2011г. № 210 принята отставка по собственному желанию Главы города Междуреченска Щербакова С.Ф.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ», утвержденного постановлением городского Совета от 24 июня 2005 года № 157 (с последующими изменениями и дополнениями), полномочия Главы города Междуреченска прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Следовательно, 27 января 2011 года полномочия главы города Междуреченска Щербакова С.Ф. досрочно прекращены.

В соответствии со ст.35 Устава Глава Междуреченского городского округа избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Междуреченского городского округа выборы назначаются в соответствии с действующим законодательством (пункт 4 статьи 39 Устава).

Пунктом 3 статьи 12 Устава предусмотрено, что муниципальные выборы назначаются Междуреченским городским Советом народных депутатов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее срока, установленного Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются муниципальной избирательной комиссией или судом.

При таких данных в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и Закона Кемеровской области от 30.05.2011г. №54-ОЗ не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Главы города Междуреченска, т.е. не позднее 24 июля 2011 года, должны были быть проведены досрочные выборы Главы Междуреченского городского округа, назначить которые в установленные законом сроки (не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней (либо с учетом их сокращения не более чем на одну треть) до дня голосования) должен был Междуреченский городской Совет народных депутатов.

Однако Междуреченским городским Советом народных депутатов дата проведения досрочных выборов назначена не была, как не была она назначена и избирательной комиссией муниципального образования «Междуреченский городской округ» в установленный законом срок (не позднее, чем за 70 дней до дня голосования).

Таким образом, в установленные законом сроки и до настоящего времени досрочные выборы Главы Междуреченского городского округа уполномоченными органами не назначены и не проведены, что свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными выборным должностным лицом местного самоуправления, а также нарушает установленный федеральным законом принцип обязательности выборов (статья 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При таких данных доводы прокурора о том, что порядок назначения выборов Главы Междуреченского городского округа должен быть определен решением суда, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы представителей Междуреченского городского Совета народных депутатов и избирательной комиссии муниципального образования «Междуреченский городской округ» о том, что в данном случае оснований для назначения досрочных выборов не имеется, т.к. в соответствии с Уставом исполнение обязанностей Главы города Междуреченска возложено на заместителя Главы города Междуреченска Шамонина В.А., в связи с чем отсутствует неправомочность органа местного самоуправления, основаны на неверном толковании и применении норм материального права и не могут быть приняты во внимание, поскольку лицо, исполняющее обязанности Главы города Междуреченска, не избрано в установленном законом порядке на эту должность, а досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в силу закона влечет обязанность уполномоченного органа назначить и провести досрочные выборы в установленные законом сроки.

Ссылка заинтересованных лиц на то, что выборы Главы Междуреченского городского округа будут назначены на 4 декабря 2011 года, не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку установлено нарушение конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в связи с неназначением уполномоченными органами в установленный срок досрочных выборов Главы Междуреченского городского округа, что является основанием для определения судом порядка назначения этих выборов.

Определяя порядок назначения досрочных выборов Главы Междуреченского городского округа, с учетом конкретных обстоятельств дела и вышеуказанных положений закона о назначении выборов, принимая во внимание, что в 2011 году должны быть проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, день голосования на которых приходится на 4 декабря 2011 года и может быть совмещен с днем голосования на досрочных выборах в органы местного самоуправления, суд считает целесообразным и необходимым установить, что назначение даты досрочных выборов должно быть произведено в срок не ранее 4 сентября 2011 года и не позднее 14 сентября 2011 года. Выборы Главы Междуреченского городского округа должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 24 июня 2005 года (с последующими изменениями и дополнениями). Обеспечение проведения муниципальных выборов должно быть возложено на орган местного самоуправления - администрацию Междуреченского городского округа, являющуюся в соответствии с Уставом (пункт 1 статьи 23) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.

Установить, что избирательная комиссия муниципального образования «Междуреченский городской округ» на основании данного решения суда в срок не ранее 4 сентября 2011 года и не позднее 14 сентября 2011 года должна назначить дату муниципальных выборов Главы Междуреченского городского округа на пятилетний срок полномочий в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 24 июня 2005 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Выборы Главы Междуреченского городского округа должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ» от 24 июня 2005 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Обеспечение проведения выборов возложить на орган местного самоуправления - администрацию Междуреченского городского округа.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Мотивированное решение принято судом 29 июля 2011 года.

Копия верна.

Судья Кемеровского

областного суда О.В.Шалагина.