Воронежский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воронежский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 3-91/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» ноября 2010 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.
с участием прокурора Сбитневой Е.А.,
а также с участием заявителя ФИО1,
представителя правительства Воронежской области ФИО2,
представителя заинтересованного лица - Департамента экономического развития Воронежской области ФИО3,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воронеже дело по заявлению ФИО1 об оспаривании пп. «б» п.3 и п.17.1 Постановления администрации Воронежской области «О государственной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» от 05.03.2005 г. № 160,
у с т а н о в и л:
ФИО1, являвшийся участником областной целевой программы «Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы», принятой постановлением Воронежской областной Думы от 08.07.2004 г. № 902-111-ОД, обратился в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующим постановление администрации Воронежской области «О государственной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» от 05.03.2005 г. № 160 в части подпункта «б» пункта 3 и пункта 17.1 утвержденного им Положения о целевой адресной поддержке заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования, ограничивающих предоставление государственной поддержки молодым семьям периодом достижения одним из супругов возраста 31 года.
Заявитель считал пункт 17.1 Положения несоответствующим цели сделать ипотечные кредиты доступными, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 г. «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» от 11.01.2000 г. № 28, и утвержденной им Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, а также в постановлении Воронежской областной Думы «Об областной целевой программе «Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005-2010 годы» от 08.07.2004 г. № 902-111-ОД; противоречащим Постановлению правительства «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» от 28.08.2002 № 638; Указу губернатора Воронежской области от 17.08.2006 г. № 11; а также нарушающим его, ФИО1, право на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору, которые будут произведены им после достижения 31-летнего возраста по дату полного погашения кредита, гарантированное, по его мнению, статьями 1, 8, 309, 310 Гражданского кодекса РФ.
Помимо того, заявитель указывал, что администрация области, принимая спорный пункт, вышла за пределы полномочий принимаемого нормативного акта и ввела новый критерий, влияющий на размер положенного заемщику возмещения дополнительно к п. 3.2. постановления Воронежской областной Думы от 08.07.2004 г. (нормы предоставления общей площади жилья; размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Воронежской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ), существенно уменьшая объем государственной поддержки.
Кроме того, ФИО1 считал, что нельзя признать законным положение п.п. «б» п. 3 Положения о целевой адресной поддержке заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 5 марта 2005 года №160, согласно которого молодыми семьями, в том числе неполными молодыми семьями, признаются состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение государственной областной поддержки в планируемом году не превышает 30 лет.
Указанное положение не соответствует определению молодой семьи, данному в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010, которая использует тридцатипятилетний возраст в целях отнесения семьи к категории молодой.
В судебном заседании заявитель своё заявление поддержал по изложенным основаниям.
Представители правительства Воронежской области ФИО2 и представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамента экономического развития Воронежской области ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая, что администрация Воронежской области была полномочна самостоятельно определять объем государственной помощи лицам, принявшим участие в ипотечной системе кредитования, поскольку реализация программы финансировалась из областного бюджета.
Прокурор Сбитнева Е.А. посчитала заявленные требования необоснованными.
Выслушав заявителя, представителей правительства Воронежской области и Департамента экономического развития Воронежской области, заслушав заключение прокурора и исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявления ФИО1.
Оспариваемое заявителем постановление администрации Воронежской области от 05.03.2005 г. № 160 принято в целях осуществления социальной помощи - государственной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей, в сфере ипотечного жилищного кредитования.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
По состоянию намомент принятия оспариваемого акта, - 05.03.2005 г., вопросы об определении критериев отдельных категорий граждан и объема государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования на уровне федеральных законов не были урегулированы.
На этот момент в соответствии со статьями 41, 43, 44, 45 Устава Воронежской области от 07.06.2006, принятого Воронежской областной Думой 25.05.2006г. (в редакции, действовавшей до 30.09.2008), администрация Воронежской области являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области, разрабатывала и осуществляла меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Воронежской области, участвовала в проведении единой государственной политики в области финансов, социального обеспечения и имела полномочия по разработке проектов областного бюджета, текущих и перспективных государственных программ социально-экономического развития Воронежской области; разработке и реализации мер по развитию социальной сферы Воронежской области, росту благосостояния населения; осуществлению мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
В пределах своей компетенции администрация Воронежской области была наделена полномочиями издавать постановления и распоряжения, которые должны были подписываться главой администрации Воронежской области ивступать в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. (В настоящее время на основании закона Воронежской области от 30.09.2008 N 75-ОЗ название постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Воронежской области изменено на «правительство Воронежской области», с сохранением прежних функций, наименование высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти Воронежской области - изменено на «губернатора».)
В соответствии со статьей 3Закона Воронежской области от 21.11.1994 N 4-з "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов государственной власти Воронежской области", действовавшего на период принятия оспариваемого постановления, официальным опубликованием законов Воронежской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти считалась первая публикация их полного текста в газете "Коммуна".
Судом установлено, что оспариваемое заявителем постановление принято администрацией Воронежской области, подписано лицом, исполняющим обязанности главы администрации Воронежской области, официально опубликовано в газете "Коммуна" от 19 марта 2004 г. N 40, и с этого дня вступило в силу.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Постановление администрации Воронежской области «О государственной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» от 05.03.2005 г. № 160, утвердившееПоложение о целевой адресной поддержке заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования, издано в установленном законом порядке управомоченным органом в надлежащей форме и является действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области целевой адресной поддержки заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования на территории Воронежской области.
По своему содержанию в оспариваемой части Постановление администрации Воронежской области «О государственной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» от 05.03.2005 г. № 160, утвердившееПоложение о целевой адресной поддержке заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования, является определенным и исключает возможность неоднозначного толкования.
В соответствии с оспариваемым подпунктом «б» пункта 3 названного Положения, государственная поддержка оказывается определенным данным нормативно-правовым актом категориям граждан, приобретающим жилье в системе ипотечного жилищного кредитования, постоянно проживающим на территории Воронежской области и нуждающимся в жилых помещениях. Среди прочих - молодым семьям, в том числе неполным молодым семьям, состоящим из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение государственной областной поддержки в планируемом году не превышает 30 лет.
Согласно оспариваемому пункту 17.1 Положения, государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования прекращается при достижении 31 года одним из супругов молодой семьи.
Заявляя требования о признании подпункта «б» пункта 3 и пункта 17.1 Положения недействующими, ФИО1 полагал нарушенным своё право на получение в полном объеме целевой адресной поддержки заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования, а также считал их противоречащими нормативным правовым актам Правительства РФ, Воронежской областной Думы и Указу губернатора Воронежской области.
Проверяя содержание оспариваемого акта в части, указанной заявителем, на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает, что названное Положение разработано в целях реализации областной целевой программы "Развитие жилищного ипотечного кредитования в Воронежской области на 2005 - 2010 годы", утвержденной постановлением областной Думы от 08.07.2004 N 902-III-ОД, и регламентирует порядок оказания государственной поддержки за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан, приобретающих жилье в системе ипотечного жилищного кредитования.
В свою очередь, согласно постановлению Воронежской областной Думы от 08.07.2004 N 902-III-ОД "Об областной целевой программе "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы", названная областная целевая программа разработана на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах".
В своём содержании приведенные Федеральные законы не определяют на федеральном уровне понятия «молодая семья» и не регулируют конкретный объем финансовой помощи отдельным категориям граждан, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании.
Учитывая отсутствие правового регулирования спорного вопроса на уровне федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем нормативно-правовой акт исполнительного органа государственной власти Воронежской области, устанавливая самостоятельные критерии для определения понятия «молодая семья» в целях определения категории граждан, которым может быть оказана государственная помощь в рамках реализации областной целевой программы по ипотечному жилищному кредитованию, а также ограничивая размер (объем) государственной помощи молодой семье достижением соответствующего возраста одним из супругов, не вышел за пределы своей компетенции, установленной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и не противоречит в указанной части действующим федеральным законам.
Кроме того, по своему содержанию в оспариваемой части Положение о целевой адресной поддержке заемщиков в системе ипотечного жилищного кредитования не противоречит также и содержанию Постановления Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2001 года N 291), утвердившему Концепцию развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации (с изменениями от 8 мая 2002 года), которое тоже не определяет понятия «молодая семья» и не устанавливает конкретный объем финансовой помощи на уровне регионов отдельным категориям граждан, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании.
Постановление Правительства РФ от 28.08.2002 N 638, утвердившее меры по реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утратило силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 865, и в настоящее время не действует.
В действующих в настоящее время нормативно-правовых актах Правительства РФ понятие «молодая семья» определено только в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 и Постановлении Правительства РФ от 17.09.2001 N 675.
Причем, в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утвердившем новые мероприятия по реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в разделе III, определяющем основные цели и задачи подпрограммы, указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
В Постановлении Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвердившем Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в разделе III, определяющем основные цели и задачи подпрограммы, указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья) (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 979).
Однако названные Постановления Правительства РФ в указанной части не регулируют правоотношения в сфере ипотечного жилищного кредитования, направлены на регулирование обеспечения жильем молодых семей, и поэтому не могут быть применены при разрешении заявленных требований. Судом установлено, что по вопросам обеспечения жильем молодых семей в Воронежской области приняты и действуют другие самостоятельные подпрограммы, которые финансируются как из средств областного и федерального бюджетов, так и из средств только областного бюджета.
Кроме того, из содержания приведенных норм Правительства РФ следует, что они также исключают возможность участия в подпрограмме семьи, возраст одного из супругов которой превышает установленный нормативно-правовым актом, что опровергает доводы заявителя о незаконном ограничении объема оказываемой финансовой помощи при достижении одним из супругов определенного возраста.
Заявитель указывал, что администрация области, принимая спорный пункт 17.1 Положения, вышла за пределы своих полномочий и ввела новый критерий, влияющий на размер положенного заемщику возмещения дополнительно к п. 3.2. постановления Воронежской областной Думы от 08.07.2004 г. (нормы предоставления общей площади жилья; размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Воронежской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ), существенно уменьшая объем государственной поддержки.
Проверяя это довод, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 3.2. Постановления Воронежской областной Думы от 08.07.2004 N 902-III-ОД "Об областной целевой программе "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы", государственная поддержка оказывается отдельным категориям граждан, приобретающим жилье в системе ипотечного жилищного кредитования, постоянно проживающим на территории Воронежской области и нуждающимся в улучшении жилищных условий, к числу которых относятся и молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, в которых возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение государственной областной поддержки в планируемом году не превышает 30 лет.
Таким образом, из содержания приведенной нормы нормативного правового акта Воронежской областной Думы следует, что при превышении в планируемом году одним из супругов возраста 30 лет государственная поддержка не оказывается. Следовательно, администрация Воронежской области, принимая оспариваемый пункт17.1 Положения, не вышла за пределы полномочий принимаемого нормативного акта и не ввела новый критерий, влияющий на размер положенного заемщику возмещения, не предусмотренный в п. 3.2. постановления Воронежской областной Думы от 08.07.2004 г.
Нормы Гражданского кодекса РФ, а именно статьи 1, 8, 309, 310, на которые ссылался заявитель, вопреки его утверждению, также не гарантируют ему конкретное право на получение государственной поддержки в системе действующего ипотечного жилищного кредитования после достижения возраста 31 года.
Кроме того, как следует из содержания пункта 4.1 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», при её разработке правительством принимались во внимание нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие правила обеспечения кредитов залогом недвижимости, в том числе жилой, положения о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения, основания обращения взыскания на заложенное жилое помещение, а также учитывалось, что Гражданским кодексом Российской Федерации было предусмотрено принятие в дальнейшем специальных федеральных законов, регулирующих вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также вопросы ипотеки (залога недвижимости), во исполнение чего в 1997 году был принят Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а в 1998 году - Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Таким образом, вопреки утверждению заявителя, при разработке Концепции общие правила об исполнении обязательств, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, Правительством РФ не учитывались.
Приведенный заявителем Указ губернатора Воронежской области от 17.08.2006 г. № 11 также не определяет понятия «молодая семья» и объем финансовой помощи отдельным категориям граждан, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании. К тому же, согласно ст. 41 Устава Воронежской области, он не обладает большей юридической силой по отношению к постановлению администрации Воронежской области.
Из постановления Воронежской областной Думы от 08.07.2004 N 902-III-ОД "Об областной целевой программе "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы" следует, что Программа должна реализовываться на основе нормативных правовых актов Воронежской области (пункт 4), ресурсное обеспечение Программы с 14.06.2007 г. не предусматривает финансирование из средств федерального бюджета (пункт 5).
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что нормативно-правовой акт администрации Воронежской области в оспариваемой заявителем части был принят названным органом в пределах установленной законом компетенции и не противоречит по своему содержанию федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 191-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании пп. «б» п.3 и п.17.1 Постановления администрации Воронежской области «О государственной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования» от 05.03.2005 г. № 160.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: В.Е. Ракова