ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-917/19 от 23.08.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3-917/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Уфа 23 августа 2019 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре судебного заседания Гатауллиной О.Т.,

с участием прокурора Муратовой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2624 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2016 год).

18 сентября 2015 года данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

30 ноября 2015 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приняло приказ № 1818 «О внесении изменений в Приказ от 11 сентября 2015 года № 1433 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Перечень), который был опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

В дальнейшем в вышеуказанный Приказ были внесены изменения приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 31 марта 2016 года № 467, от 30 июня 2016 года № 972, от 03 октября 2016 года № 1475, от 30 ноября 2016 года № 1770, от 30 января 2017 года № 75, от 30 марта 2017 года № 312, от 30 июня 2017 № 730, от 29 сентября 2017 № 1199, от 24 ноября 2017 года № 1514, от 29 ноября 2017 года № 1552, от 19 декабря 2017 года № 1685, от 27 декабря 2017 года № 1730, от 09 февраля 2018 года № 101, от 02 апреля 2018 года № 329, от 17 мая 2018 года № 607, от 03 июля 2018 года № 823.

Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

Пунктом 2624 Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2016 год, был включен объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:050488:49, расположенный по адресу: адрес.

Общество с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» (далее – ООО Компания «Мотор-холдинг») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2624 Перечня на 2016 год. В обоснование требований указав, что ООО Компания «Мотор-холдинг» являлось собственником в 2016 году нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:050488:281, которое расположено в нежилом здании с кадастровым номером 02:55:050488:49, поскольку спорное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то включение вышеуказанного здания в Перечень на 2016 год нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представители ООО Компания «Мотор-холдинг» - ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании заявленное требование поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО3 требования не признала, указала, что приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемый в части Перечень на 2016 год не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца. Спорное нежилое здание включено в Перечень на 2016 год, в связи с тем, что земельный участок, на котором расположено нежилое здание, имеет вид разрешенного использования «под административно-складскую базу и магазин».

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, проверив Перечень в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на принятие оспариваемого приказа.

Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, пункта 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года № 180 «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» административный ответчик является органом, который на момент издания Приказа обладал достаточной компетенцией для его принятия.

Порядок опубликования Приказа не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Кодекса в качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использование здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений);2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В судебном заседании установлено, что в пункт 2624 Перечня на 2016 год включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:050488:49 по адресу: адрес.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 15 августа 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:050488:49 общей площадью 1678,6 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: ремонтно-механическая мастерская расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:050488:20 и 02:55:050488:37 (л.д. 144-145). В указанном здании расположено помещение с кадастровым номером 02:55:050488:281 общей площадью 1592,4 кв.м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 03 июня 2019 года следует, что право собственности истца на объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:050488:281 зарегистрировано за истцом 08 апреля 2016 года и прекращено 20 июня 2018 года.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 августа 2019 года подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050488:20 площадью 3235 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – под административно-складскую базу и магазин (л.д. 159-161).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 15 августа 2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050488:37 площадью 5905 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – промышленные предприятия и коммунально-складские организации III-V классов опасности: машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства, строительная промышленность, обработка древесины, производства легкой промышленности (л.д. 162-164). До 14 сентября 2017 года названный земельный участок имел вид разрешенного использования - для эксплуатации административной и производственно-складской базы (л.д. 137-139).

По условиям договора аренды № 54-14 от 08 мая 2014 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан предоставило ООО Компания «Мотор-холдинг» в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:050488:20, расположенный по адресу: Республика адрес под административно-складскую базу и магазин (л.д.41-42).

Из пояснений представителя ответчика, письменного возражения ответчика (л.д. 86-89,131-134) усматривается, что спорный объект недвижимости был включен в Перечень на 2016 год по критерию, предусмотренному пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен.

22 марта 2019 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотрев досудебное обращение административного истца, сообщило, что здание соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку земельный участок, на котором расположен объект 02:55:050488:49 имеет вид разрешенного использования «под административно-складскую базу и магазин» (л.д.37).

Однако расположение спорного объекта недвижимости на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:050488:20 и 02:55:050488:37 с видами разрешенного использования: «под административно-складскую базу и магазин» и «для эксплуатации административной и производственно-складской базы», не свидетельствует о размещении на земельных участках торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Из выше сказанного следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:050488:20 имеет один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого, он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором должны одновременно использоваться и для административно-складской деятельности и для торговой деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:050488:37 имел один вид разрешенного использования, исходя из наименования которого, он допускает размещение на нем только одного объекта недвижимости, помещения в котором должны одновременно использоваться и для административной и производственно-складской базы.

Из выше сказанного следует, что виды разрешенного использования земельных участков предусматривают использовать земельные участки для нахождения на нем здания смешанного назначения.

При таком положении нельзя сделать однозначный вывод о том, что вид разрешенного использования земельных участков со всей очевидностью предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вышеперечисленные виды разрешенного использования земельных участков не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку названные выше виды разрешенного использования, не предусматривают размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, здание не подлежало включению в Перечень на 2016 год по названным признакам.

В связи с этим административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, или представлены сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие о размещении торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади спорного здания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» по состоянию на 18 апреля 2011 года, здание, расположенное по улице адрес, обозначено как литер «Д1», наименование ремонтно-механическая мастерская, фактическое использование административно-складское, 2-х этажное + подвал, общая площадь 1591,5 кв.м. (л.д. 31-36).

По экспликации в помещении литера «Д1» по улице адрес находятся лестничные клетки, санузлы, коридоры, кабинеты, склады, бытовка, магазин, гаражи, кладовая. Площадь магазина составляет 54,3 кв.м.

Спорное здание было включено в Перечень на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на основании пункта 2.1. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость без проведения мероприятий по определению фактического использования объекта, утвержденного постановлением Правительства РБ от 18 апреля 2014 года № 180, действовавшего в период принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание также не подлежит включению в Перечень на 2016 год, поскольку наименования расположенных в нем помещений общей площадью более 20 процентов общей площади этих зданий не предусматривают размещение торговых помещений.

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади зданий предусматривает или используется под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.

Следовательно, включение в оспариваемый Перечень объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 2624, как противоречащее требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» от 28 ноября 2003 года № 43-з, не может быть признано законным.

Учитывая изложенное, суд признает недействующим пункт 2624 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433, поскольку оспариваемое положение содержит противоречия федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 2624 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433.

В силу требования статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан, и размещению на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л:

удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Компания «Мотор-холдинг» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2624 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433 со дня его принятия.

Признать недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 сентября 2015 года № 1433 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в части включения в пункт 2624 нежилого здания с кадастровым номером 02:55:050488:49, расположенного по адресу: адрес.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова