ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-91/2015 от 08.07.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего Шелудько В.В.,

при секретаре судебного заседания Мотько Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости квартиры равной ее рыночной стоимости и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости квартиры с кадастровым номером <...> площадью 135,4 кв. м, расположенной по адресу: <...>, равной ее рыночной стоимости в размере 3040000 рублей.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником указанной квартиры, кадастровая стоимость которой составляет 11 024 468 рублей 39 копеек.

Заявитель не согласна с результатами определения кадастровой стоимости, считает кадастровую стоимость квартиры завышенной, что затрагивает ее права и обязанности.

В соответствии с отчетом, выполненным ООО «Краснодарская оценочная компания», рыночная стоимость квартиры по состоянию на дату внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, то есть на 15 ноября 2013 года, составляла 3 040 000 рублей.

Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» 03 февраля 2015 года в отношении указанного отчета дано положительное экспертное заключение.

Закон устанавливает, что налоговая база для физических лиц на жилые помещения устанавливается в виде кадастровой стоимости данных объектов. Таким образом, определение кадастровой стоимости, как налоговой базы, затрагивает права налогоплательщиков, в частности, по налогу на имущество физических лиц.

Разница между рыночной и кадастровой стоимостью квартиры составляет 7 984 469 рублей, что свидетельствует о безосновательном и несправедливом завышении кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 на удовлетворении требований заявления настаивала, поддержав изложенные в нем доводы. Кроме того указала, что кадастровая стоимость квартиры должна быть приближена к ее рыночной стоимости, существующая разница сама по себе является нарушением прав заявителя. Поскольку налог на имущество физических лиц зависит от величины кадастровой стоимости объектов недвижимости, полагает, что существующая кадастровая стоимость квартиры нарушает права ФИО1 как налогоплательщика.

Представитель администрации Краснодарского края по доверенности ФИО3 в зале судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что с 01 января 2015 года, согласно Федеральному закону от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» изменился порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц.

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному главой 32 Налогового кодекса РФ, признается инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.

В том случае, если в субъекте Российской Федерации планируется применение с 01 января 2015 года налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц, соответствующий акт органа власти субъекта Российской Федерации об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должен быть опубликован в срок до 20 ноября 2014 года. Указанное разъяснение отражено в письме Федеральной налоговой службы РФ «О налоге на имущество физических лиц».

В случае, если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 278.2 НК РФ) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Поскольку на территории Краснодарского края данный правовой акт не принят налоговая база для объекта, правообладателем которого является заявитель, как и ранее, определяется исходя из его инвентаризационной стоимости.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости квартиры заявитель преследует цель изменить сумму налога, снизив его размер, однако уменьшение кадастровой стоимости квартиры не приведет к уменьшению налога на имущество.

Оспаривание кадастровой стоимости согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, относится к делам, вытекающим из публично-правовых отношений. При этом обращение в суд заинтересованного лица должно отвечать требованиям, установленным для данного производства.

Согласно статье 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие права и свободы лица нарушены.

Полагает, что права заявителя не нарушены, основания к удовлетворению заявления отсутствуют.

Представитель администрации муниципального образования г-к. Геленджик по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию представителя администрации Краснодарского края.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») по доверенности ФИО5 в зал судебного заседания не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, в представленном отзыве на заявление просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать. В обоснование указано, что постановлением главы (губернатора) Краснодарского края от 16.01.2012 г. № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края» (в редакции постановления от 11.02.2013 г. № 107) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края (приложение № 2).

В соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 г. № 113 определение кадастровой стоимости помещений определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.

В соответствии с указанными актами органом кадастрового учета осуществлялось внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости квартиры с назначением «жилое» с кадастровым номером 23:40:0403018:91.

Кадастровая стоимость указанного помещения определена путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости данного объекта недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание (81421, 48 руб./кв. м) на его площадь (135,4 кв. м) и составляет 11024468 рублей 39 копеек.

ФГБУ «ФКП Росреестра», его филиалы, а ранее ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю не обладает компетенцией оценщика, не является исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а следовательно, не является органом, принимающим решение о проведении государственной кадастровой оценки, заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости.

ФГБУ «ФКП Росреестра» не имеет заинтересованности в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отличие от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится государственная кадастровая оценка земель, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости и который в последующем утверждает результаты проведенной государственной кадастровой оценки.

Таким образом, оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, путем установления его рыночной стоимости, направлено на оспаривание результатов кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением главы (губернатора) Краснодарского края от 16.02.2012 г. № 12, и, в свою очередь, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости не направлено на оспаривание действий органа кадастрового учета по внесению сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости, вследствие чего интересы Заявителя учреждением не нарушаются.

Действующим законодательством не предусмотрено установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений) в размере их рыночной стоимости.

Выслушав участников судебного разбирательства, проверив доводы заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20 декабря 2006 года <...>, на основании договора купли-продажи от 27 октября 2006 года ФИО1 является собственником квартиры <...>, площадью 135,4 кв. м с кадастровым номером <...>.

Согласно данным кадастровой справки от 22 января 2015 года филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость квартиры составляет 11024 468 рублей 39 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 15 ноября 2013 года. По сведениям, предоставленным органом кадастрового учета в ходе судебного разбирательства, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость квартиры, является 09 августа 2013 года.

ФИО1 заключила с ООО «Краснодарская оценочная компания» договор на проведение оценки рыночной стоимости указанной квартиры по состоянию на 15 ноября 2013 года, по итогам оценки рыночная стоимость объекта определена оценщиком в размере 3 040 000 рублей.

Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости квартиры, заявитель ссылается на нарушение ее прав как налогоплательщика, поскольку кадастровая стоимость квартиры превышает ее рыночную стоимость.

Как установлено ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности за Российской Федерации», а также в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 560 принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2012 года № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края», согласно которому утверждены: результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Краснодарского края; средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по кадастровым кварталам на территории Краснодарского края; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по населенным пунктам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края.

Суд считает, что требования законодательства, предъявляемые к порядку проведения государственной кадастровой оценки, не нарушены, заявителем не оспариваются, доводов о недостоверности сведений о квартире, использованных при определении ее кадастровой стоимости заявителем также не приведено.

Таким образом, заявитель оспаривает результаты определения кадастровой стоимости квартиры только по мотиву ее несоответствия рыночной стоимости данного объекта, что, по мнению заявителя, влечет нарушение ее права на уплату налога в меньшей сумме.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Суд учитывает положения ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

С 01 января 2015 года Федеральным законом от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» изменен порядок определения базы по налогу на имущество физических лиц.

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц, установленному главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, признается инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы.

Федеральная налоговая служба РФ в письме от 16 октября 2014 года разъяснила, что в том случае, если в субъекте Российской Федерации планируется применение с 01 января 2015 года налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения для исчисления налога на имущество физических лиц, соответствующий акт органа власти субъекта Российской Федерации об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц должен быть опубликован в срок до 20 ноября 2014 года.

В случае, если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 278.2 НК РФ) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Судом установлено, что на территории Краснодарского края данный правовой акт на день разрешения спора не принят, налоговая база для объектов капитального строительства определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установлением и размером кадастровой стоимости квартиры <...> права либо свободы ФИО1 не нарушены, основания к удовлетворению заявленных требований отсутствуют.

Кроме того суд принимает во внимание, что дата установления кадастровой стоимости согласно сведений государственного кадастрового учета иная чем определена представленным заявителем отчетом.

В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь статьями 26, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости квартиры <...>, площадью 135,4 кв. м, с кадастровым номером <...>, равной ее рыночной стоимости в размере 3040000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 13 июля 2015 года.

Судья Краснодарского краевого суда В.В. Шелудько