ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-920/18 от 17.10.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 3-920/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Уфа 17 октября 2018 года

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,

при секретаре судебного заседания Х.Р.И..,

с участием прокурора Сафина А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» к Совету муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия решения Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части установления в пункте 9.1. приложения №2 ставки арендной платы за другие земельные участки промышленных предприятий, в том числе под железнодорожными путями необщего пользования в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков;

в пункте 13.6 приложения № 2 ставки арендной платы: за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещений наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности:

- земельные участки гидротехнических и иных сооружений (плотин, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, туннелей, каналов, насосных станций, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 января 2012 года № 159 или решение Совета) утверждены правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности района, и земли государственная собственность на которые не разграничена, ставки арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициенты, учитывающие категорию арендаторов и вид использования земельных участков.

В пунктах 9.1 и 13.6 приложения № 2 данного решения установлены ставки арендной платы за другие земельные участки промышленных предприятий, в том числе под железнодорожными путями необщего пользования в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.1) и за аренду земельных участков гидротехнических и иных сооружений (плотин, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, туннелей, каналов, насосных станций, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) (пункт 13.6) в размере в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков.

До принятия решения Совета ставка арендной платы за аренду земельных участков, указанных в подпунктах 9.1 и 13.6 была установлена решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 февраля 2016 года № 338 в размере 0,16 % от кадастровой стоимости земельных участков.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года, вступившим в законную силу, решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 27 апреля 2017 года № 76 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 12 января 2012 года № 367 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» (с последующими изменениями) в части установления в пунктах 13.2. и 13.6 приложения №2 ставок арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта и ставок арендной платы за земельные участки гидротехнических и иных сооружений (плотин, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, туннелей, каналов, насосных станций, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) в размере 1,57 % от кадастровой стоимости земельных участков было признано недействующим и не подлежащим применению с 1 января 2017 года.

Акционерное общество «Белорецкий металлургический комбинат» (далее - АО «Белорецкий металлургический комбинат»), арендатор земельных участков для обслуживания и эксплуатации железнодорожных путей, обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнений и частичного отказа от иска) о признании недействующим со дня принятия решения Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 в части установления в пунктах 9.1 и 13.6 приложения № 2 решения Совета вышеуказанных ставок арендной платы за земельные участки в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков. Оспариваемый в части нормативный правовой акт был применен в отношении административного истца при расчете размера арендной платы на 2018 год по договорам аренды земли от 05 марта 2012 года, от 18 мая 2012 года, от 18 мая 2012 года, от 23 августа 2012 года, от 11 июня 2013 года, от 11 сентября 2014 года.

По мнению представителя административного истца, увеличение ставок арендной платы не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582), поскольку увеличение ставок арендной платы в 10 раз произведено без учета роста доходности земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца Терентьева Л.Н. требования поддержала по указанным выше основаниям, просила удовлетворить.

Представители Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Белорецкий Республики Башкортостан Валитова А.А. и Мананников С.В. возражали против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета муниципального района и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Пояснили, что при принятии решения о повышении ставок арендной платы на земельные участки Совет муниципального района руководствовался постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, проверив решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу с 1 марта 2015 года) если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пунктов 5 и 8 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з (редакция от 22 июня 2018 года) «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», абзацу 11 пункта 1.2 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 (редакция от 07 марта 2018 года № 96) органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно статьям 19, 20 (подпункт 3 пункта 7) и 36 Устава муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (утвержденного решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 13 декабря 2005 года №33-2 с изменениями и дополнениями) установление ставок арендной платы на земли, находящиеся в муниципальной собственности и земли, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Совета.

Порядок принятия решения, установленный статьями 33-49, 85 Регламента Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан (утвержденного 22 мая 2013 года решением Совета № 87) также был соблюден.

Решение Совета размещено 19 апреля 2018 года на официальном сайте муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан https://beloretsk.bashkortostan.ru, применено в расчетах арендной платы с 28 апреля 2018 года.

Таким образом, решение Совета было принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации.

Так, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2009 года № 582: экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.

Данные принципы являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Из названного постановления следует, что в соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что увеличение арендной платы за земельные участки за другие земельные участки промышленных предприятий, в том числе под железнодорожными путями необщего пользования, земельные участки гидротехнических и иных сооружений (плотин, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, туннелей, каналов, насосных станций, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) в пределах границ населенных пунктов и за их пределами на территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан с 0,16 % до 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков было осуществлено произвольно, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности.

Из пояснительной записки к проекту решения Совета, выписки из протокола ХVIII заседания Совета от 18 апреля 2018 года следует, что в качестве обоснования установления ставок арендной платы в размере 1,63 % указано постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 марта 2018 года № 96 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - постановлении Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480) (том 2 л.д.92-102). На повторный запрос суда административный ответчик сообщил, что экономическое обоснование изменение ставок арендной платы при принятии оспариваемого в части решения Совета отсутствовало (том 2 л.д.168). В судебном заседании представители Совета и администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан пояснили, что полагают достаточным основанием для увеличения оспариваемых ставок постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480. Однако указанное постановление Правительства Республики Башкортостан содержит интервалы ставок арендной платы за земли, но не экономическое обоснование их повышения в Белорецком районе Республики Башкортостан.

Соответствие этих ставок интервалу ставок, установленных в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена», не исключает необходимости их экономического обоснования.

Муниципальный представительный орган в нарушение части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал соблюдение принципа экономической обоснованности, не представил анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые влияют на уровень доходности земельных участков в Белорецком районе Республики Башкортостан, расчеты, которые показывают доходность земельных участков, документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета оспариваемых ставок арендной платы 1,63%.

Установление решением Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 оспариваемых ставок арендной платы за землю в пределах интервала ставок арендной платы за земли, определенных в постановлении Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года № 480, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы АО «Белорецкий металлургический комбинат», поскольку приводит к необоснованному увеличению в 10 раз размера арендной платы за земельные участки, арендатором которых является административный истец.

Следовательно, решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, суд полагает необходимым признать решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в официальном печатном издании Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в пользу административного истца понесенные расходы по уплате государственной пошлины 4500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия решение Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года № 159 «Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли, государственная собственность на которые не разграничена» в части установления в пункте 9.1. приложения №2 ставки арендной платы за другие земельные участки промышленных предприятий, в том числе под железнодорожными путями необщего пользования в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) и за пределами границ населенных пунктов (подпункт б) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков;

в пункте 13.6 приложения № 2 ставки арендной платы: за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещений наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности:

- земельные участки гидротехнических и иных сооружений (плотин, водосбросных, водоспускных и водовыпускных сооружений, туннелей, каналов, насосных станций, судоходных шлюзов, судоподъемников; сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) в пределах границ населенных пунктов (подпункт а) в размере 1,63 % от кадастровой стоимости земельных участков.

Взыскать с Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в пользу акционерного общества «Белорецкий металлургический комбинат» возврат государственной пошлины 4500 рублей.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова