ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-93/2012 от 08.02.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 8 февраля 2013 г.

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего - Лободенко К.В.,

при секретаре – Ткач И.И.,

с участием прокурора – Стрелковского С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» о признании незаконными пункта 3 постановления главы (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», пунктов 4 и 6 приложения № 3 к указанному постановлению главы (губернатора) Краснодарского края, в части утверждения платы за переоформление разрешений и отказа в возврате уплаченных денежных средств за невыданные разрешения,

УСТАНОВИЛ :

Некоммерческое партнерство «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» обратилось в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании незаконными пункта 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», в части определения платы за переоформление разрешений.

В обоснование своих требований представитель заявителя на основании доверенности ФИО1 указал, что оспариваемая норма незаконно возлагает на таксомоторных перевозчиков обязанность платы за юридически значимые действия (переоформление разрешений) и противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пункту 4 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 г. № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае». Заявитель считает, что данными нормативными актами установлен исчерпывающий перечень юридически значимых действий, за которые орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать плату, - за выдачу разрешений и дубликатов разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края. При этом, переоформление разрешений в список платных юридически значимых действий не включен, поэтому взимание оплаты в размере < данные изъяты > за данный вид услуг - незаконно.

В процессе судебного разбирательства представитель Некоммерческого партнерства дополнил заявленные требования, в связи с принятием и вступлением в законную силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2012 г. № 1662 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2011 года № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», и просил признать незаконными пункт 3 постановления главы (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», пункты 4 и 6 приложения № 3 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», в части утверждения определения платы за переоформление разрешений в размере < данные изъяты > и отказа в возврате уплаченных денежных средств за невыданные разрешения соответственно.

В судебном заседании представитель Некоммерческого партнерства «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» ФИО1 уточнил заявленные требования и просил суд признать недействующими указанные нормы постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия». В обоснование уточненных требований ФИО1 сослался на ранее указанные обстоятельства, дополнительно пояснив, что оспариваемыми нормами затронуты права и законные интересы членов Некоммерческого партнерства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов, в части взимания платы за переоформления разрешений в размере < данные изъяты > и отказа в возврате уплаченных денежных средств за невыданные разрешения. Представитель заявителя считает, что органами государственной власти Краснодарского края дается расширительное толкование нормативно-правового смысла понятия предмета совместного ведения федеральных органов власти и субъекта Российской Федерации, в части делегирования прав в отношении организации и контроля таксомоторных перевозок. Кроме того, по мнению представителя заявителя, в силу нормативных положений статьи 26.2 и пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» возможность пополнения бюджета Краснодарского края за счет сборов за переоформления разрешений на таксомоторные перевозки появится только в случае изменения полномочий субъекта Российской Федерации, указанных в данном Федеральном законе.

Представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края и администрации Краснодарского края ФИО2 просила суд полностью отказать в удовлетворении требований Некоммерческого партнерства «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» о признании недействующими пункта 3 постановления главы (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», пунктов 4 и 6 приложения № 3 к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», в части утверждения определения платы за переоформление разрешений в размере < данные изъяты > и отказа в возврате уплаченных денежных средств за невыданные разрешения соответственно. ФИО2 считает, что Федеральным законом № 69-ФЗ, на который ссылается заявитель, прямо закреплено, что порядок выдачи и переоформления разрешений устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, Краснодарскому краю, как субъекту Российской Федерации, предоставлено право самостоятельно определять порядок переоформления разрешений, в том числе, устанавливать платность данного вида деятельности.

Представитель Департамента по транспорту и связи Краснодарского края ФИО3 полностью поддержала процессуальную позицию представителя главы администрации (губернатора) и администрации Краснодарского края об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ранее заявленные доводы о прекращении производства по делу не поддержала. Считает, что оспариваемое постановление № 960 принято в пределах компетенции администрации Краснодарского края. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит норм, устанавливающих, что переоформление разрешений осуществляется бесплатно (безвозмездно). Наряду с этим в данном Федеральном законе закреплено, что порядок выдачи и переоформления разрешений устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Поскольку переоформленное разрешение выдается только после возврата в уполномоченный орган ранее выданного разрешения, перевозчику фактически выдается новое разрешение. Учитывая это, администрацией Краснодарского края в пределах предоставленных полномочий определено, что переоформление разрешений осуществляется на платной основе, размер платы за переоформление составляет < данные изъяты >

Кроме того, представитель Департамента считает, что положения пункта 6 Порядка определения платы, согласно которым в случае отказа в выдаче разрешения, отзыва (аннулирования), прекращения действия разрешения плата за выдачу разрешения перевозчику не возвращается, не противоречат действующему законодательству, поскольку приняты в пределах компетенции администрации Краснодарского края.

Суд, выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора Стрелковского С.Н., полагавшего, что оспариваемое постановление главы (губернатора) Краснодарского края принято в пределах полномочий исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, и не противоречит федеральному закону и закону Краснодарского края, имеющим большую юридическую силу, исследовав представленные доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия» опубликовано в газете «Кубанские новости» № 158, от 20 сентября 2011 года.

В текст оспариваемого Постановления № 960 внесены изменения следующими нормативными правовыми актами:

- постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.01.2012 г. № 24 «О внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2011 года № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия» («Кубанские новости» № 11, от 25.01.2012 г.);

- постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2012 г. № 267 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2011 года № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия» («Кубанские новости» № 51, от 22.03.2012 г.), официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 23.03.2012г.);

- постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 г. № 757 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2011 года № 960 «О Порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия» («Кубанские новости» № 127, от 09.07.2012 г., официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 29.06.2012г.);

- постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.12.2012 г. № 1662 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2011 года № 960 «О Порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия» (официальный сайт администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 28.12.2012 г.).

Согласно представленным представителем департамента транспорта Краснодарского края копий заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации, проекты данных постановлений получили положительное заключение правовой экспертизы на предмет их соответствия федеральному законодательству.

Таким образом, оспариваемое постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 960 принято в пределах компетенции и полномочий органа исполнительной власти Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», форма разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007г. № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае», форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешения, отзыва (аннулирования) разрешения, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения, а также порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

На основании указанных норм принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», которым: утверждена форма разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края; утвержден Порядок выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края; утвержден Порядок определения платы за выдачу, переоформление разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края (пункт 3); утвержден Порядок ведения Реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края.

Пунктом 3 Постановления № 960 (Приложение № 3 к Постановлению) утвержден Порядок определения платы за выдачу, переоформление разрешений (дубликатов разрешений) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка, плата за переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси составляет < данные изъяты >.

Пунктом 6 Порядка определения платы установлено, что в случае отказа в выдаче разрешения, отзыва (аннулирования), прекращения действия разрешения плата за выдачу разрешения перевозчику не возвращается.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Доводы заявителя о необходимости внесения изменений в данный Федеральный закон для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в части пополнения бюджета Краснодарского края за счет сборов за переоформления разрешений на таксомоторные перевозки основаны на неправильном определении предмета спора и характера спорных правоотношений.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Необходимо указать, что Федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит норм, устанавливающих то, что переоформление разрешений осуществляется бесплатно (безвозмездно).

Наряду с этим, в Федеральном законе № 69-ФЗ закреплено, что порядок выдачи и переоформления разрешений устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять порядок переоформления разрешений, в том числе, устанавливать в каком порядке платно или бесплатно (безвозмездно) будет осуществляться переоформление разрешений.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Краснодарского края, утвержденным Постановлением № 960, переоформление разрешения уполномоченным органом производится в порядке и по основаниям, предусмотренным разделами 2 «Порядок подачи заявлений на выдачу разрешения» и 3 «Порядок рассмотрения заявлений и выдача разрешений».

Переоформленное разрешение выдается после возврата в уполномоченный орган ранее выданного разрешения (пункт 4.6 Порядка).

Таким образом, перевозчику фактически выдается новое разрешение. Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что переоформление разрешений осуществляется в порядке, предусмотренном для выдачи разрешений. Учитывая это, администрацией Краснодарского края в пределах предоставленных полномочий принято законное и обоснованное решение о том, что переоформление данных разрешений осуществляется на платной основе. При этом размер платы за переоформление установлен в размере < данные изъяты > и, с учетом субъектного состава рассматриваемых правоотношений, не может повлечь нарушения их прав и законных интересов.

Суд приходит к выводу о том, что положения пункта 6 Порядка определения платы, согласно которым в случае отказа в выдаче разрешения, плата за выдачу разрешения перевозчику не возвращается, также не противоречат действующему законодательству. Оспариваемая норма принята в пределах компетенции администрации Краснодарского края и полностью соответствует части 8 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой форма разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также - части 4 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007г. № 1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае».

Оценив исследованные доказательства в совокупности, проанализировав вышеназванные нормы федерального и краевого законодательства, а также оспариваемое постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края в его развитии, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, и не противоречит федеральному и краевому законодательству.

В соответствии с часть 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198, 253 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Некоммерческому партнерству «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 г. № 960 «О порядке выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси и об установлении срока их действия», пункты 4 и 6 приложения № 3 к указанному постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края, в части утверждения платы за переоформление разрешений и отказа в возврате уплаченных денежных средств за невыданные разрешения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: К.В. Лободенко