ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-969/18 от 25.08.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № 3-969/2018

25 августа 2018 года г. Уфа

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Ханановой А.Т.,

с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,

при участии представителя административного истца Дегтева А.А. – Мингазетдинова А.А., представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 – Гималетдиновой А.А., представителей административного ответчика Исангулова И.Х. – Шулындина Е.О., Хабировой Г.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дегтева ФИО16 к Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, Исангулову ФИО17 об отмене регистрации кандидата на выборах в депутаты Государственного Собрания –Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14,

У С Т А Н О В И Л:

Дегтев А.А., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, Исангулову И.Х. об отмене регистрации кандидата на выборах в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14.

Свое требование административный истец мотивирует тем, 09 сентября 2018 года состоятся выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва. Кандидат в депутаты Исангулов И.Х. при проведении предвыборной агитации допустил нарушения, касающиеся использования телевизионных рекламных экранов в г. Уфе для размещения рекламы телевизионной передачи Башкирского спутникового телевидения «...».

Так, на 13 экранах, расположенных в разных районах г. Уфы, принадлежащих ООО «Оптимедиа» с периодичностью минимум 1 раз в 2 минуты демонстрируются рекламные ролики телевизионной программы Башкирского спутникового телевидения «...» на котором изображен сам Исангулов И.Х., а также указаны его имя и фамилия. Указанная реклама была запущена в преддверии выборов с 01 июля 2018 года, демонстрируется в период предвыборной кампании, то есть, направлена на рекламу ведущего Исангулова И.Х., являющегося кандидатом в депутаты.

По мнению административного истца, указанные видеоролики не были оплачены Исангуловым И.Х. за счет средств своего избирательного фонда, а оплачены за счет телевизионного канала Башкирского спутникового телевидения, который принадлежит ГУП «ТРК «Башкортостан», что является нарушением п.4 ст.68 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.

Согласно выписке с лицевого счета кандидата Исангулова И.Х. за период с 10 июля 2018 года по 19 июля 2018 года было израсходовано ... руб. исключительно на сбор подписей. Каких либо платежей в ООО «Оптимедиа», которое размещает коммерческую рекламу, не производилось.

Коммерческая реклама телепередачи с «...» транслируется с 12 различных экранов по г.Уфе, что превышает количество экранов в коммерческом приложении от ООО «Отимедиа», приложенном к иску. Соответственно, расходы на коммерческую рекламу вышеуказанной передачи, в которой используется имя, фамилия и изображение зарегистрированного кандидата в агитационный период, составили более ... руб.

Таким образом, по мнению Дегтева А.А., финансирование Исангуловым И.Х. избирательной кампании осуществляется помимо средств избирательного фонда кандидата, в размере, превышающем ограничения, установленные федеральным законом и подп. 2 п.7 ст.92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах (....), что в соответствии с подп. «б» п.7 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.

Реклама передачи на видео экранах преследует цель «раскрутку бренда» (название передачи), кроме того привлекает внимание к Исангулову И.Х., повышает узнаваемость автора и ведущего передачи в период предвыборной агитации, что используется кандидатом для «достижения определённого результата на выборах – победы».

Дополнительным доказательством того, что коммерческая реклама вышеуказанной передачи на видео экранах является предвыборной агитацией, является агитационный плакат кандидата Исангулова И.Х., в котором в верхней части около 25% изображения занимает «бренд» «...». Плакат оплачен из средств кандидата в депутаты Исангулова И.Х., что означает сознательное использование в своей предвыборной агитации названия телевизионной передачи.

Кроме того, размещение названия телевизионной передачи в вышеуказанном агитационном плакате нарушает положение п.5.1 ст.68 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, согласно которому агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Также в обоснование своих требований административный истец ссылается на выход в эфир телевизионного канала Башкирского спутникового телевидения телевизионных программ «...» в предвыборный период.

Административный истец указывает, что документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Исангуловым И.Х. были сданы 21 июля 2018 года, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты он был 26 июля 2018 года. Учитывая десятидневный срок на сбор подписей, свою предвыборную агитацию Исангулов И.Х, начал ранее даты сдачи документов в избирательную комиссию.

По каналу Башкирского спутникового телевидения 22 июля 2018 года, 29 июля 2018 года, 05 августа 2018 года, 12 августа 2018 года, 14 августа 2018 года по времени около 21.00 час. первый выход передачи (повтор передачи в другой день, выход около 17.00.час.) демонстрировались телепередачи «...». В указанных телепередачах 22 июля 2018 года, 29 июля 2018 года ведущим был лично Исангулов И.Х. Передачи длятся около 15 минут, из которых 20-30% времени показывают Исангулова И.Х., как главного ведущего.

А в передачах 05 августа 2018 года, 12 августа 2018 года, 14 августа 2018 года ведущей была режиссер программы Г.Митяева, но имя и фамилия Исангулова И.Х. в каждой передаче упоминалось устно, демонстрировалось изображение Исангулова И.Х., а также его имя и фамилия в виде заставки передачи.

Исангулов И.Х. в период избирательной кампании получает от телеканала Башкирское спутниковое телевидение возможность демонстрации его изображения, озвучивания его фамилии и имени в «прайм-тайм», рекламы бренда «...», которые в дальнейшем он использует как кандидат в депутаты, (то есть, использует свое должностное и служебное положение).

Увеличение количества выходов в эфир указанной телевизионной передачи в предвыборный период, коммерческая реклама с использованием имени, фамилии и изображения зарегистрированного кандидата в агитационный период, оплаченная за счет средств Государственного телеканала «Башкирское спутниковое телевидение» с одной стороны, использование в предвыборных агитационных плакатах коммерческого названия телепередачи являются доказательствами единой избирательной кампании кандидата в депутаты Исангулова И.Х.

На основании изложенного административный истец Дегтев А.А. просит суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 Исангулова И.Х.

Административный истец Дегтев А.А., административный ответчик Исангулов И.Х., представитель заинтересованного лица по делу Центральной избирательной кампании Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Дегтева А.А. – Мингазетдинов А.А., действующий по доверенности от 16 января 2018 года, ордеру адвоката №3 от 22 августа 2018 года, требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 – Гималетдинова А.А., действующая по доверенности от 22 августа 2018 года, в судебном заседании позиции по административному исковому заявлению Дегтева А.А. не высказала.

Представители административного ответчика Исангулова И.Х. –Шулындин Е.О., Хабирова Г.Х., действующие по доверенности от 15 августа 2018 года, административные исковые требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать. Суду пояснили, что реклама программы «...» на видео-билбордах демонстрировалась в период с 10 августа 2018 года по 24 августа 2018 года. Указанная реклама оплачена из средств избирательного фонда ответчика в соответствии с пунктом 4 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Даная реклама с изображением Исангулова И.Х. является коммерческой рекламой программы «...», которая транслируется на телеканале Башкирского спутникового телевидения («БСТ»). Видео реклама не содержит признаков предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 2 статьи 48 вышеуказанного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. В частности в ней указано время выхода передачи в эфир телепрограммы - вторник в 17.00 час., воскресенье в 21.00 час., наименование и эмблема телеканала «БСТ». Следовательно, распространение указанной видео рекламы не может признаваться основанием для отмены регистрации кандидата, предусмотренной пунктом «б» части 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выход в эфир телевизионного канала БСТ программ «...» и рекламных роликов этой программы не является использованием кандидатом преимущества своего должностного или служебного положения, поскольку кандидат находится в административном отпуске; на период избирательной кампании ведущим передачи является Г.Митяева; закадровый голос переозвучен и изменен; указанные истцом выпуски передачи сданы ранее начала избирательной кампании; передача носит информационно-аналитический, а не агитационный характер; использование заставки является авторским продуктом и отличительным признаком передачи и неизменна по условиям договора с телеканалом, периодичность выпуска программы не нарушена.

Кроме того представители административного ответчика пояснили суду, что транслируемые материалы на видео-билбордах г. Уфы в период с 10 июля 2018 года по 09 августа 2018 года также являются коммерческой рекламой телепередачи «...» и не являются предвыборной агитацией Исангулова И.Х., поскольку не отвечают критериям пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Согласно представленному договору между ООО «Союз-Право» и ООО «Оптимедиа» стоимость рекламных услуг за указанный период составила 68 300 руб. Таким образом, стоимость рекламы, транслируемой в период с 10 июля 2018 года по 09 августа 2018 года составляет менее 5% от предельного размера избирательного фонда кандидата. Распространение указанной рекламы не преследует цели достижения определенного результата на выборах и не может признаваться основанием для отмены регистрации кандидата, предусмотренной пунктом «б» части 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ.

Выслушав представителя административного истца Дегтева А.А. – Мингазетдинова А.А., представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 – Гималетдиновой А.А., представителей административного ответчика Исангулова И.Х. – Шулындина Е.О., Хабировой Г.Х., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшей требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) и пунктом 4 статьи 68 Кодекса Республики Башкортостан о выборах оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда.

В силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (часть 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно подпункту «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 92 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.

В силу пункта 2 статьи 98 Кодекса Республики Башкортостан о выборах предельный размер расходования средств из избирательного фонда кандидата не должен превышать ... рублей.

Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него.

Агитационным периодом признается период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию (подпункт 2 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года).

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, частью 1 статью 62 Кодекса Республики Башкортостан о выборах агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Установлено, что Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года №42/1-6 назначены выборы депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва на 09 сентября 2018 года.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ избирательная кампания, это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Указанное Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года №42/1-6 опубликовано в республиканской общественно - политической газете «Республика Башкортостан» 20 июня 2018 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 08 июня 2018 года №41/5-6 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии Новиковского избирательного округа №14 возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решением Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 от 27 июля 2018 года №14 административный истец Дегтев А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14.

Административный ответчик Исангулов И.Х. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 решением Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 от 26 июля 2018 года №13.

10 июля 2018 года Исангулов И.Х. обратился в Окружную избирательную комиссию по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, представив документы о выдвижении его в качестве кандидата, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «Партия Дела» по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 на выборах в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва

В этот же день в ПАО Сбербанк России открыт специальный избирательный счет кандидата для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательной кампании, что подтверждается справкой ПАО Сбербанк России от 10 июля 2018 года.

Поскольку в Окружную избирательную комиссию по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14 документы для выдвижения кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва от Исангулова Р.Х. поступили 10 июля 2018 года, соответственно, именно с этой даты для данного кандидата начался агитационный период.

На время проведения избирательной кампании Исангулову И.Х., работающему в ООО «Союз-Право» в должности автора-ведущего с 01 августа 2018 года по 09 сентября 2018 года предоставлен административный отпуск, что подтверждается приказом ООО «Союз-право» от 31 июля 2018 года №5.

При проверке соблюдения Исангуловым И.Х. порядка оплаты коммерческой рекламы судом установлено, что в период избирательной кампании, а именно 08 августа 2018 года между кандидатом в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва Исангуловым Р.Х. (Заказчик) и ООО «Оптимедиа» (Исполнитель) заключен Договор об оказании рекламных услуг №116 по демонстрации Исполнителем представленного Заказчиком видеоролика о рекламе телевизионной программы Башкирского спутникового телевидения «...», на котором изображен сам ведущий программы Исангулов И.Х., указаны его имя и фамилия, также в нем указано время выхода передачи в эфир телепрограммы - вторник в 17.00 час., воскресенье в 21.00 час., наименование и эмблема телеканала Башкирского спутникового телевидения.

Стоимость услуг по договору составила ... руб. и в соответствии с пунктом 4 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ оплачена 08 августа 2018 года за счет средств избирательного фонда кандидата Исангулова Р.Х., что подтверждается платежным поручением №245282 от 08 августа 2018 года, Выпиской из лицевого счета Доп. офиса №8598/018 Башкирского отделения №8598 ПАО Сбербанк России от 22 августа 2018 года за период с 10 июля 2018 года по 13 августа 2018 года, и Выпиской АО «Альфа-Банк» о движении денежных средств по расчетному счету ООО «Оптимедиа» от 24 августа 2018 года за период с 01 июня 2018 года по 23 августа 2018 года.

Согласно представленному 23 августа 2018 года ответу на запрос ООО «Оптимедиа» сообщает, что РИМ (видеоролик – рекламно-информационный материал) «...» в соответствии с вышеуказанным договором демонстрируется на следующих видеоэкранах г.Уфы: трасса Уфа-Аэропорт (въезд и выезд), ул.50-летия Октября,2/ул.Революционная, ул.Жукова, 20/1/ул.Б.Бикбая, ул.Менделеева, 124/ул.Бакалинская, ул.50-летия Октября, 34/ул.Айская, проспект Октября, 53/ул.50 лет СССР, проспект Октября, 132/3/ул. Кольская, проспект Октября, 18/ул.Галле, ул.Ленина, 26/ул.Коммунистическая, проспект Салавата Юлаева/ул.Районная, 2, проспект Салавата Юлаева/ул.С.Агиша, проспект Салавата Юлаева, 95, проспект Салавата Юлаева, 60. РИМ «...» размещен с 10 августа 2018 года по 24 августа 2018 года. Периодичность выхода РИМ в зависимости от загруженности видеоэкранов составляет 600 показов в день на каждом видеоэкране.

Представленными в материалы дела платежными документами, банковскими выписками, договором об оказании рекламных услуг подтверждён факт оплаты демонстрации вышеуказанного рекламно-информационного материала за период с 10 августа 2018 года по 24 августа 2018 года за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты Исангулова И.Х.

При таких обстоятельствах нарушения Исангуловым И.Х. требований пункта 4 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» за указанный период не допущено.

Также установлено, что 09 июля 2018 года между ООО «Союз-Право» (Заказчик) и ООО «Оптимедиа» (Исполнитель) заключен договор об оказании рекламных услуг по демонстрации Исполнителем представленного Заказчиком видеоролика о рекламе телевизионной программы Башкирского спутникового телевидения «...», на котором изображен сам ведущий программы Исангулов И.Х., указаны его имя и фамилия, также в нем указано время выхода передачи в эфир телепрограммы - вторник в 17.00 час., воскресенье в 21.00 час., наименование и эмблема телеканала Башкирского спутникового телевидения (БСТ).

Согласно пункту 1 Приложения №1 к Договору №112 от 09 июля 2018 года РИМ «...» должен также демонстрироваться на видеоэкранах г.Уфы по вышеуказанным адресам. На 7 видеоэкранах г.Уфы: ул.50-летия Октября,2/ул.Революционная, ул.Жукова, 20/1/ул.Б.Бикбая, ул.Менделеева, 124/ул.Бакалинская, ул.Ленина, 26/ул.Коммунистическая, ул.50-летия Октября, 34/ул.Айская, проспект Октября, 18/ул.Галле, проспект Октября, 53/ул.50 лет СССР – период демонстрации видеоролика с 10 июля 2018 года по 09 августа 2018 года, стоимость демонстрации составляет ... руб. (... руб.).

На остальных 7 экранах, расположенных по адресам: проспект Октября, 132/3/ул. Кольская, трасса Уфа-Аэропорт (въезд), трасса Уфа-Аэропорт (выезд), проспект Салавата Юлаева, 95, проспект Салавата Юлаева/ул.С.Агиша, проспект Салавата Юлаева, 60, проспект Салавата Юлаева/ул.Районная, 2 – период демонстрации видеоролика с 10 сентября 2018 года по 10 декабря 2018 года составляет ... руб.

Общая стоимость демонстрации (размещения) видеороликов на видео экранах, подлежащих оплате Заказчиком, составляет ... руб.

Вместе с тем в пункте 3 Приложения №1 к Договору №112 от 09 июля 2018 года размещен график оплаты, согласно которому:

Платеж №1 за период демонстрации с 10 июля 2018 года по 09 августа 2018 года составляет ... руб.;

Платеж №2 за период демонстрации с 10 сентября 2018 года по 10 декабря 2018 года составляет ... руб.

Стоимость услуг по вышеуказанному договору в размере ... руб. оплачена ООО «Союз-Право», что подтверждается Выпиской АО «Альфа-Банк» о движении денежных средств по расчетному счету ООО «Оптимедиа» от 24 августа 2018 года за период с 01 июня 2018 года по 23 августа 2018 года, платежным поручением №124 от 17 июля 2018 года на сумму ... руб., платежным поручением №126 от 26 июля 2018 года на сумму ... руб.

Установлено, что в период избирательной кампании, в частности в период с 10 июля 2018 года по 09 августа 2018 года, оплата коммерческой рекламы по демонстрации на видео экранах г.Уфы телевизионной программы Башкирского спутникового телевидения «...» в размере ... руб., как это предусмотрено графиком оплаты в Приложении №1 к Договору №112 от 09 июля 2018 года, произведена ООО «Союз-Право». То обстоятельство, что оплата по договору произведена двумя платежами, правого значения для рассматриваемого дела не имеет.

Таким образом, стоимость рекламы, транслируемой в период с 10 июля 2018 года по 09 августа 2018 года, составляет менее 5% от предельного размера избирательного фонда кандидата, предусмотренного пунктом 2 статьи 98 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, то есть менее ... руб.).

На основании вышеизложенного доводы административного истца Дегтева А.А., о том, что расходы Исангулова И.Х. превышают 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, являются неподтвержденными достоверными доказательствами.

Утверждения представителя административного истца о подложности вышеуказанного Приложения №1 к Договору №112 от 09 июля 2018 года носят предположительный характер, и в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подтверждены соответствующими достоверными доказательствами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель; в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и Р.» дано толкование о том, что поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению.

Исходя из данного толкования, действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за определенных кандидатов или против них, то есть не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Исследовав в судебном заседании, представленные административным истцом и представителем Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, фото и видеозаписи вышеуказанных видеороликов суд приходит к выводу о том, что демонстрируемые материалы на видео экранах г. Уфы являются коммерческой рекламой телепередачи «...» и не являются агитационным материалом Исангулова И.Х., поскольку не отвечают критериям, установленным пунктом 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

С учетом изложенного и на основании части 2 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не может быть принят во внимание, представленный стороной административного истца аналитический отчет по результатам исследования по теме «Отношение избирателей к кандидату в депутаты Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан шестого созыва и его рекламному материалу», изготовленный ООО «Симакс».

Распространение вышеуказанной рекламы не преследует цели достижения определенного результата на выборах, следовательно, не может признаваться основанием для отмены регистрации кандидата, предусмотренной подпунктом «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ.

При таких обстоятельствах, требования Дегтева А.А. об отмене регистрации кандидата Исангулова И.Х. на основании подпункта «б» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ удовлетворению не полежат.

В силу пункта 5.1. статьи 68 Кодекса Республики Башкортостан о выборах агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Утверждение административного истца о том, что размещение названия телевизионной передачи «...» в агитационном плакате «Депутат, юрист, журналист, который помог пенсионерке вернуть свои деньги…», приобщенном к материалам дела, нарушает положение пункта 5.1 статьи 68 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, также не является основанием для отмены регистрации кандидата Исангулова И.Х. Поскольку перечень оснований для отмены судом регистрации кандидата, предусмотренный пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Также суд находит не подлежащими удовлетворению требования административного истца об отмене регистрации кандидата Исангулова И.Х. по основаниям неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, ссылаясь при этом на выход в эфир телевизионного канала Башкирского спутникового телевидения телевизионных программ «...» в предвыборный период. В телепередачах 22 июля 2018 года, 29 июля 2018 года ведущим был лично Исангулов И.Х.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

В силу пункта 5 статьи 40 вышеуказанного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Таким образом, под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 названного федерального закона («Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 года).

В ходе рассмотрения дела по существу установлено, что Исангулов И.Х. является ведущим телевизионной передачи «...». Согласно сведениям ГУП ТРК «Башкортостан» РБ указанная передача транслируется телеканалом Башкирского спутникового телевидения на основании гражданского-правового договора от 19 марта 2018 года, заключенного с ООО «Союз-Право», являющегося владельцем исключительных прав на данные передачи. Согласно договору ГУП ТРК «Башкортостан» РБ предоставлено право сообщения передачи в эфире и по кабелю в количестве один раз в неделю плюс один повтор. ООО «Союз-Право» сохраняет за собой право использовать передачи самостоятельно или предоставлять права на их использование третьим лицам по истечении 24 часов после сообщения указанных передач в эфире телеканала «БСТ». Указанный договор не устанавливает запрет ООО «Союз-Право» самостоятельно или с привлечением третьих лиц рекламировать указанную телепередачу, в том числе с использованием средств наружной рекламы.

Утверждение административного истца об увеличении в период избирательной кампании количества выходов в эфир телевизионной передачи «...» в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, приведенные Дегтевым А.А. в административном исковом заявлении обстоятельства, к понятиям использования преимуществ должностного или служебного положения отнесены быть не могут. Доказательств тому административным истцом не представлено.

Судом установлено, что кандидатом Исангуловым И.Х. преимуществ своего должностного или служебного положения использовано не было.

При таких обстоятельствах требования административного истца об отмене регистрации кандидата Исангулова И.Х. по мотиву злоупотребления последним своим должностным или служебным положением, удовлетворению не подлежат.

Довод представителя административного истца, изложенный в письменном пояснении своей позиции о том, что плата за рекламу с 21 июля 2018 года (с момента начала, по мнению истца, предвыборной агитации) по 09 августа 2018 года, то есть за 19 дней составила ... руб. (... руб.), то есть более предусмотренной законом суммы в ... руб., в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения, и опровергается приведенными выше доказательствами.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Дегтева А.А., поскольку предусмотренных законом оснований для отмены регистрации кандидата Исангулова И.Х. на выборах в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Дегтева ФИО18 к Окружной избирательной комиссии по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, Исангулову ФИО19 об отмене регистрации кандидата на выборах в депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан шестого созыва по Новиковскому одномандатному избирательному округу №14, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова