Дело № 3-97/2015
Решение
Именем Российской Федерации
02 октября 2015 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о ликвидации <данные изъяты>»,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в Тверской областной суд с требованием ликвидировать <данные изъяты> и обязать ее учредителей (участников) совершить действия по ликвидации в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования Управление указало, что в результате проведения плановой документарной проверки в период с 28 апреля 2014 года по 28 мая 2014 года в деятельности организации были выявлены нарушения действующего законодательства, в частности, Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон «Об общественных объединениях»), Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).
В нарушение пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией не были представлены запрашиваемые документы.
Разделы 10, 11, 12, 13, 14 Устава Организации, предусматривающие возможность создания ее отделений, не соответствуют статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Решение о переизбрании Председателя Правления Организации от 05 декабря 2012 года нарушает часть 1 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункт 8.1 Устава Организации.
Общим собранием членов Организации не рассмотрены вопросы об определении приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования имущества, утверждении отчетов Правления и Ревизионной комиссии, утверждении финансового плана, избрании Ревизионной комиссии, что является нарушением пункта 6.3 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Нарушена установленная пунктом 6.1 Устава периодичность проведения заседаний Общего собрания членов Организации.
Исключительная компетенция высшего руководящего органа Организации, определенная в абзаце 2 пункта 6.3 Устава, не соответствует положениям пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», так как не включает решение вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов Организации.
Положение пункта 19.1 Устава о порядке принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав не соответствует пункту 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пункту 6.3 Устава.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пункта 7.2 Устава в проверяемый период не проводились заседания Правления.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пункта 9.4 Устава в проверяемый период в организации не проводилась ревизия.
Пункт 4.5 Устава, предусматривающий возможность передачи третьим лицам прав члена Организации, не соответствует пункту 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В Организации должным образом не ведется учет членов, что является нарушением пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 4.4 Устава.
Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2012-2013 годы, что является нарушением абзацев 4, 8, части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации».
Организацией нарушены требования абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым Организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету, утеряна бухгалтерская документация, чем нарушен пункт 3 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Управлением в адрес <данные изъяты>» было вынесено письменное предупреждение от 29 мая 2014 года № 04-29/31, которое было получено ее представителем по доверенности ФИО1 30 мая 2014 года. К установленному предупреждением сроку - 27 августа 2014 года нарушения устранены не были.
В связи с этим на основании составленного Управлением протокола об административном правонарушении постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района города Твери от 03 октября 2014 года организация была привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17 ноября 2014 года Управлением в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в отношении Организации было вынесено представление № 04-30/11, в котором установлен срок устранения нарушений - до 28 января 2015 года.
Поскольку по истечении указанного срока организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от 30 января 2015 года № 51-р ее деятельность была приостановлена до 29 июля 2015 года.
Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации и по домашнему адресу Председателя ее Правления, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения.
До настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений не приняты. Кроме того, в срок до 15 апреля 2015 года Организацией не представлена ежегодная отчетность за 2014 год.
В судебное заседание административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области и заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей не направили. Управлением представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Административный ответчик - <данные изъяты> явку своего представителя в суд не обеспечил. Направленные по указанному в ЕГРЮЛ адресу Организации, а также по домашнему адресу Председателя ее Правления ФИО2 судебные извещения о месте и времени настоящего и предыдущих судебных заседаний возвращены с отметками «истек срок хранения» и «организация не найдена».
Административные ответчики - учредители организации: ФИО3 и ФИО4, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, адресованная им судебная корреспонденция, как и ранее, возвращена за истечением срока хранения в связи с неявкой адресата за ее получением.
От ФИО4 в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, где указано, что против ликвидации Организации она не возражает.
На основании положений статей 150, 152, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 02 февраля 2010 года общим собранием учредителей Тверской региональной общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам» принято решение о создании Организации, утверждении Устава, избрании руководящих органов.
В состав учредителей Организации вошли физические лица: ФИО5, ФИО3, ФИО4
24 февраля 2010 года Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области принято распоряжение № 108-р об осуществлении государственной регистрации создания организации.
03 марта 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица при его создании, ОГРН №
В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области была проведена плановая документарная проверка Тверской региональной общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам» в период с 28 апреля 2014 года по 28 мая 2014 года, в ходе которой выявлены нарушения Организацией действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы.
Между тем, из содержания распоряжения Управления о проведении проверки от 18 апреля 2014 года № 290-р, уведомления о ее проведении, полученного Председателем Правления Организации 21 апреля 2014 года, актов приема-передачи документов, подписанных представителями Управления и Организации, акта документарной проверки 28 мая 2014 года следует, что ряд запрошенных Управлением в рамках проверки документов за 2011-2013 годы, в том числе: о проведенных мероприятиях, отчеты по грантам, выписки из лицевого счета, сведения о членах, документы о расходовании денежных средств, кассовые книги, протоколы заседаний органов управления, справка о расходовании денежных средств, сведения о составе Правления, ревизионной комиссии, распорядительные документы контрольно-ревизионного органа, журнал учета проверок - представлены не были.
Разделы 10, 11, 12, 13, 14 Устава Организации предусматривают возможность создания ее отделений, что противоречит статье 14 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которой структурные подразделения - отделения могут быть только у общероссийских и межрегиональных общественных объединений.
Пункт 4.5 Устава предоставляет возможность передачи прав члена Организации третьим лицам, что не соответствует пункту 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», предусматривающему участие в общем собрании непосредственно членов некоммерческой организации.
Абзац 2 пункта 6.3 Устава не соответствует положениям пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», так как не включает в перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации решение вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов Организации, в то время как в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» Устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий.
Пункт 19.1 Устава, устанавливающий порядок принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав – большинством присутствующих на общем собрании, не соответствует пунктам 3 и 4 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о том, что данное решение должно приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Решение общего собрания членов Организации от 05 декабря 2012 года о переизбрании председателя Правления Организации нарушает часть 1 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», пункт 8.1 Устава Организации, откуда следует, что председатель Правления Организации избирается из числа ее членов, в то время как из протокола Общего собрания членов от 05 декабря 2012 года № 3 следует, что назначенный на должность председателя правления ФИО2 членом организации не является.
В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), общим собранием членов организации, Организацией:
- не рассмотрены вопросы об определении приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества, утверждении отчетов Правления и Ревизионной комиссии, утверждении финансового плана, избрании Ревизионной комиссии, чем нарушен пункт 6.3 Устава;
- не соблюдена периодичность проведения заседаний – не реже одного раза в год, предусмотренная пунктом 6.1. Устава;
- не проводились заседания Правления, чем нарушен пункт 7.2 Устава о необходимости созыва Правления не реже одного раза в квартал;
- не выполнено требование пункта 9.4 Устава о проведении ревизии не реже одного раза в год.
Организация должным образом не ведет учет ее членов, не выполняя требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях», в силу которого участие в общественном объединении должно быть оформлено заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения, а также пункта 4.4. Устава, предусматривающего прием и выход из членов Организации на основании заявления кандидата.
Вопреки требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» у Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.
В нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете», обязывающего экономического субъекта обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений, бухгалтерская документация Организации утеряна.
Кроме того, организацией в Управление не представлена ежегодная отчетность за 2012-2013 годы о деятельности организации, о составе ее руководящих органов о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, необходимость представления которой ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным предусмотрена абзацами 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации».
Доказательств отсутствия возможности своевременно представить уполномоченному территориальному органу государственной регистрации необходимую документацию и вины в нарушении приведенных выше требований законодательства суду не представлено.
29 мая 2014 года по результатам проверки Управлением на основании пункта 5 статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» в адрес Организации было вынесено письменное предупреждение № 04-29/31 об устранении нарушений в срок до 27 августа 2014 года, полученное ее представителем 30 мая 2014 года.
В связи с неустранением нарушений в установленный срок постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района города Твери от 03 октября 2014 года Организация привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17 ноября 2014 года Управлением в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» в адрес руководящего органа Организации внесено представление № 04-30/11 об устранении нарушений до 28 января 2015 года.
30 января 2015 года Управлением на основании части 2 статьи 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» вынесено распоряжение № 51-р о приостановлении деятельности Организации на срок до 29 июля 2015 года, так как ранее выявленные нарушения устранены не были.
Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись Управлением по адресам Организации и Председателя ее Правления, однако корреспонденция была возвращена по истечении срока хранения.
Доказательств принятия мер к устранению выявленных нарушений либо наличия препятствующих тому объективных обстоятельств суду не представлено, несмотря на то, что такие доказательства суд предлагал Организации представить в определении от 07 августа 2015 года о подготовке дела к судебному разбирательству.
Напротив, из заявления Управления следует, что Организацией не представлена ежегодная отчетность за 2014 год.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения являются основаниями ликвидации общественного объединения.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, в связи с чем имеются основания для ее ликвидации. Данная мера реагирования допущенным организацией нарушениям соразмерна.
В соответствии с частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.
Уставом организации орган, уполномоченный на ликвидацию, не определен.
Записью акта о смерти от 06 апреля 2011 года № № подтверждается, что ФИО5 умер 05 апреля 2011 года.
При таких обстоятельствах обязанность по осуществлению ликвидации Организации должна быть возложена на ее учредителей: ФИО3 и ФИО4.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.
Ликвидировать <данные изъяты>
Возложить на учредителей (участников) Тверской региональной общественной организации «Центр содействия гражданским инициативам» - ФИО3 и ФИО4 обязанность провести мероприятия по ее ликвидации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова