ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-98/2014 от 04.12.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

 Дело № 3-98/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 04 декабря 2014 года г. Ижевск

 Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

 председательствующего - судьи Сентяковой Н.Н.,

 при секретаре судебного заседания С.Е.В.,

 с участием:

 представителя истца – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты>» - З.Г.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

 представителя ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - М.М.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

 представителя третьего лица – Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике – Н.Д.М.., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

 представителя третьего лица – Правительства Удмуртской Республики – К.С.В.., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты>» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для завершения строительства комплекса зданий учебно-лабораторного корпуса, расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> рублей;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий, расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> рублей;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебно-опытной конюшни, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в размере <данные изъяты> рублей;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебного корпуса №4, гаражей, лаборатории, расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты> рублей;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебного городка, расположенного по адресу: Удмуртская <адрес>, <адрес> в размере <данные изъяты> рублей,

 о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости,

 у с т а н о в и л:

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «<данные изъяты>» (далее – истец, ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>») обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее – ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером № <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей; с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей.

 В обоснование своих требований истец указал на определение рыночной стоимости данных земельных участков в таком размере ИП ЛМ.А. (отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденный экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ) по состоянию на 1 января 2007 года (на дату установления кадастровой стоимости Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года»).

 Полагает, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости.

 В судебном заседании представитель истца З.Г.П. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» М.М.Н. не возражал против удовлетворения заявленных требований.

 Представитель третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике Н.Д.М.. поддержала доводы письменных пояснений, в которых указано, что заявленные ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» требования являются законными и подлежащими удовлетворению.

 Представитель Правительства Удмуртской Республики К.С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков повлечет значительное уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

 Из письменных пояснений Управления Росреестра по УР следует, что Управление не имеет самостоятельных требований на предмет спора и заинтересованности в исходе данного дела.

 Третье лицо Управление Росреестра по Удмуртской Республике, просило рассмотреть дело без участия представителя Управления. Гражданское дело рассмотрено в отсутствие названного участника процесса.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные сторонами доказательства, суд находит требования ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Из материалов дела следует, что ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» осуществляет владение и пользование следующими земельными участками:

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для завершения строительства комплекса зданий учебно-лабораторного корпуса, расположенного по адресу: <...> Победы, 102 на основании постановления Первого заместителя Главы Администрации г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

 Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» и составляет <данные изъяты> рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Государственный     кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно отчету ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на 1 января 2007 года определена в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии с экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ИП ЛМ.А. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности СРО РОО (ССО-РОО 2010).

 Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами: постановлением первого заместителя главы Администрации г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, отчетом ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспариваются. В том числе, между сторонами нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления Администрации г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

 Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» и составляет <данные изъяты> рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Государственный     кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно отчету ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии с экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ИП ЛМ.А. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности СРО РОО (ССО-РОО 2010).

 Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами: постановлением Администрации г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, отчетом ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспариваются. В том числе, между сторонами нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебно-опытной конюшни, расположенного по адресу: <адрес> местного самоуправления – мэра города Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уточнении Ижевскому сельскохозяйственному институту границ и площади земельного участка конюшни в Первомайском районе. Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

 Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» и составляет <данные изъяты> рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Государственный     кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно отчету ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на 1 января 2007 года определена в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии с экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ИП ЛМ.А. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности СРО РОО (ССО-РОО 2010).

 Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами: свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, отчетом ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспариваются. В том числе, между сторонами нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебного корпуса №, гаражей, лаборатории, расположенного по адресу: <адрес> местного самоуправления – мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

 Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» и составляет <данные изъяты> рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Государственный     кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно отчету ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на 1 января 2007 года определена в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии с экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ИП ЛМ.А. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности СРО РОО (ССО-РОО 2010).

 Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами: постановлением Главы местного самоуправления – мэра г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, отчетом ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспариваются. В том числе, между сторонами нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебного городка, расположенного по адресу: <адрес> вице-мэра г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

 Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» и составляет <данные изъяты> рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Государственный     кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно отчету ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии с экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный отчет ИП ЛМ.А. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности СРО РОО (ССО-РОО 2010).

 Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами: постановлением Первого заместителя Главы Администрации вице-мэра г.Ижевска № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, отчетом ИП ЛМ.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, и сторонами не оспариваются. В том числе, между сторонами нет спора о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года.

 Поскольку кадастровая стоимость перечисленных земельных участков превышает их рыночную стоимость, установленную отчетами об оценке земельных участков, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.

 В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

 Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

 Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

 Согласно п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

 Федеральным законом от 22 июля 2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон от 22 июля 2010г. №167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.

 Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Этим же Законом №167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

 Нормой ст.24.18 названного Федерального закона была предусмотрена возможность оспаривания правообладателями или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодатель предусмотрел возможность установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, на основании рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке

 Вместе с тем, в силу статьей 5 и 6 Федерального закон от 22 июля 2010 года №167-ФЗ, которым введена вышеуказанная норма, к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26 июля 2010 года), не применяются. Соответственно вышеуказанные положения Федерального закона от 22 июля 2010г. №167-ФЗ на спорные правоотношения по настоящему делу не распространяются, и истец не может воспользоваться указанным механизмом, предусмотренным названным Федеральным законом.

 Однако пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

 В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

 Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

 Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

 Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

 На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

 Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 275-О-О).

 Данная позиция отражена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011года №913/11.

 Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

 В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости истцом представлены Отчеты об оценке рыночной стоимости спорных участков, которыми подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости. Экспертными заключениями Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подтверждено соответствие названных Отчетов требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.

 Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков и доказательств в подтверждение указанных возражений участвующими в деле лицами в порядке ст.56 ГПК РФ не представлено.

 С учетом изложенного требования истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со ст.3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

 Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.

 Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

 В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу п.5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

 Согласно приказу Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам РФ, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.

 На территории Удмуртской Республики действует филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, осуществляющий функции органа кадастрового учета.

 Учитывая, что требования заявителя сводятся к определению кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в ГКН, посредством указания их рыночной стоимости, без оспаривания при этом достоверности установленной по результатам государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости спорных земельных участков и без оспаривания законности нормативного акта об ее утверждении, а также принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет внесение соответствующий сведений о кадастровой стоимости земельных участков в ГКН, указанные требования правомерно предъявлены к ФГБУ «ФКП Росреестра» как органу кадастрового учета.

 С учетом изложенного суд находит требования ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 Исковое заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «<данные изъяты>» удовлетворить.

 Установить кадастровую стоимость земельных участков:

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для завершения строительства комплекса зданий учебно-лабораторного корпуса, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> копеек;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для эксплуатации и обслуживания комплекса зданий, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> рублей копеек;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебно-опытной конюшни, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей 00 копеек;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебного корпуса №4, гаражей, лаборатории, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей 00 копеек;

 - с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения учебного городка, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей 00 копеек.

 Решение является основанием для внесения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости с момента вступления в силу судебного акта.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный суд Удмуртской Республики.

 Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2014 года.

 Судья Верховного Суда

 Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

 Копия верна: Судья