ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-98/2015 от 19.06.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2015 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ильиных Е.А.,

при секретаре Петровой Е.В.

с участием прокурора Заика О.В.,

ФИО1, ее представителя ФИО2, представителей ООО «...» ФИО3, ФИО2, представителей Департамента по тарифам <адрес> ФИО4, ФИО5, ФИО6, представителя краевого государственного унитарного предприятия «...» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО8 ФИО14 и ООО «...» о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

Департаментом по тарифам <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения», которое официально опубликовано в издании «...» ДД.ММ.ГГГГ.

Жительница поселка <адрес> ФИО1 и ООО «...» обратились в суд с заявлениями об оспаривании указанного постановления.

В обоснование требований заявители указали, что постановление об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей ФИО15 городского поселения не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а так же Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в оспариваемом нормативном акте не указана дата введения его в действие, что не соответствует положениям пункта 17 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правил).

В нарушение пункта 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг не учтены конструктивные и технические параметры жилых домов – материал стен, материал крыш, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В обжалуемом постановлении Департамента по тарифам <адрес> установлен единый, недифференцированный по конструктивным и техническим параметрам и степени благоустройства домов норматив для всех многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно, в то время как пункт 11 Правил предусматривает дифференциацию нормативов при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных и жилых домов.

В оспариваемом постановлении указано, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения определены расчетным методом. Однако, согласно пункту 22 Правил расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Полагают, что невозможность использования метода аналогов не обоснована. Из текста оспариваемого нормативного акта невозможно установить, каким методом установлен норматив.

В нарушение пункта 43 Правил, регламентирующих порядок применения расчетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды; и пунктов 18-19 раздела П приложения к Правилам, при определении оспариваемого норматива потребления применены не все обязательные для учета показатели, в том числе, общая площадь помещений в многоквартирных домах, общая площадь жилых домов; часовая тепловая нагрузка на отопление (по данным проектной документации или паспортов домов или определенная по установленной формуле), температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых домов (согласно значения, установленным правилами предоставления коммунальных услуг), среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (по данным органов гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд).

Норматив, установленный оспариваемым нормативным правовым актом, тождественен нормативу, ранее использовавшемуся на территории <адрес> городского поселения, несмотря на то, что за период с 2006 по 2014 год почти в половине жилых домов <адрес> городского поселения произошли изменения технических и конструктивных параметров, степени благоустройства.

ФИО1 указала, что проживает в многоквартирном двухэтажном жилом доме, которым по договору управляет ООО «...», осуществляя, в том числе, деятельность по предоставлению услуг теплоснабжения. Дом, в котором проживает заявитель, общедомовым прибором учета не оборудован. Плату за отопление по установленным нормативам начисляет ООО ...». Полагает, что норматив является завышенным, в силу чего нарушается ее право на осуществление расчетов за отопление в соответствии с действующим законодательством.

В заявлении, поданном ООО ...», указано, что общество управляет многоквартирными жилыми домами в пгт. <адрес> по договорам управления. Осуществляя деятельность по оказанию коммунальных услуг, ООО ...» заключило договор теплоснабжения с ресурсоснабжающим предприятием – КГУП «...», которое выставляет ему счета за поставленную тепловую энергию с использованием оспариваемого норматива. Применение данного норматива ООО ...» влечет нарушение прав граждан со стороны управляющей кампании, поскольку будет означать вменение гражданам в обязанность оплачивать услуги по завышенному нормативу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт утвердил норматив, не соответствующий действующему законодательству, его применение нарушает права управляющей организации при взыскании с нее ресурсоснабжающей организацией задолженности, рассчитанной с применением оспариваемого норматива.

Дела по заявлениям ФИО8 ФИО16 и ООО «...» соединены в одно производство на основании части 4 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Представители Департамента по тарифам <адрес> (далее – Департамент) с заявлением не согласились, указали, что при определении оспариваемых нормативов Департаментом применен расчетный метод, который использован ввиду отсутствия представительности выборки количества измерений. Расчет нормативов коммунальной услуги по отоплению в пгт. Ярославский произведен по результатам анализа представленных ресурсоснабжающей организацией КГУП «...» данных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 приложения Правил предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов производится при условии объема предварительной выборки не менее 10 домов.

В пгт. <адрес> из одноэтажных домов с общедомовыми приборами учета установлено 16 домов, в том числе, со стенами из дерева – 1, из кирпича – 1, из панелей – 14. Со стенами из панелей полный отопительный сезон проработали 9 домов (менее 10), что не соответствует условиям объема предварительной выборки.

Из двухэтажных домов с общедомовыми приборами учета установлено 16 домов, из них со стенами из кирпича – 7 домов, со стенами из панелей и шлакоблоков – 9, что так же не позволяет сформировать объем выборки.

Из трехэтажных домов с общедомовыми приборами учета установлено 7 домов.

Из пятиэтажных домов с общедомовыми приборами учета установлено 34 дома, в том числе, со стенами из кирпича – 8 домов, со стенами из панелей – 26. Со стенами из панелей полный отопительный период проработали 22 дома, в том числе, не имеющие нежилых помещений – 20 домов. В 20 домах, попавших в объем предварительной выборки, средний расход по выборке составил 671,07 Гкал. В 12 домах расход тепловой энергии не отличался от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов. Согласно расчету Департамента выборка должна составлять 17 домов, информация по 12 домам, удовлетворяющим всем условиям предварительной выборки, по мнению представителей Департамента, не соответствует представительности выборки.

Для всех категорий домов норматив коммунальной услуги по отоплению ввиду невозможности применения аналогового метода был определен с использованием расчетного метода и составляет: для одноэтажных домов 0,37866 Гкал/кв м, для двухэтажных домов – 0,35143 Гкал/кв м, для трехэтажных домов 0,28464 Гкал/кв м, для пятиэтажных домов расчет норматива Департаментом не производился, так как все пятиэтажные дома оборудованы приборами учета.

Ранее в муниципальном образовании действовал норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в годовом исчислении 0,264 Гкал/кв м Согласно Правил, при условии оплаты только в отопительный период (7 месяцев) ранее действующий месячный норматив составлял 0,037714 Гкал/кВ (0,2646 Гкал/кв м :7).

Рассчитанные нормативы превышают ранее действовавший норматив до 138%, что, в свою очередь, превышает предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы, который определен постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пг, и по <адрес> городскому поселению составляет 106%.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению и порядка осуществления расчета с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на ДД.ММ.ГГГГ, они могут действовать до ДД.ММ.ГГГГ.

На территории <адрес> такое решение было принято, и во всех муниципальных образованиях <адрес> действуют нормативы коммунальной услуги по отоплению, утвержденные ранее органами местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями.

С учетом указанного Постановления и ограничения роста платы граждан предельными индексами Департаментом было принято решение установить нормативы с учетом ранее применяемого норматива на данной территории.

Полагают, что установление норматива в соответствии с предельным индексом изменения размера вносимой гражданами платы не нарушает законные права и интересы заявителей, а нарушает права и интересы ресурсоснабжающей организации.

Представитель КГУП «...» в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ООО «...» и ФИО1 не доказали нарушения своих прав и законных интересов. ООО «...» является исполнителем коммунальных услуг, общество не доказало убытков собственников многоквартирных домов, которыми управляет. Полагает, что заявителями не представлены доказательства того, что установленный постановлением Департамента по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения» норматив является завышенным и экономически необоснованным, не указано, каким должен быть норматив по отношению к оспариваемому. В удовлетворении требований просил отказать.

Выслушав ФИО1, ее представителя ФИО2, представителей ООО «...» ФИО3, ФИО2, представителей Департамента по тарифам <адрес> ФИО4, ФИО5, ФИО6, представителя Краевого государственного унитарного предприятия «...» ФИО7, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Заика О.В., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченные органы).

Департамент по тарифам <адрес>, согласно пункту 2 части 1 Положения о Департаменте по тарифам <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес>-па от ДД.ММ.ГГГГ, является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па).

Оспариваемое постановление Департамента по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей <адрес> городского поселения» принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции субъекта Российской Федерации.

Установленные постановлением нормативы носят обязательный характер для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных, экономических отношений, возникающих в связи с потреблением тепловой энергии.

Постановление было опубликовано в издании «...» ДД.ММ.ГГГГ спецвыпуск (986).

Ранее в Ярославском городском поселении <адрес> муниципального района <адрес> действовал норматив потребления тепловой энергии, равный 0,264 Гкал на 1 кв м за отопительный сезон, установленный решением от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального комитета <адрес> городского поселения.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Арбитражного суда <адрес> вышеуказанное решение <адрес> городского поселения Хорольского муниципального района <адрес> в части утверждения норматива потребления тепловой энергии на отопление жилищного фонда от котельных КГУП «...» в размере 0,264 Гкал на 1 кв м за отопительный сезон признано не соответствующим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а так же расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

В пункте 3 Правил приведено определение следующих понятий – «степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» (качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования), «конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома» - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного или жилого дома.

Согласно подпункту «д» пункта 4 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления – материал стен, крыш, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

Пунктом 6 Правил определено, что в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, применяются показатели, установленные техническими или иными требованиями в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 19, 21-22 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул, согласно приложению к Правилам.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил).

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).

В постановлении об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей <адрес> городского поселения установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, который определен расчетным методом и един для 1-3 и 5 этажных домов до 1999 года постройки включительно – 0,037714 Гкал на 1 кв м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц.

Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода Департамент объяснил отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В обоснование принятого постановления об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей <адрес> городского поселения Департаментом в суд представлены полученные от КГУП «...» расчеты норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях <адрес> муниципального района, в том числе, пгт. Ярославский, оформленные в таблицы; расчеты основных климатических параметров отопительного периода на территории <адрес>, предоставленные государственным бюджетным учреждением «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», оформленные в таблицу; выписка из протокола заседания Правления Департамента по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на котором были установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей <адрес> городского поселения.

В соответствии с пунктом 32 Правил для определения норматива с применением метода аналогов уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг (пункт 33 Правил).

Согласно пункту 34 Правил количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1,2 Приложения к настоящим Правилам. При этом, объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов (пункт 2 Приложения формулы 2,3,4).

По данным, представленным КГУП «...» и использованным при расчетах Департаментом, услуги по теплоснабжению оказываются в следующее количество 1-3-х этажных домов: одноэтажные дома – 114, в том числе, с общедомовыми приборами учета – 16, в том числе со стенами из дерева – 1 (менее 10), со стенами из кирпича – 1 (менее 10), со стенами из панелей – 14. Со стенами из панелей полный отопительный период отапливалось 9 домов (менее 10); двухэтажные дома – 49, в том числе, с общедомовыми приборами учета – 16, в том числе, со стенами из кирпича – 7 (менее10), со стенами из панелей и шлакоблоков – 9 (менее 10); трехэтажные дома – 12, всего с приборами учета – 7 домов (менее 10).

Таким образом, Департаментом обоснованно не применен метод аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 1,2,3 –этажных домов.

В суд представлен расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 1-3-х этажных домов с применением расчетного метода, который составляет: для одноэтажных домов – 0,054094 Гкал на 1 кв м; для двухэтажных домов – 0,050204 Гкал на 1 кв м; для трехэтажных домов – 0,040662 Гкал на 1 кв м.

Согласно Приложению 2 пункта 19 Правил, для определения тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома необходимы, в том числе, показатели t сро – среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (градусов цельсия), t ро – расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления (градусов цельсия), количественное значение которых и случай их применения определены пунктом 44 Правил.

Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период, согласно пункту 44 Правил, определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд.

Указанные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для 1-3-х этажных домов были рассчитаны Департаментом на основании метеорологической информации ФГБУ «...», предоставленной в Департамент ДД.ММ.ГГГГ, то есть за два года до принятия норматива. В данной метеорологической информации указано, что расчеты выполнены по многолетним данным за весь период наблюдений, соответственно, однако, информация за отопительные периоды после 2012 года в представленной информации отсутствует. Иной метеорологической информации Департаментом не запрашивалось.

Таким образом, расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 1-3-х этажных домов был основан на исходных данных, (метеорологической информации), не соответствующих требованию закона.

Кроме того, при применении расчетного метода не были учтены положения пунктов 3,4,11 Правил, имеющих общий характер как для аналогового, так и для расчетного методов. Пункт 11 Правил предполагает применение принципа дифференциации при отсутствии единства трех предусмотренных в нем факторов. В данном случае, имелись основания для дифференциации, поскольку, согласно даже минимального объема запрошенных сведений, дифференциация для 1-3 этажных жилых домов была возможна по этажности.

Исходя из изложенного, требования заявителей в части оспаривания норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 1-3-х этажных домов подлежат удовлетворению.

В части оспаривания норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 5-этажных жилых домов требования так же подлежат удовлетворению в связи со следующим.

По данным, представленным Департаменту КГУП «...», в пгт. <адрес> услуги теплоснабжения оказываются 35 пятиэтажным домам, при этом, во всех домах установлены общедомовые приборы учета, в том числе, в домах со стенами из кирпича установлено 8 приборов учета (менее 10), со стенами из панелей – 27. Полный отопительный период со стенами из панелей отапливалось 23 дома, в том числе, не имеющие нежилых помещений – 21 дом.

В обоснование невозможности установления нормативов коммунальной услуги по отоплению с применением метода аналогов для панельных пятиэтажных домов Департаментом представлен расчет (в материалах дела таблица 2 «Расчет объема выборки»).

Между тем, согласно пункту 33 Правил представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях. В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых имеются нежилые помещения, которые подключены к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

В силу пункта 11 Правил при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а так же климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Для дифференциации групп 5-этажных многоквартирных домов Департаментом использованы данные о материале стен. Иные критерии: материал крыш, объем жилых помещений, износ внутридомовых инженерных систем, площадь ограждающих конструкций и окон – не учитывались.

Представленная в суд таблица исходных данных для расчета нормативов, составленная КГУП «...», не содержит сведений о материале крыш, площади ограждающих конструкций и окон, износе внутридомовых инженерных систем, а так же сведения о нежилых помещениях, подключенных к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованных индивидуальными приборами учета.

В данном случае материал стен не является единственным критерием дифференциации в условиях недоказанности отсутствия различий в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства многоквартирных домов.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что Департамент предпринимал какие-либо меры по формированию выборки многоквартирных домов, отсутствует информация о запросе дополнительных сведений с обоснованием запроса.

Таким образом, Департаментом не представлено доказательств невозможности применения метода аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 5-этажных панельных домов.

Более того, в судебном заседании установлено, что расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для пятиэтажных домов, как кирпичных, так и панельных, фактически, не производился.

При таких обстоятельствах, установление ранее применяемого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с целью недопущения превышения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги – ничем не обосновано.

При таких обстоятельствах, оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> не могут расцениваться как рассчитанные с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Доводы Департамента об отсутствии нарушений прав граждан в связи с тем, что при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению применены положения Постановления губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пг, ограничивающие максимальный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях <адрес> и снижении рассчитанного норматива до уровня прежнего, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают Департамент от обязанности производства расчетов в отношении 5-этажных домов и не подтверждают обоснованность проведенных расчетов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении 1-3 этажных домов пгт. <адрес>.

Суд не согласен с доводами Департамента и КГУП «...» в части отсутствия нарушений прав ООО «...», как исполнителя коммунальных услуг, оспариваемым нормативным актом, поскольку установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения» норматив учтен ГКУП «...» в расчетах при обращении в суд с иском о взыскании с ООО «...» задолженности за поставленную тепловую энергию.

На основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о несоответствии вышеприведенным нормам федерального законодательства постановления Департамента по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей <адрес> городского поселения» в полном объеме.

Постановление подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку применялось в конкретных правоотношениях, на его основании реализованы права граждан и организаций.

Оснований для признания постановления недействующим со дня принятия не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявления ФИО8 ФИО17 и ООО «...» удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления настоящего решения в законную силу постановление Департамента по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей <адрес> городского поселения».

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд.

Председательствующий Е.А. Ильиных