ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-9/14 от 31.12.9999 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего - судьи ФИО5

при секретаре ФИО2,

с участием:

прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации о признании Правил предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, утвержденных постановлением Правительства Республики Ингушетия от 07.06.2013 г. № 107 «Об утверждении Правил предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» противоречащими ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующими в той части, в которой ими не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с приведенными выше требованиями, указывая, что постановлением Правительства Республики Ингушетия от 07.06.2013 г. № 107 утверждены Правила предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела (далее - Правила предоставления субсидий ( грантов).

В связи с тем, что Правила предоставления субсидий (грантов) противоречат ст.78 Бюджетного кодекса РФ заявитель просил признать их недействующими в той части, в которой ими не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Ингушетия ФИО3 поддержала заявленные требования, обосновывая их следующими доводами приведенными в заявлении прокурора.

Так, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг должны определять, в том числе, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрен перечень вопросов, подлежащих регулированию нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регламентирующих предоставление субсидий (названным выше субъектам правоотношений), в том числе, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения гражданского дела Правительство Республики Ингушетия в суд своего представителя не направило и о причинах неявки суду не сообщило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствии представителя Правительства Республики Ингушетия.

Выслушав объяснение представителя прокурора Республики Ингушетия ФИО3, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Ингушетия находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Так, согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 07.06.2013 г. № 107 «Об утверждении Правил предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» утверждены Правила предоставления субсидий (грантов). (Опубликовано: Республиканская общественно-политическая газета «Ингушетия» № 76-77 от 15.06.2013 г.).

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ получателям средств из бюджета, не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий, которые являются новой формой бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера.

Так, в пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ указаны требования к содержанию нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам и другим получателям субсидий.

Одним из таких требований, согласно подпункту 4 пункта 3 данной статьи, является обязательное содержание в нормативном правовом акте – в данном случае в Правилах, - порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Так, прокурор заявил требования о признании Правил предоставления субсидий (грантов) противоречащими подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующими в той части, в которой ими не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Таким образом, исходя из того, что в федеральном законодательстве имеется императивная норма, устанавливающая требования к содержанию нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующего предоставление субсидий, то такое отсутствие влечет признание Правил противоречащими подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 54 Правил, грант подлежит возврату в республиканский бюджет в полном объеме в случае:

а) выявления факта представления недостоверных сведений для участия в конкурсном отборе по предоставлению гранта;

б) отсутствия ведения получателем гранта предпринимательской деятельности.

То есть в Правилах определенно четко приведены случаи, когда средства гранта подлежат возврату.

Из изложенного следует, что в оспариваемых Правилах не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Таким образом, доводы прокурора о признании Правил предоставления субсидий (грантов) противоречащими подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, в связи с отсутствием в указанном нормативном акте порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, суд находит обоснованными.

В соответствии с абзацем 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Как усматривается из материалов дела, Правила предоставления субсидий (грантов), утвержденные постановлением Правительства Республики Ингушетия № 107 от 07.06.2013 г. опубликованы в республиканской общественно-политической газете «Ингушетия» № 76-77 от 15.06.2013 г.

В соответствие со ст. 34 Закона Республики Ингушетия от 07.12.1999 г. (в ред. от 28.09.2013 г.) «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» нормативные правовые акты Республики Ингушетия вступают в силу с даты, указанной в них, если же дата не указана, то по истечении 10 дней со дня опубликования.

Таким образом, учитывая, что в постановлении Правительства РИ от 07.06.2013 г. № 107 не указана дата вступления в силу Правил, а опубликовано данное постановление 15.06.2013 г., то датой вступления в силу данного нормативного правового акта считается 26.06.2013 г.

В пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующие изменения, то есть подпункт 4, внесены Федеральным законом от 02.07.2013 г. №181-ФЗ, в силу данный федеральный закон вступил с 03.07.2013 г.

При изложенных данных, поскольку оспариваемый акт, принят позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую, которому он или его часть не соответствует, а заинтересованной стороной не представлено каких-либо данных о том, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании данного акта были реализованы права граждан и организаций, то суд считает необходимым признать Правила предоставления субсидий (грантов) противоречащими федеральному законодательству, с 03.07.2013 г.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Республики Ингушетия удовлетворить.

Признать Правила предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, утвержденных постановлением Правительства Республики Ингушетия от 07.06.2013 г. № 107 «Об утверждении Правил предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» противоречащими ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующими в той части, в которой ими не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, и недействующими с 3 июля 2013 г., в той части, в которой ими не предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия ФИО6

Решение28.05.2014