ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-9/2012 от 16.03.2012 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

№ _3/ 9___ / 2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2012 года г. Махачкала

Верховный суд Республики Дагестан в составе

председательствующего Магадовой А.В.,

при секретаре судебного заседания Нурмагомедова А.Ю.,

с участием прокурора - прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиевой Ф.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании пункта 9 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348 «О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (далее - Постановление) не соответствующим пункту 3.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и обязании Правительства Республики Дагестан привести названное постановление в соответствие с нормами Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»

установил:

ФИО2 обратилась Верховный суд Республики Дагестан с указанным выше заявлением.

В обоснование заявленных требований заявительница указала, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Агаметова Мирзеабдулахха. В соответствии со ст.21, №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», и абзацом 6, подпункта 2 пункта 3 ст.23.2, №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» имеет право на меру социальной поддержки за счет средств Федерального бюджета, по улучшению жилищных условий общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с чем, она встала в очередь по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005г.

Далее, обратившись за защитой указанных прав в Советский районный суд г. Махачкалы и разрешая, таким образом, возникший с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан спор, она столкнулась с несоответствием нормативного правового акта Республики Дагестан, регулирующим меру и форму предоставления социальной поддержки членов семей, погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с нормами, установленными для указанной категории граждан, Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», то есть законом, имеющим большую юридическую силу.

Несоответствие, по мнению заявительницы, заключается в том, что постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348, регулирующим форму и порядок предоставления безвозмездной субсидии указанным в постановлении категориям граждан, из числа федеральных льготников, в том числе членам семей погибших (умерших) инвалидов (ветеранов) Великой Отечественной войны установлена только одна форма – предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья, тогда как Федеральным законом №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» указанным категориям граждан предоставлено право выбора формы получения социальной поддержки по обеспечению жильем из федерального бюджета либо в соответствии с нормативным правовым актом субъекта, либо путем предоставления заявителю единовременной денежной выплаты в соответствии с п.3.1 статьи 23.2 указанного федерального закона.

В дополнении к указанному заявлению ФИО2 также указала, что в большинстве субъектов Российской Федерации указанная социальная поддержка предоставляется в виде единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение жилья. В соответствии с постановлениями, краевых, областных, администрации и изданными на их основе порядками предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов выплаты так же предоставляются путем перечисления средств на счета ветеранов, открытые в отделениях Сбербанка России.

Правительство Республики Дагестан в лице Министерства юстиции Республики Дагестан возражении на заявление просило отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям изложенным в нем, в частности, ссылаясь на то, что доводы ФИО1 о том, что пункт 9 Порядка противоречит пункту 3.1.статьи 23.2 федерального закона основаны на неправильном толковании норм материального права.

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан в возражении на заявление ФИО1 и в дополнении к возражению указало на то, что заявление ФИО1 не отвечает требованиям ст. 251 ГПК РФ, так как, согласно материалам учетного дела ФИО1 является женой умершего военнослужащего — участника боевых действий на территории других государств (инвалида - участника боевых действий в Венгрии) ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Республики Дагестан по городам Дербент, Дагестанские Огни и Дербентскому району № 103 от 24 марта 2010 года, то есть членом семьи погибшего (умершего) инвалида боевых действий, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ «О ветеранах», в том числе и на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Выделение субсидии на улучшение жилищных условий членам
семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов
боевых действий в соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи
23.2 Закона «О ветеранах» осуществляется исходя из числа лиц, имеющих
право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья
18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного
метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации,
устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Также указало, что в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан 30 декабря 2011 года поступило постановление администрации городского округа «город Дербент» от 15 декабря 2011 года № 1019 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа «город Дербент» от 31 декабря 2009 года 134/4 «О восстановлении ФИО5 и ФИО6 на учет нуждающихся в жилье, о переводе очереди участника ВОВ ФИО4 на вдову ФИО6.». Согласно указанному постановлению очередь на жилье ветерана-участника боевых действий ФИО4 переведена на вдову ФИО1 Мамедсаидовну, как состоящую с 1993 года на учете нуждающихся в жилье из числа вдов погибших (умерших) ветеранов боевых действий.

Вместе с тем пункт 3.1 статьи 23.2 Закона гласит, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона (инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что ФИО1 является вдовой ветерана боевых действий, а не ветерана ВОВ Министерство труда и социального развития Республики Дагестан просило в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

Представитель заявительницы ФИО6 М-А. в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования, по основаниям изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО7 требования заявителя не признала.

Представители Министерства труда и социального развития Республики Дагестан по доверенности ФИО8 и ФИО9 заявленные требования не признали, поддержали позицию Правительства Республики Дагестан и представленные письменные возражения.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Правительства Республики Дагестан, представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиевой Ф.Д., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Республики Дагестан находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ФИО6 М-А., ФИО10 обратились в Советский районный суд г. Махачкалы с иском к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем семьи участника Великой Отечественной войны, семьи инвалида и семьи, имеющей ребенка инвалида – выплате денежных средств на строительство жилья, указав, что ФИО3 Мирзеабдулах, умерший 15 сентября 2005г., являлся участником Великой Отечественной войны.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 24 августа 2010г. исковые требования ФИО1, ФИО6М-А., ФИО10 были удовлетворены. С Министерства труда и социального развития Республики Дагестан взыскана субсидия в пользу ФИО1 в размере 819000 руб., в пользу ФИО6М-А. и ФИО10 в размере 409000 руб. каждому.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 04 февраля 2011г. указанное решение в части удовлетворения исковых требований ФИО1 оставлено без изменения. Решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО6М-А., ФИО10 отменено, по делу в этой части принято решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО6-А. и ФИО10 отказано.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В. от 21 октября 2011г. №20-В11-24 Министерству труда и социального развития Республики Дагестан отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Разрешая указанный спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, об удовлетворении заявленных требований, указав, что ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны и на нее распространяются меры социальной поддержки предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем она должна быть обеспечена жильем, исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации на момент представления денежной выплаты.

При этом с данным выводом суда согласилась и кассационная инстанция.

Согласно п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом изложенного суд не может принять во внимание довод Министерства труда и социального развития Республики Дагестан о том, что ФИО1 является вдовой ветерана боевых действий, а не ветерана Великой Отечественной войны.

Таким образом, суд считает, что заявительница в силу ч.1 ст.251 ГПК РФ правомерно обратилась с указанным выше заявлением.

В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи21 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В силу пункта 1 статьи23.2 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи23.2 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участникам Великой Отечественной войны.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи23.2).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи23.2).

25 декабря 2007года постановлением Правительства Республики Дагестан №348 утвержден оспариваемый Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Данное Постановление принято уполномоченным органом – Правительством Республики Дагестан, по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в пределах компетенции, предоставленной ему статьей 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение.

На момент рассмотрения дела постановление в установленном порядке не отменено и не утратило силу.

В пункте 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007года №348, установлено, что «для перечисления Министерством труда и социального развития Республики Дагестан субсидии для оплаты приобретаемого или строящегося жилья граждане - получатели субсидии в течение срока действия свидетельства обязаны представить договор купли-продажи или договор долевого участия в строительстве жилья, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилье, зарегистрированное в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и банковские реквизиты продавца или застройщика жилья.

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан перечисляет субсидию на счет продавца или застройщика жилья, указанного в договоре купли-продажи жилого помещения или договоре участия в долевом строительстве жилья.

Обязательным условием договора купли-продажи жилого помещения или договора участия в долевом строительстве жилья является выделение из общей стоимости приобретаемого жилья суммы оплаты, производимой за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с настоящим Порядком».

На основании вышеизложенного, суд установил, что оспариваемые положения пункта 9 Порядка приняты в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348, устанавливающего, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семьей, имеющим детей-инвалидов, является предоставление им безвозмездной субсидии на приобретение жилья, а также указанными выше нормами федерального законодательства и права заявительницы на социальное обеспечение, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи23.2 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах" не нарушают.

Таким образом, суд считает доводы ФИО1 о том, что пункт 9 Порядка противоречит пункту 3.1 статьи 23.2 Закона основан на неправильном толковании норм материального права.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. 26, 194-199, 248, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Дагестан

решил:

В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействующим пункта 9 Порядка предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2007 года № 348 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан А.В. Магадова