ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-9/2012 от 18.09.2012 Белгородского областного суда (Белгородская область)

Именем

Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 сентября 2012 года г. Белгород

Белгородский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Черновой И.А.,

при секретаре - Гроицкой Е.Ю.

с участием:

- представителей заявителя ФИО1 - ФИО2, ФИО3,

- представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Белгородской области - ФИО4,

- представителя заинтересованного лица Белгородского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» - Франка Н.М.,

- прокурора Белоусова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 58/477 «Об отмене постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 57/474 «О списке кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы пятого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Белгородскому городскому избирательному округу №5 на дополнительных выборах»,

установил:

Постановлением Белгородской областной Думы от 05.07.2012 № П/17-23-5 на 14 октября 2012 года назначены дополнительные выборы депутата Белгородской областной Думы пятого созыва по Белгородскому городскому избирательному округу №5.

Постановлением Избирательной комиссии Белгородской области (далее - Избирательная комиссия) от 03.09.2012 г. №57/474 заверен список кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее БРО РОДП «ЯБЛОКО») по Белгородскому городскому избирательному округу №5 на дополнительных выборах, в количестве одного человека. К постановлению приложен список в составе одного кандидата – ФИО1

Указанное постановление отменено Избирательной комиссией постановлением от 03.09.2012 г. № 58/477 «Об отмене постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 57/474 «О списке кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы пятого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Белгородскому городскому избирательному округу №5 на дополнительных выборах».

Дело инициировано заявлением ФИО1, которая после уточнения требований просит признать незаконным постановление Избирательной комиссии от 03.09.2012г. № 58/477. Сослалась на принятие данного постановления Избирательной комиссией с превышением полномочий, предоставленных Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательным кодексом Белгородской области, поскольку указанными правовыми актами Избирательной комиссии не предоставлено право отменять принятое этой же комиссией решения о заверении списка кандидатов. Решение о заверении списка кандидатов может быть отменено по жалобе заинтересованных лиц только судом или вышестоящей избирательной комиссией. Оспариваемым постановлением нарушено ее конституционное право на участие в выборах.

В судебном заседании представитель заявительницы ФИО2 заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнил, что оспариваемое постановление принято по инициативе Избирательной комиссии при отсутствии жалоб заинтересованных лиц. Отмена решения о заверении списка не позволила произвести регистрацию кандидата ФИО1, которая дала согласие избирательному объединению на ее выдвижение кандидатом, чем нарушено право заявительницы на участие в выборах. Восстановление нарушенного избирательного права возможно путем отмены оспариваемого постановления. Поскольку для обеспечения участия кандидата ФИО1 в избирательной кампании по выборам, назначенным на 14 октября 2012 г., необходимо принятие немедленных мер, просит в случае удовлетворения заявления ФИО1 обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель заявительницы ФИО3 заявление поддержал. Пояснил, что при принятии решения о заверении списка на заседании Избирательной комиссии присутствовали члены Совета БРО РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 и Щ. Были оглашены представленные избирательным объединением документы, они были оформлены правильно, вопросов по их содержанию у членов комиссии не возникло.

Представитель Избирательной комиссии ФИО4 просил в удовлетворении заявления ФИО1 отказать. Пояснил, что постановление Избирательной комиссии от 03.09.2012 г. № 57/474 о заверении списка кандидатов было принято по результатам проверки представленных БРО РОДП «ЯБЛОКО» документов. Документы были оформлены правильно. Основанием для отмены постановления о заверении списка послужили впоследствии представленные документы, свидетельствующие об отсутствии полномочий БРО РОДП «ЯБЛОКО» на выдвижение списка кандидатов ввиду приостановления деятельности его руководящих органов по решению Бюро партии. Несмотря на то, что нормы права, прямо предусматривающей полномочия Избирательной комиссии по отмене принятых ею постановлений, не имеется, решение об отмене постановления о заверении списка было принято в рамках полномочий Избирательной комиссии по осуществлению функций по организации выборов и контроля за соблюдением избирательных прав. Избирательная комиссия была вправе отменить постановление от 03.09.2012 г. №57/474 о заверении списка кандидатов в составе ФИО1 по открывшимся обстоятельствам.

Представитель БРО РОДП «ЯБЛОКО» ФИО5 просил в удовлетворении заявления отказать ввиду незаконности решения БРО РОДП «ЯБЛОКО» от 02.09.2012 г. о выдвижении ФИО1 кандидатом. Пояснил, что на момент принятия этого решения деятельность руководящих органов БРО РОДП «ЯБЛОКО» была приостановлена решением Бюро РОДП «Яблоко» от 31 августа 2012 г. С указанного времени полномочия руководящих органов БРО РОДП «ЯБЛОКО» исполняет Бюро партии. Кроме того, решение о выдвижении кандидата принято при отсутствии кворума, поскольку до 2 сентября 2012 г. члены регионального Совета Ф. и И. вышли из его состава, а Б. – из членов партии, подав об этом заявления. В структуре БРО РОДП «ЯБЛОКО» не существует Бюро, в представленном решении Бюро БРО РОДП «ЯБЛОКО» отсутствуют надлежащие подпись и печать. Проверка документов, представленных для заверения списка, проведена Избирательной комиссией без достаточной требовательности, нарушения в документах не были учтены. Решение о заверении списка было ошибочным, а его отмена – правильной.

Прокурор Белоусов В.В. полагал, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению. Отмена Избирательной комиссией принятого постановления о заверении списка не противоречит закону, поскольку в Федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательном кодексе Белгородской области нет прямого запрета на отмену Избирательной комиссией своего постановления. Принятие решения о заверении списка отнесено к полномочиям Избирательной комиссии, которая впоследствии изменила решение, устранила имеющиеся недостатки. Эти действия совершены не в рамках обжалования решения, в связи с чем по делу не применимы статья 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статья 25 Избирательного кодекса Белгородской области.

Заслушав представителей заявительницы и заинтересованных лиц, заключение прокурора Белоусова В.В., оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 14.1 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию предусмотренные данным пунктом документы, в том числе по порядку выдвижения списка кандидатов.

Частью 1 статьи 42 Избирательного кодекса Белгородской области предусмотрено заверение организующей выборы избирательной комиссией списков кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательными объединениями, а также установлен порядок представления в избирательную комиссию документов о выдвижении кандидатов списком, порядок и основания принятия Избирательной комиссией решения о заверении списка кандидатов или отказа в его заверении.

Объяснениями представителей ФИО2, ФИО3, ФИО4, постановлением Избирательной комиссии от 03.09.2012 г. №57/474 с приложением (л.д.15, 18), протоколом заседания Избирательной комиссии от 3 сентября 2012 г. № 57, выпиской из протокола №1 от 02.09.2012 г. заседания Бюро БРО РОДП «ЯБЛОКО» (л.д. 17), сведениями о получении комиссией документов (л.д. 19) подтверждается представление БРО РОДП «ЯБЛОКО» 3 сентября 2012 г. в Избирательную комиссию соответствующих документов для заверения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением БРО РОДП «ЯБЛОКО», в составе кандидата ФИО1, а также принятие Избирательной комиссией 3 сентября 2012г. решения (постановления) о заверении данного списка.

В этот же день, после заверения списка, в Избирательную комиссию поступили протокол заседания Бюро РОДП «ЯБЛОКО» № 76 от 31 августа 2012 г. и решение этого Бюро № 1200 от 31 августа 2012 года о приостановлении деятельности руководящих органов БРО РОДП «ЯБЛОКО», что подтверждается копиями указанных документов (л.д. 20-22, 24) и объяснениями представителей сторон.

Как следует из оспариваемого постановления Избирательной комиссии, протокол и решение Бюро РОДП «ЯБЛОКО» послужили основанием для отмены с учетом открывшихся обстоятельств постановления Избирательной комиссии Белгородской области о заверении списка кандидатов от 03.09.2012 г. № 57/474.

Последовательность рассмотрения Избирательной комиссией вопросов о заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением БРО РОДП «ЯБЛОКО», и об отмене постановления о заверении списка подтверждается протоколами заседания Избирательной комиссии № 57 и 58 от 3 сентября 2012 г.

В оспариваемом постановлении наличие полномочия комиссии на отмену ранее принятого постановления о заверении списка мотивировано положениями статьи 23 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 27 Избирательного кодекса Белгородской области.

Между тем, заслуживают внимания доводы представителей заявительницы об отсутствии у Избирательной комиссии таких полномочий, поскольку указанными статьями законов они не предусмотрены.

В части 9 статьи 27 Избирательного кодекса приведен перечень полномочий Избирательной комиссии, который хотя и не является исчерпывающим, но ограничен положениями пункта 27 части 9 данной статьи, согласно которому Избирательная комиссия осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Белгородской области, законами Белгородской области. Такие же положения закреплены частью 10 статьи 23 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При этом федеральными законами, Уставом Белгородской области, законами Белгородской области не предусмотрено право отмены Избирательной комиссией ранее принятого этой же комиссией постановления о заверении списка кандидатов.

В этой связи предусмотренные законодательством полномочия Избирательной комиссии не могут толковаться как допускающие отмену по собственной инициативе решения о заверении списка кандидатов, тем более, что отменой такого решения затрагиваются избирательные права кандидатов, включенных в заверенный список.

Толкование представителем ФИО4 приведенных норм как позволяющих Избирательной комиссии отменить ранее принятое постановление о заверении списка в рамках предоставленных Избирательной комиссии полномочий по организации выборов и осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав (пункт 1 части 9 статьи 27 Избирательного кодекса) является необоснованно расширительным.

Приведенные положения также не позволяют согласиться с заключением прокурора, полагавшего, что при отсутствии в законе прямого запрета отмены Избирательной комиссией ранее принятого постановления наличие такого права предполагается.

Избирательные правоотношения по своей природе относятся к публичным правоотношениям, которые возникают из урегулированных правом общественных отношений на выборах. Субъект публичного права вправе осуществлять свои полномочия в рамках, предписанных законом. Из этого следует, что в сфере применения законодательства о выборах в отношении данного субъекта не действует принцип частного права: что не запрещено законом, то разрешено.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод об обоснованности доводов представителей заявительницы о незаконности оспариваемого постановления от 03.09.2012 г. № 58/477 как принятого Избирательной комиссией с превышением установленной компетенции.

Доводы представителя Франка Н.М. о незаконности решения Бюро БРО РОДП «ЯБЛОКО» от 02.09.2012 г. о выдвижении списка кандидатов и об ошибочности решения Избирательной комиссии о заверении списка кандидатов (ввиду отсутствия Бюро в структуре БРО РОДП «ЯБЛОКО», отсутствия кворума на заседании Бюро, приостановления деятельности руководящих органов БРО РОДП «ЯБЛОКО», ненадлежащего оформления представленных комиссии документов), сами по себе, не опровергают факта принятия Избирательной комиссией оспариваемого постановления с превышением полномочий.

Приведенные обстоятельства могли иметь значение и подлежали оценке при принятии Избирательной комиссией решения о заверении списка, а также при проверке компетентным судом или вышестоящей избирательной комиссией в рамках установленных законом процедур законности постановления о заверении списка по жалобе заинтересованных лиц на данное решение (статьи 75, 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статья 259 ГПК РФ).

Между тем, принятое Избирательной комиссией постановление от 03.09.2012 г. № 57/474 о заверении списка кандидатов обжаловано не было. Законность этого постановления также не является предметом настоящего судебного разбирательства. Заверение списка кандидатов в силу закона не препятствовало Избирательной комиссии при решении вопроса о регистрации списка кандидатов выдвигать претензии к документам, которые явились основанием для его заверения.

Исходя из положений статьи 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во взаимосвязи со статьей 42 Избирательного кодекса РФ, при выдвижении избирательным объединением списка кандидатов требуется регистрация этой инициативы посредством заверения списка Избирательной комиссией. Условием представления кандидатом в избирательную комиссию документов о выдвижении является включение данного кандидата в заверенный список.

Из этого следует, что постановление Избирательной комиссии от 03.09.2012 г. №57/474 о заверении списка кандидатов БРО РОДП «ЯБЛОКО» имело для включенной в данный список ФИО1 самостоятельное юридическое значение, поскольку повлекло возникновение у нее права на представление в соответствующую избирательную комиссию документов о выдвижении. При таких обстоятельствах убедительны доводы представителей заявительницы о нарушении отменой постановления о заверении списка избирательных прав ФИО1

Согласно статье 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящими комиссией или судом.

Нарушенные избирательные права заявительницы, как это следует из объяснений ее представителей и представителя Избирательной комиссии, будут восстановлены в случае отмены оспариваемого постановления, поскольку это позволит заявительнице в соответствии с заверенным списком представить в избирательную комиссию документы о выдвижении для регистрации.

С учетом изложенных обстоятельств, требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку для обеспечения восстановления нарушенного права заявительницы на участие 14 октября 2012 г. в качестве кандидата в дополнительных выборах депутата Белгородской областной Думы пятого созыва в составе списка, выдвинутого БРО РОДП «ЯБЛОКО», необходимо принятие незамедлительных мер, решение подлежит обращению к немедленному исполнению (статья 212 ГПК РФ).

Руководствуясь статьями 198, 259-261 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ФИО1 о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 58/477 «Об отмене постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 57/474 «О списке кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы пятого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Белгородскому городскому избирательному округу №5 на дополнительных выборах» - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 58/477 «Об отмене постановления Избирательной комиссии Белгородской области от 03.09.2012 г. № 57/474 «О списке кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы пятого созыва, выдвинутом избирательным объединением «Белгородское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по Белгородскому городскому избирательному округу №5 на дополнительных выборах».

В соответствии со статьей 212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Чернова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2012 года.

Председательствующий И.А.Чернова