ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-9/2013 от 29.04.2013 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3-9/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» апреля 2013 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора – Пономаревой Е.П.

при секретаре – Протас И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калининградской региональной общественной организации «Охрана, воспроизводство водного, животного мира и лесов Калининградской области» об оспаривании Указа Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Калининградской области на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года» (в редакции Указа от 8 апреля 2013 года № 83) в части установления в Приложениях №№ 3, 4, 5 и 7 квот на добычу охотничьих ресурсов на территории природного парка «Виштынецкий»,

У С Т А Н О В И Л:

1 августа 2012 года в приложении «Официальный вестник Правительства Калининградской области» газеты «Калининградская правда» (№ 134) официально опубликован и в тот же день вступил в силу Указ Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Калининградской области на  период с  01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года».

Приложениями №№ 2-7 утверждены квоты добычи охотничьих ресурсов в Калининградской области, в том числе:

- пунктом 48 Приложения № 3 (в редакции Указа Губернатора от 8 апреля 2013 года № 83 «О внесении изменения в Указ Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168) на территории парка «Виштынецкий» установлена квота на добычу 4 оленей благородных, из них 3 самцов старше 1 года во время гона и 1 особь без подразделения по половому признаку;

- пунктом 4 Приложения № 4 на территории парка «Виштынецкий» установлена квота на добычу 22 косуль европейских, из них 5 самцов старше 1 года во время гона, 9 особей без подразделения по половому признаку и 8 особей до 1 года;

- пунктом 48 Приложения № 5 на территории парка «Виштынецкий» установлена квота на добычу 26 кабанов, из них 13 – взрослые особи и 13 – особи до 1 года;

- пунктом 48 приложения № 7 на территории парка «Виштынецкий» установлена квота на добычу 4 барсуков.

Заявитель полагает Указ Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168 (с учетом изменения, внесенного Указом от 8 апреля 2013 года № 83) в части установления в Приложениях №№ 3, 4, 5 и 7 квот на добычу охотничьих ресурсов на территории природного парка «Виштынецкий» противоречащим закону и нарушающим права общественной организации, созданной в целях защиты видового многообразия, численности и мест обитания флоры и фауны в Калининградской области, поскольку постановлением Правительства Калининградской области от 19 января 2012 года № 9 организован природный парк «Виштынецкий», который не наделен статусом охотничьих угодий, в связи с чем квоты добычи охотничьих ресурсов не могут быть утверждены (п. 15 ст. 1, ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…»). Кроме того, в Положении о природном парке «Виштынецкий» отсутствует указание на возможность осуществления на его территории любительской и спортивной охоты, вследствие чего осуществление такого вида хозяйственной деятельности не отвечает установленным Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» целям и задачам природного парка.

В судебном заседании представитель заявителя Титаренко В.А. изложил в обоснование заявленных требований аналогичные доводы. Также полагал нарушенным установленный приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 норматив допустимого изъятия взрослых самцов оленя благородного.

Представитель Губернатора Калининградской области Готовчик А.Л. просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что допущенное отступление от установленного норматива допустимого изъятия взрослых самцов оленя является несущественным, а иные предусмотренные законодательством критерии установления квот на добычу охотничьих ресурсов соблюдены.

Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к частичному удовлетворению заявленных требований, суд приходит к следующему.

На основании п.п. 3, 7 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…», п. 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утв. приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228, и п. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 20 сентября 2010 года № 496 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Калининградской области» лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года; в документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.

С учетом приведенных норм закона Губернатор Калининградской области в пределах своей компетенции принял Указ от 30 июля 2012 года № 168 об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Калининградской области с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года.

При этом в пунктах 48 Приложений №№ 3, 4, 5 и 7 установлены квоты на добычу охотничьих ресурсов на территории природного парка «Виштынецкий».

Проверяя доводы заявителя о незаконности установления объемов добычи охотничьих ресурсов на территории природного парка, которая не наделена статусом охотничьих угодий, суд находит их ошибочными по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В силу п. 10 Правил охоты, утв. приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512, охота на особо охраняемых природных территориях и иных территориях, на которых установлен особый режим природопользования, осуществляется с соблюдением настоящих Правил, в соответствии с законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях и режимом природопользования, установленным на этих территориях.

Правилами охоты предусмотрено единственное ограничение любительской и спортивной охоты на особо охраняемых природных территориях, а именно: запрет ее осуществления с собаками охотничьих пород (п. 55.1).

Статьей 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определен режим особой охраны территорий природных парков, при этом установлено, что в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий (п. 4); конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления (п. 6).

Природный парк «Виштынецкий» образован постановлением Правительства Калининградской области от 19 января 2012 года № 9 и в соответствии с Положением о парке целью его создания является охрана и восстановление природных ресурсов, организация их использования в рекреационных, оздоровительных и эколого-просветительских целях (п. 2); одной из функций парка является мониторинг состояния популяций копытных животных, контроль за динамикой численности косули, кабана, лося, благородного оленя, определение половозрастной структуры популяции благородного оленя (п. 10).

Согласно главе 3 Положения о природном парке «Виштынецкий» природный парк создан без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев и землепользователей; на территории природного парка «Виштынецкий» выделяются следующие функциональные зоны:

- особо охраняемая зона, которая включает участки, предназначенные для использования в научных целях и выделяемые для обеспечения сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных и растений, а также иных биологических объектов; на территории зоны запрещена любая хозяйственная деятельность (за исключением защитных, противопожарных мероприятий и научных исследований), движение транспортных средств и пешеходов вне основных дорог, соединяющих населенные пункты;

- рекреационная зона регулируемого посещения – территория, на которой создаются благоприятные условия для развития экологического туризма, осмотра достопримечательностей природного парка и кратковременного отдыха в нем; разрешено только рекреационное использование территории, не противоречащее природоохранным целям (экологически ориентированный туризм), которое включает в себя пешие прогулки, велосипедные и конные маршруты, сбор грибов, ягод и плодов для личного потребления; допускается иная рекреационная и хозяйственная деятельность по предварительному согласованию с государственным казенным учреждением Калининградской области «Природный парк «Виштынецкий»;

- рекреационная зона – территория предназначена для экологически ориентированного использования земельных угодий и водоемов, выращивания экологически чистых продуктов питания; экологического, рыболовного и охотничьего туризма; в состав территории входят лесные и открытые участки, не вошедшие в особо охраняемую зону и рекреационную зону регулируемого посещения.

Таким образом, в рекреационной зоне природного парка «Виштынецкий» не запрещена любительская и спортивная охота.

Само по себе использование в Положении о природном парке «Виштынецкий» термина «охотничий туризм» (без конкретизации вида охоты применительно к ст. 12 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов») не свидетельствует об обратном.

Кроме того, суд принимает во внимание, что законодательство об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов предусматривает возможность установления не только квот добычи для охотничьих угодий, но и объемов добычи для территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, в частности, для охоты в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности (ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ) и т.д.

При этом пунктом 1 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» и пунктом 4 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов…, утв. приказом Минприроды России от 23 апреля 2010 года № 121, установлен особый порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территориях с отнесением этой функции к полномочиям природоохранных учреждений, предусмотренных законодательством об особо охраняемых природных территориях, в отличие от выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных или общедоступных охотничьих угодьях.

Порядок принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения изменений в него, утв. приказом Минприроды от 29 июня 2010 года № 228, также содержит понятия «квота добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и «объем добычи охотничьих ресурсов на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов», одновременно устанавливая единую процедуру разработки и принятия соответствующего документа.

Таким образом, то обстоятельство, что природный парк «Виштынецкий» либо его соответствующая функциональная зона не наделены статусом охотничьего угодья, не является препятствием к установлению объемов добычи охотничьих ресурсов на данной территории, являющейся средой обитания охотничьих ресурсов.

Проверяя соблюдение установленной процедуры подготовки и принятия оспариваемого правового акта, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 1 и п. 5.2.51.3 Положения о названном Министерстве, утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 404).

Процедура принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов включает в себя, в частности, проведение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ государственной экологической экспертизы в отношении материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов (ст. 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и п. 9.5 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утв. приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228) и после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы – направление в Минприроды России проекта лимита добычи видов охотничьих ресурсов, в отношении каждого вида которых должны содержаться сведения, в частности, о лимите добычи взрослых особей и особей до 1 года и устанавливаемые квоты добычи для охотничьих угодий и объемы добычи для территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями (п. 9.6 названного порядка, утв. приказом Минприроды от 29 июня 2010 года № 228).

При этом в силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи кабарги, дикого северного оленя, благородного оленя, косулей, лося, овцебыка, серны, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рыси, соболя.

Из материалов дела следует, что материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов в Калининградской области на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, были направлены в Службу по экологическому контролю и надзору Калининградской области и ее приказом от 16 мая 2012 года № 19 утверждено положительное заключение экспертной комиссии данных материалов, но без указания лимита добычи взрослых особей и особей в возрасте до 1 года.

В последующем 18 июля 2012 года письмом № 05-15-29/11207 Минприроды России согласовало лимит добычи лося, косули и благородного оленя с указанием лимита добычи самцов в период гона и особей до 1 года.

При этом в проектных материалах имеются сведения о численности охотничьих ресурсов в текущем году и за предыдущих два года, установленном лимите добычи за два предыдущих года и об освоении такого лимита, как это предписано пунктом 5 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ и пунктом 9.6 Порядка, утв. приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года № 228.

В составе проекта также имеется экспликация охотничьих угодий Калининградской области по охотхозяйствам, участкам общедоступных охотничьих угодий и особо охраняемым природным территориям на 2010 год, где территория природного парка «Виштынецкий» указана как общедоступные охотничьи угодья площадью 24,4 тыс. га.

В соответствии с Положением о природном парке «Виштынецкий», утв. постановлением Правительства Калининградской области от 19 января 2012 года № 9, площадь этого природного парка составляет 22,77 тыс. га.

Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля директор ГКУКО «Природный парк «Виштынецкий» К., указанная в проектных материалах расчетная численность охотничьих ресурсов является верной и была определена только на территории парка методом прогона на пробных площадях, занимающих около 10% территории лесных и полевых угодий.

Таким образом, формально перечень документов, необходимых для принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, имеется.

В то же время, при разработке этого документа в целях поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для расширенного воспроизводства, необходимо соблюдение нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов, которые разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.п. 1, 2, 4 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…»).

Приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» утверждены следующие нормативы:

- нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

- норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку;

- норматив допустимого изъятия взрослых самцов для отдельных видов охотничьих ресурсов;

- нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях.

Так, в приложении 1 к данному приказу Минприроды России содержатся, в частности, нормативы допустимого изъятия в процентах от численности животных на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в зависимости от численности животных на 1000 га).

Эти нормативы, как следует из представленных суду документов, соблюдены.

В частности, при численности в природном парке «Виштынецкий» оленя благородного в 2012 году - 7 особей на 1000 га, норматив допустимого изъятия составляет 10%, а оспариваемым Указом Губернатора Калининградской области установлена квота добычи – 4 оленя благородного (3% от численности).

При численности косули европейской в 2012 году – 15 на 1000 га, норматив допустимого изъятия составляет 18%, а оспариваемым Указом Губернатора установлена квота добычи – 22 косули (7% от численности).

В отношении кабана показатель численности особей на 1000 га не устанавливается, норматив допустимого изъятия – от 3 до 80% от численности животных, который соблюден (при общей расчетной численности кабанов – 259 – квота установлена в 26 кабанов (т.е. 10%).

В отношении барсука показатель численности особей на 1000 га не устанавливается, норматив допустимого изъятия – от 3 до 10% от численности животных, который соблюден (при общей расчетной численности барсуков – 49 – квота установлена в 4 особи (т.е. менее 10%).

Этим же приказом Минприроды России утвержден норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку: для лося, благородного оленя, лани - до 20%, для кабана - от 40% до 80%, для косули - до 50% от квоты.

Данный норматив также соблюден при том, что квота добычи утверждена на территории природного парка «Виштынецкий» для оленя - 0 особей до 1 года (при квоте в 4 оленя), для косули – 8 особей до 1 года (при квоте в 22 косули), для кабана – 13 особей до 1 года (при квоте в 26 кабанов).

В то же время, при распределении утвержденной квоты добычи оленя по особям старше 1 года (самцы во время гона и без подразделения по половому признаку) допущено нарушение требований, содержащихся в Приложении № 1 к приказу Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138.

Так, норматив допустимого изъятия взрослых самцов для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, косули европейская и сибирская во время гона, с неокостеневшими рогами (самцов марала, изюбря, пятнистого оленя, дикого северного оленя) устанавливается не более 25% от квоты.

Принимая во внимание, что Указом Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168 (в редакции Указа Губернатора области от 8 апреля 2013 года № 83) утверждена квота добычи оленя благородного в природном парке «Виштынецкий» - 4 особи (все – старше 1 года) и из них 3 самца во время гона и 1 особь – без подразделения по половому признаку, то норматив допустимого изъятия взрослых самцов во время гона существенно превышает 25% от утвержденной квоты (3 из 4 особей).

Ссылки представителя Губернатора Калининградской области на несущественность допущенного отступления от установленного норматива допустимого изъятия взрослых самцов не свидетельствуют о соблюдении процедуры принятия оспариваемого правового акта в части установления квоты на добычу оленя в парке «Виштынецкий».

То обстоятельство, что в приложении № 3 к заключению экспертной комиссии по проведению экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты охотничьих ресурсов в Калининградской области на период с 1 августа 2012 года до 1 августа 2013 года, указано аналогичное соотношение (3 взрослых самца во время гона из 4 особей), также не может быть признано бесспорным доказательством надлежащего определения квоты добычи оленя благородного на территории природного парка.

Напротив, это обстоятельство свидетельствует лишь об ошибке, допущенной в ходе проведения экологической экспертизы.

Утверждения представителя Губернатора о том, что квота добычи оленя благородного в природном парке «Виштынецкий» значительно ниже максимально возможной (3% от расчетной численности оленей в 153 особи при максимально допустимом нормативе 10%) не имеют существенного правового значения, поскольку норматив допустимого изъятия взрослых самцов производен от квоты, а не от максимального норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Этот же норматив в отношении косули европейской не нарушен (при квоте в 22 особи самцы во время гона составляют 5 особей, т.е. в пределах 25% от квоты).

При таких обстоятельствах суд полагает, что при принятии пункта 48 Приложения № 3 к Указу Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168 (в редакции Указа от 8 апреля 2013 года № 83) допущено нарушение требований ст. 38 Федерального закона Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…») и Приложения 1 к приказу Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», что свидетельствует о несоблюдении установленного порядка принятия оспариваемого правового акта.

С учетом изложенного суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в указанной части.

Поскольку в остальной части процедура принятия правового акта не нарушена, суд находит иные требования заявителя необоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Калининградской региональной общественной организации «Охрана, воспроизводство водного, животного мира и лесов Калининградской области» удовлетворить частично.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу пункт 48 Приложения № 3 к Указу Губернатора Калининградской области от 30 июля 2012 года № 168 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Калининградской области на период с 01 августа 2012 года до 01 августа 2013 года» (в редакции Указа от 8 апреля 2013 года № 83).

Опубликовать информацию о принятом решении в печатном издании – приложении «Официальный вестник Правительства Калининградской области» газеты «Калининградская правда» - после вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «30» апреля 2013 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова

Копия верна: Судья