Дело № 3-9/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ерютина К.И.,
при секретаре Изумрудовой И.Н.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Филатовой О.И.,
представителя Законодательного Собрания Камчатского края ФИО1, представителя Губернатора Камчатского края ФИО2, представителя Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО3,
рассмотрев 8 июля 2014 года в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по заявлению ФИО4 о признании незаконной и недействующей с момента принятия ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края № 615 от 6 июня 2011 года «О краевом материнском (семейном) капитале» (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года),
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с заявлением о признании незаконной и недействующей ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края № 615 от 6 июня 2011 года «О краевом материнском (семейном) капитале» (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года) с момента ее принятия, в части указания критерием предоставления материнского (семейного) капитала наличия у лица регистрации по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет.
В обоснование заявленных требований указала, что Законом Камчатского края № 615 от 6 июня 2011 года «О краевом материнском (семейном) капитале» (далее также Закон), опубликованного в 6 июня 2011 года в газете «Официальные ведомости» № 117, предусмотрено право лиц родивших (усыновивших) третьего или последующего ребенка после 1 января 2011 года, являющихся гражданами Российской Федерации, на получение краевого материнского (семейного) капитала. Часть 1 статьи 4 указанного Закона предусматривала требование о регистрации лиц по месту жительства в Камчатском крае не менее трех. Она и ее семья проживают на территории Камчатского края более 15 лет, дети родились в Камчатском крае. С 1998 года по 2012 год она была зарегистрирована в Камчатском крае по месту пребывания. В связи с рождением третьего ребенка она обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении краевого материнского (семейного) капитала. Однако Министерство социального развития и труда Камчатского края в предоставлении краевого материнского (семейного) капитала ей отказало со ссылкой на ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края № 615 от 6 июня 2011 года, поскольку до 2012 года в Камчатском крае она была зарегистрирована по месту пребывания, а не по месту жительства.
Полагает, что ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края № 615 от 6 июня 2011 года Закона Камчатского края в действовавшей до 19 апреля 2014 года редакции противоречила Федеральному закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что повлекло нарушение ее права на получение краевого материнского (семейного) капитала.
В судебном заседании ФИО4 участия не принимала, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, на удовлетворении заявления настаивала.
Представитель Законодательного Собрания Камчатского края ФИО1 и представитель Губернатора Камчатского края ФИО2 полагали заявлениенеобоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку Законом Камчатского края № 409 от 1 апреля 2014 года в оспариваемые положения Закона внесены изменения: слова «зарегистрированных по месту жительства» заменены словами «и проживающих по месту жительства». Указанные изменения вступили в силу 19 апреля 2014 года, в связи с чем на момент рассмотрения дела предмет спора отсутствует.
Представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО3 полагала заявление не подлежащим удовлетворению по аналогичным основаниям. Пояснила, что ФИО4 обратилась в КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и семейных пособий» за выплатой краевого материнского (семейного) капитала 25 марта 2014 года, а поскольку на момент обращения ФИО4 Закон действовал в прежней редакции, в выплате краевого материнского (семейного) капитала было отказано по причине отсутствия у заявительницы регистрации по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Филатовой О.И., полагавшей заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемая ФИО4 редакция ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале» с 19 апреля 2014 года утратила силу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 76 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 1078 от 24 мая 2011 года принят Закон Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале». Этот Закон опубликован в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» 9 июня 2011 года № 117 и вступил в силу 20 июня 2011 года.
Из ст. 2 данного Закона следует, что его правовой основой являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края и законы Камчатского края. Законом регулируются отношения, связанные с предоставлением краевого материнского (семейного) капитала семьям, проживающим в Камчатском крае, при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка (ч. 1 ст. 1 Закона).
Частью 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале» (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года) предусмотрено, что право на краевой материнский (семейный) капитал возникает у следующих лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, предшествующих дате обращения за краевым материнским (семейным) капиталом:
1) женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующего ребенка;
2) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, а также мужчин, являющихся отцами (усыновителями) ребенка в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из содержания статей 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства», сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, установленное в ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале» (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года) условие, по которому право на краевой материнский (семейный) капитал возникает у лиц, зарегистрированных по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет, носит ограничительный характер, поскольку ставит право на получение материнского (семейного) капитала в зависимость от представления документа, подтверждающего наличие регистрации по месту жительства не менее трех лет, и является обязательным условием для возникновения права на обращение за получением материнского капитала, что противоречит положениям ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 717 от 25 марта 2014 года в абзац первый части 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале» внесены изменения: слова «зарегистрированных по месту жительства» заменены словами «и проживающих по месту жительства».
Указанное постановление опубликовано 8 апреля 2014 года в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» № 98-99, вступило в силу 19 апреля 2014 года.
Доводы представителей заинтересованных лиц о необоснованности заявления ФИО4 со ссылкой на то, что оспариваемые положения ч. 1 ст. 4 Закона с 19 апреля 2014 года утратили силу, судом не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заинтересованными лицами, ФИО4 25 марта 2014 года обратилась с заявлением о предоставлении краевого материнского (семейного) капитала. На момент подачи ею заявления ч. 1 ст. 4 Закона содержала требования о необходимости наличия у заявителя на момент обращения за краевым материнским (семейным) капиталом регистрации по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет (л.д. 24-25).
По результатам рассмотрения заявления ФИО4 Министерством социального развития и труда Камчатского края принято решение об отказе в предоставлении материнского капитала со ссылкой на ч. 1 ст. 4 Закона (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года), поскольку на момент обращения за предоставлением материнского капитала срок регистрации ФИО4 по месту жительства в Камчатском крае составлял менее трех лет, о чем ей сообщено в письменном ответе от 24 апреля 2014 года (л.д. 23).
Исходя из этого, ч. 1 ст. 4 Закона (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года) применялась в отношении ФИО4 и повлекла наступление для нее определенных правовых последствий, выразившихся в принятии решения об отказе в предоставлении ей краевого материнского (семейного) капитала. Суд также учитывает, что прекращение производства по делу приведет фактически к отказу ФИО4 в судебной защите ее прав и свобод, с нарушением которых она связывает свое обращение в суд. Помимо этого, прекращение производства по делу не позволит ФИО4 защитить свои права путем обращения в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ об оспаривании отказа Министерства социального развития и труда в Камчатском крае в предоставлении материнского капитала, поскольку данный отказ основан на действовавшем на момент подачи ФИО4 заявления о предоставлении капитала положении Закона о необходимости наличия на момент обращения за материнским капиталом регистрации по месту жительства в Камчатском крае не менее трех лет.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для прекращения производства по делу по тем основаниям, что спариваемые положения Закона на момент рассмотрения дела судом утратили силу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявление ФИО4 о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 4 Закона Камчатского края (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года) является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
При определении момента, с которого оспариваемые положения Закона должны быть признаны недействующими, суд исходит из того, что этот Закон принят позднее имеющего большую юридическую силу Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и вошел с ним в противоречие с момента вступления в силу, поэтому суд считает необходимым признать недействующей часть 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале» (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года), в части слов «зарегистрированных по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет» со дня вступления в силу данного закона.
Поскольку судом признан недействующим в части нормативный правовой акт, принятый Законодательным Собранием Камчатского края, в пользу ФИО4 на основании ст. 98 ГПК РФ за счет Законодательного Собрания Камчатского края подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д. 5).
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление ФИО4 удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия часть 1 статьи 4 Закона Камчатского края от 6 июня 2011 года № 615 «О краевом материнском (семейном) капитале» (в редакции, действовавшей до 19 апреля 2014 года), в части слов «зарегистрированных по месту жительства в Камчатском крае не менее 3 лет».
Сообщение о вступившем в законную силу решении суда подлежит опубликованию в печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости».
Взыскать с Законодательного Собрания Камчатского края в пользу ФИО4 расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федераций через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.И. Ерютин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 июля 2014 года.