ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-9/2015 от 03.09.2015 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Дело № 3-9/2015

03 сентября 2015 года город Магадан

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский областной суд в составе: председательствующего - судьи Магаданского областного суда Выглева А.В.,

при секретаре судебного заседания Гельман И.В.

с участием:

прокурора Розенберг Н.Л.

представителя Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» ФИО1

представителей Избирательной комиссии Магаданской области - ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по заявлению Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» об оспаривании постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... об отказе в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №....

У С Т А Н О В И Л:

Всероссийская политическая партия «Гражданская инициатива» обратилась в Магаданский областной суд с заявлением об оспаривании постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... об отказе в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №..., возложении обязанности на Избирательную комиссию Магаданской области зарегистрировать областной список кандидатов, выдвинутый Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива».

В обоснование требований заявитель указал, что постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... отказано в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива».

Основаниями отказа в регистрации явилось признание недействительными всех представленных заявителем подписей избирателей в связи с несоблюдением формы подписного листа (в подписном листе указаны сведения о двух кандидатах вместо трёх) и нарушением порядка изготовления подписных листов.

С данным постановлением Избирательной комиссии заявитель не согласен, поскольку Рабочей группой Избирательной комиссии в нарушение пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос о признании всех подписей избирателей недействительными по указанным основаниям не рассматривался, новый итоговый протокол проверки подписных листов не составлялся, в установленные сроки представителям заявителя не вручался.

Указывает, что вопреки выводам Избирательной комиссии подписные листы были изготовлены за счёт средств избирательного фонда, что может быть подтверждено соответствующими банковскими и платёжными документами.

Ссылаясь на часть 5 статьи 14 Закона Магаданской области от 26 марта 2007 года № 829-0З «О выборах депутатов Магаданской областной Думы», считает, что избирательным объединением соблюдена установленная законом форма подписного листа.

Так, в соответствии с указанной нормой в областном списке кандидатов, выдвинутом Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива» и заверенном постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 01 июля 2015 года №..., общеобластная часть списка состоит из двух кандидатов - П. и М., сведения о которых указаны в подписных листах.

Кроме того, заявитель не согласен с признанием недействительными Избирательной комиссией 6 подписей избирателей (З., Д., Ш.Л.., Ш.И., Щ., С.), так как несоответствие действительности сведений об избирателях состояло в незначительных описках и ошибках в фамилиях и наименованиях улиц, которые позволяли однозначно идентифицировать соответствующих избирателей.

Указывает, что в нарушение пункта 6.3, подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на момент составления итогового протокола проверки подписных листов письменное заключение эксперта в распоряжении Рабочей группы отсутствовало, в нарушение пункта 7 статьи 38 указанного Федерального закона копия данного заключения не была выдана уполномоченному представителю заявителя. В результате чего, по мнению заявителя, была нарушена процедура проведения почерковедческой экспертизы и подготовки заключения по его результатам.

Обращает внимание, что в избирательную комиссию Магаданской области были представлены письменные заявления избирателей, чьи подписи были признаны недействительными, о том, что подписи внесены и даты внесения подписей проставлены ими собственноручно.

С учетом изложенного заявитель просит признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №....

Поскольку постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №... по жалобе Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива», при наличии вышеуказанных нарушений, постановление Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... оставлено без изменения, просит также признать незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №....

Представитель заявителя в судебном заседании требования, поддержал по основаниям, изложенным в заявлении при обращении в суд, просил их удовлетворить.

Представители Избирательной комиссии Магаданской области в судебном заседании полагали требования заявителя не подлежащими удовлетворению по доводам, указанным в своем отзыве на заявление Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива».

Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. В этой связи, с учетом мнения прокурора, представителей заявителя и Избирательной комиссии Магаданской области, руководствуясь частью 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и заключение прокурора, полагавшего заявление Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 статьи 3 Закона Магаданской области от 26 марта 2007 года № 829-0З «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» постановлением Магаданской областной Думы от 10 июня 2015 года №... на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Магаданской областной Думы шестого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 15 июня 2015 года №..., принятым в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 15 Закона Магаданской области от 26 марта 2007 года № 829-0З установлено необходимое количество - 559 достоверных и действительных подписей избирателей и предельное количество - 615 подписей избирателей, подлежащих представлению в Избирательную комиссию для регистрации областного списка кандидатов при проведении выборов депутатов Магаданской областной Думы шестого созыва.

28 июля 2015 года уполномоченным представителем избирательного объединения - Всероссийская политической партии «Гражданская инициатива» в Избирательную комиссию Магаданской области представлено 169 подписных листов, содержащих 615 подписей избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей, первый финансовый отчет.

Постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», отказано.

Не согласившись с данным постановлением, избирательное объединение обжаловало его в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №... жалоба Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» оставлена без удовлетворения.

Разрешая требования заявителя о признании незаконными и отмене указанных постановлений Избирательной комиссии Магаданской области и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в связи со следующим.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Магаданской областной Думы определен Законом Магаданской области от 26 марта 2007 года № 829-0З «О выборах депутатов Магаданской областной Думы» (далее - Закон Магаданской области от 26 марта 2007 года № 829-0З).

В соответствии с положениями указанных законов 15 июня 2015 года Избирательная комиссия Магаданской области, реализуя свои полномочия, постановлением №... создала Рабочую группу по проверке подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения областных списков кандидатов в депутаты Магаданской областной Думы шестого созыва и утвердила состав Рабочей группы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Рабочей группой были проверены 112 представленных подписей избирателей (что составляет 20% подписей избирателей от необходимого для регистрации областного списка кандидатов количества подписей), находящихся в папке №... (с 1 по 35 лист), определенных в результате случайной выборки подписных листов.

Согласно итоговому протоколу от 03 августа 2015 года по результатам проверки, проведенной на основании официальной справки ОФМС России по Магаданской области от 31 июля 2015 года №... и заключения эксперта, недействительными и (или) недостоверными были признаны 18 подписей избирателей, что составило 16,07% от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Из них 13 подписей признаны недействительными в связи с несоответствием действительности сведений об избирателях, указанных в подписном листе, в том числе, 7 подписей в связи с несоответствием адреса места жительства избирателей, указанного в подписном листе, сведениям об их регистрации, представленным ОФМС России по Магаданской области.

Недействительность данных 7 подписей по этим основаниям заявителем не оспаривается.

Рассматривая доводы заявителя о действительности и достоверности 6 подписей избирателей (З., Д., Ш.Л.Ш.И., Щ., С.) признанных Избирательной комиссией недействительными, суд приходит к выводу об их необоснованности.

При исследовании в судебном заседании подписных листов и сведений ОФМС России по Магаданской области, изложенных в официальной справке от 31 июля 2015 года №1/6-7161, судом установлено, что фамилии избирателей, указанные в подписных листах («Д.», «Щ.», «З.») не соответствуют фамилиям лиц, зарегистрированных по указанным в подписных листах адресах, согласно сведениям ОФМС России по Магаданской области («Д.», «Щ.», «З.»).

В подписном листе в сведениях о Ш.Л., Ш.И. в наименовании улицы адреса места жительства указано «Дубча», по сведениям ОФМС России по Магаданской области улица адреса места жительства указанных избирателей «Дукча».

В подписном листе в сведениях о С. в адресе места жительства в наименовании села указано «Туйск», по сведениям ОФМС России по Магаданской области - «Тауйск».

Согласно подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Поскольку сведения в подписных листах в отношении избирателей (З., Д., Ш.Л.Ш.И., Щ., С.) не соответствуют информации, содержащейся в официальной справке ОФМС России по Магаданской области, то в силу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Избирательная комиссия обоснованно признала их подписи недействительными.

В этой связи суд не может согласиться с доводами заявителя о незначительных допущенных неточностях и ошибках в написании фамилий и названия улиц, которые позволяют, по мнению заявителя, однозначно идентифицировать соответствующих избирателей.

По смыслу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ указание в подписном листе сведений не соответствующих официальной справке органа, осуществляющего регистрации граждан РФ по месту жительства и месту регистрации в пределах РФ, полученной Избирательной комиссией при проведении проверки подписных листов, является достаточным основанием для признания соответствующей подписи недействительной. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не ставит вопрос о признании подписи действительной в зависимость от возможности идентификации самого избирателя.

Помимо признанных недействительными 13 подписей избирателей по мотиву указания в подписном листе сведений, не соответствующих действительности, Рабочая группа согласно итоговому протоколу от 03 августа 2015 года также пришла к выводу о том, что подписи 2 избирателей и две даты внесения подписей избирателей выполнены избирателями не собственноручно. В отношении одного избирателя (М.Я.) Рабочая группа пришла к выводу, что в дате внесения подписи имеются неоговоренные исправления.

Проверяя довод заявителя о том, что нестандартное написание в подписном листе М.Я. цифры «5» в дате внесения подписи является особенностью его почерка, суд находит его несостоятельным, так как визуальный осмотр даты внесения подписи М.Я. в судебном заседании, позволяет прийти к выводу о наличии в дате не оговоренных исправлений.

Не может суд согласиться и с доводами заявителя о нарушении Избирательной комиссией Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в связи с несоблюдением процедуры проведения почерковедческой экспертизы и подготовки заключения, отсутствием письменного заключения эксперта на момент составления Рабочей группой итогового протокола проверки подписных листов.

Так, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 указанного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Разделом 3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года №..., предусмотрено, что заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.

Из дела следует, что ведомость проверки подписных листов Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива», в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной подписана экспертом С.А., входящим в состав рабочей группы.

Таким образом, заключение эксперта, в виде его подписи, поставленной в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной является надлежащим доказательством, свидетельствующим о недостоверности (недействительности) содержащихся в подписных листах подписей избирателей.

С учетом изложенного ссылка заявителя на представленные в Избирательную комиссию письменные заявления избирателей, чьи подписи были признаны недействительными, о том, что подписи внесены и даты внесения подписей проставлены ими собственноручно, не может быть принята во внимание, поскольку избирательное законодательство, не предусматривает возможность опроса лиц на предмет принадлежности им подписей и проведения почерковедческой экспертизы.

Представленные избирательным объединением заявления избирателей о собственноручном проставлении в подписном листе подписи и даты внесения подписи, сами по себе не могут опровергнуть выводы сделанные экспертом, не ставят под сомнение его квалификацию и добросовестность.

При этом действующим федеральным и областным законодательством такая форма подтверждения действительности (достоверности) подписи как подача избирательным объединением (избирателем) заявления о признании подписи действительной и достоверной не предусмотрена.

Подпунктом «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено признание недействительными подписей избирателей, участников референдума при наличии исправлений в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписей избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом «в1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации списка кандидатов, является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума.

Поскольку при проверке подписных листов, представленных уполномоченным лицом Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива», выявлено 16,07% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, то в силу подпункта «в1» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Избирательной комиссией Магаданской области обоснованно было отказано в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива».

Кроме того, суд соглашается и с доводами Избирательной комиссии Магаданской области о наличии также иного основания отказа в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», в связи с нарушением избирательным объединением формы подписного листа, утвержденной Приложением 4.1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Так, подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Приложением 4.1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ установлено, что в подписном листе обязательно указание фамилии, имени, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов.

Как следует из подписного листа, изготовленного по заказу Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в нем указаны только два кандидата из областного списка - П. и М.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что форма подписного листа Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» не соответствует требованиям, установленным приложением 4.1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, что в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ является основанием для признания недействительными всех подписей избирателей в подписном листе.

При этом ссылка заявителя на часть 5 статьи 14 Закона Магаданской области от 26 марта 2007 года № 829-0З и на то, что постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 01 июля 2015 года №... общеобластная часть списка утверждена в составе двух кандидатов, несостоятельна, поскольку данное обстоятельство не освобождает избирательное объединение от соблюдения требований Федерального законодательства в части указания в подписном листе не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов, ограничений в указании в подписных листах только общеобластной части списка кандидатов федеральное законодательство не содержит.

Как следует из утвержденного постановлением Избирательной комиссии от 01 июля 2015 года №... областного списка кандидатов, выдвинутых Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», список помимо общеобластной части содержит также региональные части, из которых любой кандидат мог быть включен в подписные листы, помимо двух кандидатов П. и М.

Согласно пояснениям представителя заявителя в судебном заседании, каких либо препятствий для выполнения требований Федерального законодательства в этой части у избирательного объединения не имелось.

При этом суд, соглашаясь с выводами Избирательной комиссии Магаданской области, исходит также из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения, либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.

При таких обстоятельствах выводы Избирательной комиссии Магаданской области о несоответствии формы подписного листа Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» требованиям, установленным приложениями 4.1 к Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, и, как следствие, признание в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, являются законными и обоснованными.

Доводы заявителя о принятии оспариваемого постановления с нарушением предусмотренной законом процедуры в части не рассмотрения вопроса о признании всех подписей избирателей недействительными Рабочей группой, не могут быть приняты судом во внимание в связи со следующим.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение вопроса о регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, отнесено непосредственно к компетенции Избирательной комиссии.

Из дела следует, что несоответствие формы подписного листа требованиям законодательства установлены Избирательной комиссией Магаданской области, как коллегиальным органом, непосредственно на заседании, в присутствии уполномоченного представителя избирательного объединения.

При этом избирательное законодательство не исключает возможность установления непосредственно избирательными комиссиями дополнительных обстоятельств, влияющих на принятие решения о регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, после окончания работы Рабочей группы по проверке подписей. Решения Рабочих групп Избирательной комиссии имеют рекомендательный характер и подлежат обязательной оценке непосредственно комиссией.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами Избирательной комиссии Магаданской области о нарушении избирательным объединением при изготовлении подписных листов требований пункта 5 статьи 37 и пункта 6 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда.

В пункте 5 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ содержится исчерпывающий перечень источников, за счет которых могут создаваться избирательные фонды кандидатов, в частности, собственные средства кандидата (подпункт «а») и добровольные пожертвования граждан (подпункт «в»). В пункте 6 этой же статьи определен круг субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов. Среди них указаны анонимные жертвователи - граждане, которые не указали в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства или указали недостоверные сведения (подпункт "н").

Судом установлено, что 03 июля 2015 года уполномоченный представитель избирательного объединения Л., имеющий соответствующие полномочия (доверенность от 22 июня 2015 года с указанием адреса места жительства), объявлением на взнос наличными №... внес на специальный избирательный счет №... избирательного объединения <.......> рублей, указав свою фамилию, имя и отчество.

В этот же день 03 июля 2015 года со специального избирательного счёта заявителя были выполнены 2 платежа на сумму <.......> и <.......> рублей за изготовление двух партий подписных листов (первая партия была изготовлена физическим лицом на основании гражданско-правового договора после оплаты, вторая - юридическим лицом после выставления счёта и его оплаты).

Поскольку открытие уполномоченным лицом избирательного объединения специального избирательного счета и внесение им на этот счет избирательного объединения денежных средств, с указанием своей фамилии, имя и отчества позволяло с достаточной вероятностью идентифицировать лицо, внесшее денежные средства, что не свидетельствует об анонимности платежа, суд приходит к выводу, что оплата подписных листов произведена за счёт средств избирательного фонда Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива».

Однако, в связи с тем, что в ходе судебного разбирательства установлено наличие двух самостоятельных оснований для отказа в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», как по подпункту «в1» пункта 25 статьи 38, так и по подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, заявление избирательного объединения о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... об отказе в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного суд также находит не подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №..., оставившей без удовлетворения жалобу Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» на постановление Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №....

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Магаданской области от 06 августа 2015 года №... об отказе в регистрации областного списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Гражданская инициатива», постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2015 года №... отказать в полном объеме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда - 04 сентября 2015 года.

Судья Магаданского

областного суда А.В. Выглев