Дело №3а-9/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2015 года г. Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Бабугоевой Л.М.
при секретаре Туменовой А.А.
с участием прокурора Мокаева А.М.,
представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО2 ФИО17, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору ФИО3 ФИО16, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, и ФИО5 ФИО18, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3а-9/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о признании Постановления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики №80 от 30 декабря 2013 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории ФИО4-Балкарской Республики» недействующим с начала отопительного сезона на 2015 – 2016 годы,
У С Т А Н О В И Л:
Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (далее Министерство энергетики и тарифной политики КБР) 30 декабря 2013 года принято Постановление №80 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики».
Постановление опубликовано в газете «Официальная Кабардино-Балкария» №1 за 10 января 2014 года.
Постановлением утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению природным газом, определенные с применением расчетного метода:
на приготовление пищи, подогрев воды и отопление жилых помещений согласно Приложению №1;
на отопление теплиц, гаражей и содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно Приложению №1.
В частности, норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений был установлен в размере 6,6 куб. м/ кв. м.
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее по тексту ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», Общество) обратилось в Верховный Суд Кабардино – Балкарской Республики с заявлением о признании указанного Постановления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2013 года №80 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики» недействующим с начала отопительного сезона на 2015 – 2016 годы, ссылаясь на то, что оно в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6,6 куб. м/ кв. м. противоречит постановлениям Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа».
После уточнения оснований заявленных требований, Общество в окончательном виде обосновало их тем, что:
- сведения, необходимые для расчета нормативов потребления природного газа, были запрошены Министерством энергетики и тарифной политики КБР у Общества письмом от 26 декабря 2013 года и направлены (т.1, л.д.123) на бумажном носителе письмом от 31 декабря 2013 года за подписью заместителя директора Филиала Общества в Кабардино – Балкарской Республике, а оспариваемое Постановление №80 об утверждении нормативов принято за день до этого – 30 декабря 2013 года, на основании идентичных сведений, но полученных Министерством энергетики 27 декабря 2013 года по электронной почте, что, по мнению Общества, является нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 13июня 2006 года N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» о производстве расчетов нормативов совместно с газоснабжающими организациями;
- Министерство энергетики и тарифной политики КБР при определении нормы потребления природного газа на индивидуальное отопление жилых помещений нарушило требования пунктов 5.1-5.3 Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Минрегиона Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83 (далее Методика от 13 июля 2006 года), определив среднюю площадь одного отапливаемого жилого помещения в Кабардино – Балкарской Республике равной 92,8 квадратных метров, исходя из всего объема жилого фонда всех абонентов Республики, без учета того, что большая часть указанного фонда оборудована приборами учета газа, а фактически средняя площадь одного отапливаемого жилого помещения в Кабардино – Балкарской Республике, исходя из общей площади жилого фонда, не оборудованного приборами учета газа, составляет не более 64 квадратных метров;
- пунктом 3 Приложения Е Методики от 13 июля 2006 года рекомендовано использовать значение коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции по практическим данным, и его значения варьируются в пределах от 1,1 до 3,0. При расчете оспариваемого норматива было использовано значение 2, без обоснования использования именно этого значения, тогда как жилой фонд абонентов, использующих газ для отопления и рассчитывающихся по нормативам в Республике, изношен и следовало использовать максимальное значение коэффициента -3;
- при расчете норматива использовано значение параметра коэффициента полезного действия (КПД) отопительной системы в размере 67% при дельте 65-75%, имеющейся в пункте 5.6 Приложения Б Методики от 13 июля 2006 года, без указания основания выбора этого размера, тогда как значительное количество абонентов, рассчитывающихся по нормативам, используют несертифицированное отопительное оборудование и расчет следовало произвести с применением размера 65%;
- при расчете норматива потребления природного газа на отопление в разделе усредненные объемно планировочные показатели жилых зданий, в графе 8 «высота здания», рассчитанная в соответствии с предусмотренной в Приложении Ж Таблицы Ж-1 Методики от 13 июля 2006 года формулой h0T (N+1,5) равнялась 6,25 метров, однако путем применения арифметического округления значения «высота здания» неправильноопределена в размере 6,0 метров и данная неточность привела к уменьшению конечного значения норматива;
- расчет нормативов, утвержденных оспариваемым Постановлением, в нарушение постановлений Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, № 373 от 13 июня 2006 года и Методики от 13 июля 2006 года, произведен с использованием показателей: нормируемое сопротивление воздухопроницанию ограждающих конструкций зданий; коэффициент превышения нормируемой воздухопроницаемости в эксплуатируемых жилых зданиях, предусмотренных в Методике расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 340 от 15 августа 2009 года.
Вышеуказанные нарушения, допущенные при производстве расчетов норматива, считает ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», привели к неправильному, заниженному определению норматива потребления газа на отопление жилых помещений в размере 6,6 кубических метров на 1 квадратный метр, тогда как размер норматива на отопление должен составлять свыше 8 кубических метров газа на 1 квадратный метр. В результате принятия Постановления №80 от 30 декабря 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» несет убытки, так как установленный норматив в размере 6,6 куб. м/ кв. м. не обеспечивает в полном объеме возмещения затрат, связанных с реализацией газа.
Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 11 февраля 2014 года N 30-УГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики преобразовано в Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике и тарифам ( далее Госкомитет КБР по энергетике и тарифам) и на основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица вновь возникшему юридическому лицу, определением суда от 18 мая 2015 года Госкомитет КБР по энергетике и тарифам привлечен к участию в качестве заинтересованного лица.
Госкомитет КБР по энергетике и тарифам не признал заявленных ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим федеральному законодательству.
Из возражения Госкомитета на заявление ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», дополнении к этому возражению, а также из объяснений представителей данного учреждения в судебных заседаниях следует, что оспариваемый нормативный акт принят полномочным органом, законодательству Российской Федерации не противоречит, права и свободы заявителя не нарушает.
Расчеты, положенные в основу утвержденных нормативов потребления газа по различным направлениям его использования, произведены по формулам Методики от 13 июля 2006 года с применением территориальных коэффициентов, учитывающих особенности газопотребления в регионе, объемно-планировочных показателей жилых зданий, приведенных в Приложениях методики, а также на основании информации из абонентской базы данных ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Необходимая для производства расчетов информация была запрошена Министерством энергетики и тарифной политики КБР 26 декабря 2013 года от газоснабжающей организации и получена по электронной почте 27 декабря 2013 года. Сведения на бумажном носителе были представлены Обществом Министерству 31 декабря 2013 года, и они были полностью идентичными сведениям, поступившим по электронной почте 27 декабря 2013 года и положенным в основу расчетов.
Применение при производстве расчетов Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 340 от 15 августа 2009 года, имело место только в отношении необходимых для производства расчетов показателей: нормируемое сопротивление воздухопроницанию ограждающих конструкций зданий; коэффициент превышения нормируемой воздухопроницаемости в эксплуатируемых жилых зданиях, отсутствующих в Методике от 13 июля 2006 года, но имеющихся в Приложениях к Методике от 15 августа 2009 года для сжиженного газа.
По информации газоснабжающей организации общая отапливаемая площадь жилого фонда Кабардино-Балкарской Республики в конце декабря 2013 года составляла 12072019 квадратных метров, количество абонентов, на которых приходилось указанная площадь - 130093 единиц. Из этой площади 1 768 445 квадратных метров приходилось на 27665 абонентов, не имеющих приборов учета газа. Средняя отапливаемая площадь одного дома (квартиры) составила 92,8 кв.м. (12 072 019 / 130093), а средняя отапливаемая площадь одного дома (квартиры), без установленных приборов учета, составила 63,9 кв.м. (1768445 / 27665). В силу того, что в соответствии с разделом 1 Методики от 13 июля 2006 года нормативы потребления газа, определяемые по Методике, предназначены не только для потребителей, не имеющих приборов учета газа, но и рассчитаны на случаи неисправности этих приборов или истечения межповерочного периода, в основу расчета норматива был положен показатель средней площади одного дома (квартиры) - 92,8 кв. м., однако были произведены варианты расчета с применением размера данного показателя 63,9 кв.м.
Госкомитет КБР по энергетике и тарифам признает также применение при производстве расчетов значения коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции равного 2, исходя из предусмотренного пунктом 3 Приложения Е Методики от 13 июля 2006 года диапазона значения в пределах от 1,1 до 3,0, значения КПД отопительной системы – 0, 67 % из заданного Методикой от 13 июля 2006 года диапазона 0,65% - 0,75 %, а также применение арифметического округления показателя высоты здания с 6,25 метров до 6,0 метров.
Вместе с тем, считает Госкомитет КБР по энергетике и тарифам, применение указанных показателей при производстве расчетов не нарушило и не могло нарушить прав и интересов ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», так как размер нормы расхода газа на отопление жилых помещений, полученный в результате этих расчетов с применением указанных значений, равнялся 5,0526 куб.м./ кв.м. при определении средней площади одной квартиры равной 92, 8 кв.м. или 5,246 куб.м./ кв.м. при определении средней площади одной квартиры равной 63,9 кв.м.
Эти результаты расчетов (5,0526 куб.м./ кв.м. или 5,246 куб.м./ кв.м.) не утверждались оспариваемым Постановлением Министерства энергетики и тарифной политики КБР от 30 декабря 2013 года №80 в качестве норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопление жилых помещений и не могли быть утверждены, поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 минимально допустимая норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками на территории Кабардино – Балкарской Республики, установлена в размере 6,6 куб.м./ кв.м.
В силу того, что полученные реально результаты по двум вариантам расчета нормативов, как при определении средней площади одной квартиры равной 92, 8 кв.м., так и при определении данного параметра в 63,9 кв.м., были меньше 6,6 куб.м./ кв.м., оспариваемым Постановлением №80 от 30 декабря 2013 года был утвержден минимально допустимый по Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 норматив – в размере 6.6 куб.м./ кв.м.
Не соответствуют действительности и являются голословными, по мнению Госкомитета КБР по энергетике и тарифам, утверждения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о том, что в случае применения в расчетах нормы потребления газа, используемого для отопления жилых помещений показателей: средней площади одной квартиры равной 63,9 кв.м., коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции в размере 3, высоты здания – 6,25 м., КПД отопительной системы – 0, 65 %, нормативпотребления газа вырос бы до 8 и более куб.м./ кв.м., поскольку законных оснований для применения в расчетах приведенных значений указанных показателей нет, но даже и в случае их применения, норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений Республики, равнялась бы 6,4964 куб.м./ кв.м., что также меньше, чем утвержденный норматив - 6.6 куб.м./ кв.м.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»- ФИО2 ФИО21 поддержал заявленные требования по доводам, изложенным выше, представители Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору ФИО3 ФИО19 и ФИО5 ФИО20 просили отконить заявленные требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях Госкомитета.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» требования, подлежащими отклонению, судебные прения, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Правила № 306 закрепляют, что норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (абзац четвертый пункта 2).
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативногоправовогоакта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативнымправовымактом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшей в момент обращения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» с заявлением по настоящему делу, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании части 7 статьи 213 данного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов (пункт 17 Правил №306 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации №4 от 16 апреля 2013 года).
На территории Кабардино Балкарской Республики в соответствии «Положением о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики», утвержденном Постановлением Правительства Кабардино Балкарской Республики от 28 ноября 2012 года N 264-ПП, обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг была возложена на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино -Балкарской Республики.
Оспариваемое Постановление №80 от 30 декабря 2013 года является нормативным правовым актом, поскольку оно направлено на установление правовых норм, рассчитанных на многократное применение, принято Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино - Балкарской Республики в пределах его компетенции и было опубликовано в газете «Официальная Кабардино-Балкария» №1 за 10 января 2014 года.
Согласно пунктам 13 и 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению №1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Утвержденные Постановлением Министерства энергетики и тарифной политики КБР №80 от 30 декабря 2013 года нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению определены с применением расчетного метода, и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не оспаривает правильность выбора указанного метода, признает, что к декабрю 2013 года не было необходимых условий для применения метода аналогов по причине отсутствия данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Вместе с тем, оспаривание указанного Постановления Министерства энергетики и тарифной политики КБР №80 от 30 декабря 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» мотивирует установлением заниженного норматива потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками, в размере 6,6 куб.м./ кв.м., определенного, по мнению заявителя, с нарушением порядка расчета норматива, предусмотренного Методикой от 13 июля 2006 года.
В соответствии с пунктом 47 Правил №306 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых: для природного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации; для сжиженного углеводородного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 83 утверждена Методика расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа.
На основании пункта 46 Правил норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из следующих направлений использования:
а) приготовление пищи с использованием газовых плит;
б) подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд с использованием газового нагревателя или газовой плиты (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения);
в) отопление (при отсутствии централизованного отопления).
В соответствии с Методикой от 13 июля 2006 года нормы (объем) потребления газа населением устанавливаются расчетным методом (теплотехническим расчетом) по следующим направлениям его использования: приготовление пищи и горячей воды при наличии газового водонагревателя; приготовление горячей воды при отсутствии газового водонагревателя; индивидуальное отопление жилых помещений; отопление бань, теплиц и гаражей; содержание животных и домашней птицы в личном подсобном хозяйстве.
Оспариваемое Постановление №80 от 30 декабря 2013 года соответствует содержанию этих норм, им утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению природным газом:
на приготовление пищи, подогрев воды и отопление жилых помещений согласно Приложению №1;
на отопление теплиц, гаражей и содержание животных в личном подсобном хозяйстве согласно Приложению №1 ( т.1, л.д. 12,13).
Довод ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о том, что расчет нормативов должен был быть произведен Министерством энергетики и тарифной политики КБР совместно с Обществом – поставщиком газа, не соответствует законодательству.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» предусматривает расчет нормативов потребления коммунальных услуг совместно с газоснабжающими организациями только для муниципальных образований ( пункт 2).
Необоснован и довод заявителя о незаконности произведенных Министерством энергетики и тарифной политики КБР расчетов в связи с тем, что к моменту принятия Постановления №80 от 30 декабря 2013 года Министерство не располагало сведениями, необходимыми для производства расчета нормативов, полученными от Общества – газоснабжающей организации в установленном порядке, проверены судом и не нашли подтверждения.
Согласно пункту 9 Правил №306 нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В частности, в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил №306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в случаях внесения изменений в эти Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
По делу установлено, что Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 25 января 2003 года N 16-ПП «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению» были утверждены нормативы на природный газ, отпускаемый населению. Указанные нормативы в редакции Постановления Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 24 февраля 2011 года N 45-ПП действовали до конца 2013 года.
Ссылаясь на несоответствие этих нормативов действующему законодательству, в частности Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 об утверждении Правил №306 и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Прокурор Кабардино – Балкарской Республики 30 сентября 2013 года внес в адрес Правительства Кабардино – Балкарской Республики представление о приведении нормативов потребления газа в соответствие с действующим законоательством ( т.1, л.д. 80 -82).
Согласно пункту 38 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации №4 от 16 апреля 2013 года) при снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются:
а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг;
б) адрес многоквартирного дома или жилого дома;
в) число проживающих жителей;
г) количество квартир;
д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома;
е) дата и время снятия показаний приборов учета;
ж) количество этажей;
з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа.
Во исполнения названного представления Прокурора Кабардино – Балкарской Республики, Министерство энергетики и тарифной политики КБР письмом от 26 декабря 2013 года №07/4015 истребовало от ресурсоснабжающей организации - ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», предусмотренные пунктом 38 Правил сведения, необходимые для производства расчета нормативов, и эти сведения направлены Министерству 27 декабря 2013 года по электронной почте в виде двух писем: информации о количестве абонентов физических лиц и размера отопительной площади, теплиц и гаражей на территории Кабардино – Балкарской Республики за подписью начальника отдела по работе с населением ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО7 и информации о калорийности газа, поставленного в ФИО4 – Балкарскую Республику за период с января 2009 года по ноябрь 2013 года, за подписью начальника ОДС Общества ФИО8 ( т.1, л.д.123, 89-90, 114-115).
Эти же письма на бумажном носителе были направлены и поступили в Министерство энергетики и тарифной политики КБР 31 декабря 2013 года (т.1, л.д.64-66).
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» признал в судебном заседании тот факт, что Министерство энергетики и тарифной политики КБР получило по электронной почте вышеуказанные письма за подписями должностных лиц Общества- ФИО7 и ФИО8 27 декабря 2013 года до принятия обжалуемого Постановления №80, признал также их полную идентичность с теми письмами, которые были направлены Обществом Министерству 31 декабря 2013 года на бумажном носителе, вместе с тем он полагает неправомерным использование Министерством для производства расчетов нормативов потребления газа сведений, полученных по электронной почте без подписи руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».
Суд находит эти доводы ошибочными, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 и утвержденные этим Постановлением Правила №306, Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83 и утвержденная этим Приказом Методика от 13 июля 2006 года не урегулировали порядок взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций, а действующее законодательство не содержит запрета на получение указанным уполномоченным органом от ресурсоснабжающей организации сведений, необходимых для расчета нормативов потребления коммунальных услуг, посредством электронной почты или иной связи.
В соответствии со статьей Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений является одной из задач административного судопроизводства. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы ( часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания соблюдения установленного законом порядка принятия оспариваемого нормативного акта и соответствия его или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Это же норма возлагает на административного истца обязанность доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом.
В нарушение этих требований закона, обосновывая свои требования о признании Постановления Министерства энергетики и тарифной политики КБР от 30 декабря 2013 года №80 недействующим тем, что этим постановлением установлен заниженный норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6,6 куб.м./ кв.м., и в силу этого Общество с момента введения в действие норматива несет существенные убытки, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не представило суду доказательств существования этих убытков, механизма их возникновения и их размера.
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО1 заявил суду, что из года в год ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»- являющийся единственным поставщиком сетевого газа на территорию Кабардино – Балкарской Республики – несет потери в виде разбаланса, выражающиеся в неполучении Обществом платы за определенное количество газа, числящегося поступившим на территорию Кабардино – Балкарской Республики. Из его объяснений суду следует, что около 10 процентов этих потерь, возможно, вызваны установлением оспариваемым Постановлением от 30 декабря 2013 года №80 заниженного норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6,6 куб.м./ кв.м., однако каких – либо доказательств (расчетов) этого предположения суду не представлено.
Кроме того, довод об увеличении разбаланса газа установлением норматива потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6,6 куб.м./ кв.м. сам по себе не состоятелен, поскольку в соответствии с Информационным письмом Федеральной службы по тарифам от 28 июня 2005 года N СН-3923/9, разница между общим объемом газа, поступившим от поставщика (по данным узлов учета газа, установленных на ГРС), и объемом газа, реализованным потребителям, в том числе населению и ГРО (по данным приборов учета газа у потребителей или в случае их отсутствия или несоответствия требованиям стандартов - по установленным нормативам потребления и/или проектной мощности газоиспользующего оборудования), образует разбаланс газа, который, как правило, обусловлен следующими причинами:
а) отклонение объемов фактического потребления газа населением от утвержденных в установленном порядке нормативов потребления;
б) отклонение объемов фактического расхода газа ГРО на технологические нужды от объема, рассчитанного по действующим нормам и зафиксированного в договоре поставки газа на технологические нужды ГРО;
в) проведение аварийных работ, а также внеплановых ремонтных работ;
г) технологические потери газа в системах газораспределения (эксплуатационные утечки и т.п.);
д) погрешность измерений установленных приборов учета газа у промышленных потребителей и населения и существующие проблемы с приведением измеряемых объемов газа к нормальным условиям;
е) несоблюдение технологического режима транспортировки газа.
Ответственность за разбаланс газа, обусловленный вышеуказанными причинами, по мнению ФСТ России, распределяется между поставщиком газа и ГРО.
Таким образом, потери поставщика газа от установления заниженного норматива не образуют разбаланса газа.
К тому же, представленная суду таблица разбаланса газа, поставленного в Кабардино-Балкарскую Республику за период с 2006 года по 2015 год, свидетельствуют о снижении размера потерь в результате разбаланса с 2014 года – с момента введения в действие оспариваемых нормативов ( т.2 л.д. 122).
Утверждения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о том, что оспариваемый норматив потребления газа на отопление жилых помещений в размере 6,6 куб.м./ кв.м. установлен с нарушением предусмотренного Методикой от 13 июля 2006 года порядка расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, исходя из неправильного определения общей площади жилого фонда, не оборудованного приборами учета газа, в 92,8 кв.м., а не 64 кв.м., неправильного использования значений: коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции 2, а не 3, параметра коэффициента полезного действия (КПД) отопительной системы в размере 67%, а не 65 % и значения высоты здания 6 м., а не 6,25 м. и, что при правильном применении этих значений, результатом расчета был бы норматив потребления газа на отопление жилых помещений в размере свыше 8 куб.м./ кв.м. были проверены судом, но не нашли подтверждения.
Как следует из экспертного заключения к расчету оспариваемых нормативов при расчете средняя площадь одного отапливаемого жилого помещения в Кабардино – Балкарской Республике была определена в двух вариантах: равной 92,8 кв.м., исходя из всего объема жилого фонда всех абонентов Республики, и равной 63,92 кв.м., исходя из общей площади жилого фонда, не оборудованного приборами учета газа ( т.2, л.д. 108).
Пунктом 3 Приложения Е Методики от 13 июля 2006 года рекомендовано использовать значение коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции по практическим данным, и его значения варьируются в пределах от 1,1 до 3,0. При расчете оспариваемого норматива в соответствии с этим пунктом было использовано значение 2. Доказательств неверности определения этого значения и стопроцентной, как утверждает заявитель, изношенности жилого фонда абонентов, использующих газ для отопления и рассчитывающихся по нормативам в Республике, по делу не представлено.
Более того, выборочным обследованием 110 домовладений абонентов ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в КБР, не имеющих приборов учета газа, проведенным в ходе рассмотрения настоящего дела 16, 19,20,21 октября 2015 года комиссией в составе специалистов: Госкомитета КБР по энергетике и тарифам, Министерства строительства и ЖКХ КБР и Филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в КБР, в 102 домах состояние элементов наружных ограждающих конструкций признаны удовлетворительными (92,7%) и только в 8 домах состояние отдельных элементов наружных ограждающих конструкций признаны неудовлетворительными (7,3%) (т.2, л.д. 78-88 ).
В соответствии с пунктом 5.6 Приложения Б Методики от 13 июля 2006 года при расчете норматива используется значение параметра коэффициента полезного действия (КПД) отопительной системы в размере от 65 до 75%. При производстве расчетов оспариваемого норматива значение параметра КПД отопительной системы было определено в рамках установленной указанным пунктом дельты -67 %.
Судом установлен факт арифметического округления высоты здания с 6,25 м. до 6м.при расчете значения «высота здания» в соответствии с предусмотренной в Приложении Ж Таблицы Ж-1 Методики от 13 июля 2006 года формулой h0T (N+1,5). Вместе с тем, Методика не содержит запрета на арифметическое округление.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что в нарушение положений Правил №306 расчет норматива потребления газа на отопление жилых помещений частично произведен с применением нормативного – правового акта, не подлежащего применению: Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 15 августа 2009 года N 340, поскольку указанное применение имело место только в отношении необходимых для производства расчетов показателей: нормируемое сопротивление воздухопроницанию ограждающих конструкций зданий; коэффициент превышения нормируемой воздухопроницаемости в эксплуатируемых жилых зданиях, отсутствующих в Методике от 13 июля 2006 года, но имеющихся в Приложениях к Методике от 15 августа 2009 года для сжиженного газа в отношении Кабардино – Балкарской Республики.
В связи с тем, что пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года функция по разъяснению Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а Министерство регионального развития Российской Федерации, утвердившее Методику от 13 июля 2006 года, упразднено Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2014 года с возложением на Министерство строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации функций повыработке и реализации государственной политики инормативно-правовому регулированию всфере градостроительного зонирования, суд по настоящему делу запросил официальное разъяснение указанного Министерства по данному вопросу.
Как следует из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2015 года, согласно приложению 7 к Методики расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от 15 августа 2009 года N 340, в расчетах условного коэффициента теплопередачи здания и средней кратности воздухообмена здания за отопительный период учитываются данные о состоянии жилищного фонда (факторы отсутствия регулируемых вентиляционных решеток и клапанов; наличия неплотностей (щелей) в дверях, окнах; ненормативной воздухоизоляции ограждающих конструкций зданий). Указанные факторы, характеризующие состояние жилищного фонда, также должны применяться при расчетах норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минрегиона России от 13 июля 2006 года №83, поскольку в Методиках, утвержденных приказами Минрегиона Российской Федерации от 13 июля 2006 года №83 и от 15 августа 2009 года N 340 реализован единый подход к определению норм потребления газа ( т.2, л.д. 10-13).
При изложенных обстоятельствах, суд находит недоказанным утверждение заявителя о неправомерности применения вышеприведенных показателей при производстве расчетов оспариваемых нормативов и считает, что производство расчетов оспариваемого норматива с применением этих показателей не нарушило прав и интересов ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», так как размер нормы расхода газа на отопление жилых помещений, полученный в результате этих расчетов с применением указанных значений, равнялся 5,0526 куб.м./ кв.м., и этот результат не был утвержден в качестве норматива.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. Этим же Постановлением установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением по субъектам Российской Федерации при отсутствии приборов учета газа. В частности, минимально допустимая норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками на территории Кабардино – Балкарской Республики, установлена в размере 6,6 куб.м./ кв.м.
В силу того, что размер нормы расхода газа на отопление жилых помещений, полученный в результате произведенных Министерством энергетики и тарифной политики КБР расчетов, равнялся 5,0526 куб.м./ кв.м., Постановлением от 30 декабря 2013 года №80 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 была утверждена норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками на территории Кабардино – Балкарской Республики, в размере 6,6 куб.м./ кв.м.
Не нашли подтверждение и доводы заявителя о том, что в случае использования при производстве расчетов норматива потребления газа, используемого для отопления жилых помещений, значений средней площади одного отапливаемого жилого помещения равной 63,92 кв.м., коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции равной 3, значения КПД отопительной системы – 0, 65%, высоты здания 6,25 м. норма потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками на территории Кабардино – Балкарской Республики превысила бы установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 норму 6,6 куб.м./ кв.м.
Эти доводы приводились ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» голословно без представление в их подтверждение каких – либо доказательств.
В то же время Госкомитет КБР по энергетике и тарифам представил суду расчет норматива с применением оспариваемых заявителем значений средней площади одного отапливаемого жилого помещения равной 63,92 кв.м., коэффициента превышения максимального количества приточного воздуха в естественной вентиляции равной 3, значения КПД отопительной системы – 0, 65% высоты здания 6,25 м., в результате которого норма расхода газа на отопление жилых помещений равнялась бы 6,4964 куб.м./ кв.м., что также меньше, чем утвержденный норматив - 6.6 куб.м./ кв.м. ( т.1, л.д. 228-230)
ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не оспорил достоверность указанного расчета.
Суд находит несостоятельной ссылку заявителя на то, что оспариваемый по настоящему делу норматив потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками на территории Кабардино – Балкарской Республики, установлен в размере 6,6 куб.м./ кв.м. ниже аналогичных нормативов, утвержденных в соседних субъектах Российской Федерации по Южному федеральному округу: в Республике Дагестан – 7,81 куб.м./ кв.м.; в Карачаево – Черкесской Республике - 8 куб.м./ кв.м., в Республике Ингушетия -8,01 куб.м./ кв.м.; в Республике Северная Осетия – Алания -8,4 куб.м./ кв.м.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются, что подтверждается и тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373 установлены различные минимально допустимые нормы потребления газа населением для отопления по субъектам Российской Федерации при отсутствии приборов учета газа.
В частности, этим Постановлением №373 установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением для отопления жилых помещений при отсутствии приборов учета: в Республике Дагестан – 7,4 куб.м./ кв.м.; в Карачаево – Черкесской Республике - 8 куб.м./ кв.м., в Республике Ингушетия -6,3 куб.м./ кв.м.; в Республике Северная Осетия – Алания -8,4 куб.м./ кв.м., в Краснодарском крае - 6 куб.м./ кв.м., в Ростовской области – 6,2 куб.м./ кв.м., в Кабардино – Балкарской Республике – 6,6 куб.м./ кв.м.
В силу Постановления №373 нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но не ниже норм, установленных указанным Постановлением для каждого субъекта Российской Федерации с учетом природно-климатических и других особенностей региона минимального объема газа, необходимого для жизнедеятельности граждан.
Установление Постановлением № 373 для каждого субъекта Российской Федерации минимально допустимых норм потребления газа населением субъекта при отсутствии приборов учета газа отражает фактический для региона (субъекта) уровень газопотребления населением и служит основой для планирования поставок газа в регионы, а также ориентиром при определении нормативов потребления газа для расчетов с населением.
Вместе с тем, нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Методикой от 13 июля 2006 года полномочными органами этих субъектов, и в тех случаях, когда рассчитанная полномочным органом субъекта Российской Федерации норма потребления газа населением оказывается ниже установленной Постановлением №373 для данного субъекта Российской Федерации минимально допустимой нормы, полномочный орган субъекта Российской Федерации обязан утвердить указанную норму в размере минимально допустимой нормы, предусмотренной в Постановлении №373.
Оспариваемый по настоящему делу норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для отопления жилых помещений в размере 6,6 куб. м/ кв. м. установлен с соблюдением этих требований.
Действующее законодательство не содержит запрета на утверждение полномочным органом субъекта Российской Федерации нормы потребления газа населением, в размере минимально допустимой нормы, предусмотренной в Постановлении №373 для данного субъекта в тех случаях, когда рассчитанная полномочным органом субъекта Российской Федерации норма потребления газа населением оказывается ниже установленной этим Постановлением.
Данное обстоятельство подтверждается и тем, что каждый из вышеуказанных субъектов Российской Федерации, кроме Республики Ингушетия, при определении нормативов потребления коммунальных услуг для отопления выбрал норматив, равный минимально допустимой норме, установленный для этого субъекта Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373.
В указанных и в других субъектах Российской Федерации действуют утвержденные таким образом их полномочными органами нормативы потребления населением коммунальной услуги по газоснабжению при отсутствии приборов учета газа, и законность данного способа определения нормативов в этих субъектах не ставится под сомнение и не оспаривается.
В силу положений подпункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При вышеизложенных обстоятельствах оспариваемый по настоящему делу нормативный правовой акт - Постановление Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2013 года №80 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики» принят уполномоченным органом государственной власти Кабардино – Балкарской Республики в пределах его компетенции, он опубликован, не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о признании Постановления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики №80 от 30 декабря 2013 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании природного газа на территории Кабардино-Балкарской Республики» недействующим с начала отопительного сезона на 2015 - 2016 годы, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2015 года.
Председательствующий Бабугоева Л.М.