ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-9/2016 от 18.04.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело а–87/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2016 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Гедыгушева М.И.

при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,

с участием: представителя административного истца ООО «Ли-Лук» по доверенности Кузнецова В.В.,

представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Юхновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Ли Лук» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Ли Лук» обратилось в суд с административным искомоб установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, площадью 7400 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, 11 км. автодороги «подъезд к г. Ставрополю от автомагистрали «Кавказ», равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2014 года в размере 802 000 (восемьсот две тысячи) рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «Ли Лук» на основании договора аренды земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения от ДД.ММ.ГГГГ, и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по договору № б/н от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, 11 км автодороги «подъезд к г. Ставрополю от автомагистрали «Кавказ»; категория земель - земли промышленности; энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование земельного участка - под размещение автозаправочной станции (далее - земельный участок).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24.12.2015 года кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 240 942 (Два миллиона двести сорок тысяч девятьсот сорок два) рубля. Кадастровая стоимость земельного участка в данном размере была утверждена ответчиком 28.04.2014.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, заявитель обратился к независимому ФИО2 для определения рыночной стоимости земельного участка.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка , составленного ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 28.04.2014 составила 802 000 (Восемьсот две тысячи) рублей.

В период с 07.07.2015 по 06.08.2015 в отношении отчета об оценке НП СРО «ФИО2» была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом СРО было дано положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

16.11.2015, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, в котором просил установить в отношении земельного участка рыночную стоимость по состоянию на 28.04.2014.

Решением от 07.12.2015 Комиссия по формальным основаниям отклонила заявление истца.

Считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка являются недостоверными и нарушают его права как плательщика арендной платы, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в разы превышает его рыночную стоимость.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Ли Лук», по доверенности Кузнецов В.В., поддержал заявленные требования, но с учетом экспертного заключения просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, в размере его рыночной стоимости равной 837842,80 рублей 26 копеек по состоянию на 28.04.2014 года.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по доверенности Юхнова Ю.С., пояснила, что никаких замечаний, претензий к достоверности судебной экспертизы у них не имеется, в связи, с чем просила вынести законное и обоснованное решение.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, уведомленных должным образом и своевременно о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III указанного Закона, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 года №382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года №222.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В судебном заседании установлено, что ООО «Ли Лук» на основании договора аренды земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения от ДД.ММ.ГГГГ, и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по договору № б/н от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, 11 км автодороги «подъезд к г. Ставрополю от автомагистрали «Кавказ»; категория земель - земли промышленности; энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование земельного участка - под размещение автозаправочной станции.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства Ставропольского края № 64-П от 16.04.2008 года размер арендной платы устанавливается в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.04.2014 № б/н утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности; энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в Ставропольском крае по состоянию на 28.04.2014 года.

По результатам государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8 утверждена в размере 2240 942 рубля, 28.04.2014 г. кадастровая стоимость внесена в ГКН, что подтверждается кадастровой справкой от 25.02.2016 года.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного по заказу административного истца оценщиком <данные изъяты>», рыночная стоимость земельного участка кадастровым номером 26:15:041901:8 по состоянию на 28.04.2014 составляет 802 000 (Восемьсот две тысячи) рублей.

В период с 07.07.2015 по 06.08.2015 в отношении отчета об оценке НП СРО «ФИО2» была проведена экспертиза, по результатам которой экспертом СРО было дано положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

16.11.2015, заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения растровой стоимости, в котором просил установить в отношении земельного участка рыночную стоимость по состоянию на 28.04.2014.

Решением Комиссии от 07.12.2015 , вышеуказанное заявление истца было отклонено.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Каждая сторона в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Согласно части 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Исходя из приведенных правовых предписаний, суд удовлетворил ходатайство заявителя о проведении судебной оценочной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка.

По заключению судебной экспертизы -Э от 01.04.2016 года, выполненной экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, площадью 7400 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, 11 км. автодороги «подъезд к г. Ставрополю от автомагистрали «Кавказ», по состоянию на 28.04.2014 года составляет 837842, 80 рублей.

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении -Э от ДД.ММ.ГГГГ выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в размере 837842, 80 рублей.

При этом, согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона "Об оценочной деятельности", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, равной его рыночной стоимость по состоянию на 28.04.2014 года, поскольку указанная дата является датой определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

требования ООО «Ли-Лук» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, площадью 7400 кв.м., расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, 11 км. автодороги «подъезд к г. Ставрополю от автомагистрали «Кавказ», равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 апреля 2014 года в размере 837 842 (восемьсот тридцать семь тысяч восемьсот сорок два) рубля 80 копеек.

Датой подачи административного иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать 16.11.2015 года.

Кадастровая стоимость установлена на периодс 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:15:041901:8, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Судья: М.И. Гедыгушев