ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-А от 25.12.2017 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-198/2017

Р Е Ш Е Н И Е

<...> 25 декабря 2017 года

Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Гурова Е.Н. при секретаре Кругловой Я.А., с участием

Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Крым и г.Севастополю ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2, генерального директора ООО «Чистота», на постановление по делу об административном правонарушении № 04-07-210/2017 от 30.10.2017г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Республике Крым и г.Севастополю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-210/2017 от 30.10.2017г. ФИО2, являвшийся на момент проведения проверки генеральным директором ООО «Чистота», привлечен к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ, ему назначено наказание виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обратился в Феодосийский городской суд РК с жалобой, считает постановление является незаконным и подлежит отмене. Согласно постановления ООО «ЧИСТОТА» осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов IV класса опасности при эксплуатации КОС без специального разрешения (лицензии), уведомления, что является нарушением ст. 12 ч.1 п. 30 ФЗ № 99 от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако указанный вывод не подтверждается доказательствами. Деятельность по обезвреживанию и размещению на территории КОС отходов I-IV классов опасности ООО «Чистота» не осуществляется. Согласно ГОСТ 17.1.1.01.-77 сточные воды – это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека. Согласно ГОСТ Р ИСО 24511-2009 сточные воды - вода, возникающая в результате любой комбинации домашней, промышленной или коммерческой деятельности, поверхностные стоки и вода из коллекторов, что может включать и ливневые стоки, выпущенная в окружающую среду или в канализационный коллектор, в том числе бытовые воды в неразбавленном виде. Сточные воды могут поступать в отдельную или комбинированную канализационную систему. Основным видом деятельности ООО «Чистота» является сбор и обработка сточных вод. Организация занимается водоотведением, а именно сбором и обработкой сточных вод, поступающих на очистные сооружения по сети централизованного водоотведения, а также транспортируемых ассенизаторским автотранспортом от децентрализованной канализации объектов (абонетов) пгт. Коктебель, п.г.т. Орджоникидзе, с. Насыпное, с. Подгорное, с. Южное, с. Наниково, с. Курортное, шт. Щебетовка. Деятельность организации регулируется Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» согласно ГОСТ Р ИСО 24511 -2009 Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных регулирует как централизованное, так и децентрализованное водоотведение. Считают, что данные об отнесении отходов из выгребных ям к опасных отходам IV класса недостоверны, также неизвестно место происхождения отходов. Сведений о проведении проверки по определению класса отходов, об участии ООО «Чистота» в проверке в материалах нет. Отбор проб был проведен с нарушениями методик отбора и ГОСТ. Не был составлен Акт по результатам выездной проверки. Не были предоставлены результаты лабораторного анализа сточных вод. О проведении проверки в сентябре 2017г. ООО «Чистота» не было уведомлено надлежащим образом, документы о проведении проверки представлены не были. Во время отбора проб сточные воды на очистные сооружения не поступали. Прием же сточных вод от децентрализованной канализации, траспортируемых ассенизаторским автотранспортом, был приостановлен после возбуждения дела об административном правонарушении. Отбор проб был произведен из илового отстойника, камера очищенной сточной воды была пустая, поскольку очищенная вода была сброшена в пруд накопитель. При проведении проверки 04.10.2017г. также были допущены нарушения: проверка проводилась в отсутствие заверенной печатью копии приказа руководителя Росприроднадзора о проведении выездной проверки. Отбор проб был проведен с нарушениями методик отбора и ГОСТ, не были предоставлены Протокол и Акт отбора проб, не был составлен Акт по результатам выездной проверки, не были предоставлены результаты лабораторного анализа сточных вод. Считают, что вывод о том, что отходы из выгребных ям, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, относятся к отходам IV класса опасности, не соответствуют действительности. Отходы из выгребных ям при удалении их путем очистки на очистных сооружениях с последующим сбросом в водные объекты считаются сточными водами. В связи с этим деятельность ООО «ЧИСТОТА» в данном случае регулируется Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011г. Деятельность по обращению со сточными водами не лицензируется. Кроме того должностными лиами Росприроднадзора были нарушены требования Административного регламента Росприроднадзора: перед началом проведения выездной проверки представитель ООО «Чистота» не был ознакомлен с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка, о проведении проверки не была сделана запись в журнале проверок юридического лица, должностные лица Росприроднадзора превысили свои должностные полномочия, поскольку полномочия в сфере природопользования переданы органам исполнительной сласти Республики Крым, проверка проводилась в отсутствие Генерального директора ООО «ЧИСТОТА», который не был должным образом извещен о проведении выездной проверки, отбор проб был осуществлен с нарушением действующих норм и правил, пробы были отобраны в пластиковые бутылки, не опломбированы. Учитывая высокие температуры окружающего воздуха пробы не были должным образом подготовлены к транспортировке (исследование проб по словам государственного инспектора проводились в лаборатории ЦЛАТИ г. Керчь. Время в пути в летние месяцы с учетом затруднения движения автотранспорта от г. Феодосии составляет более 3-х часов, что не допустимо). Целью визита специалиста Росприроднадзора ФИО1 было проведение административного расследования в отношении неустановленного лица в части нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение. С этой целью он прибыл на очистные сооружения, находящиеся в аренде у ООО «ЧИСТОТА», расположенные по адресу Республика Крым, г. Феодосия,пгт. Коктебель, ул. Юнге. Однако, КОС не имеют сообщения с морем, реками и ливнестоками. Расстояние от КОС до береговой линии составляет 1,2 км. Сброс очищенных сточных вод ведется в закрытые пруды-накопители, также не имеющих сообщения с морем.

В судебное заседание ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Представил документацию очистных сооружений, согласно которых сточные воды по напорному трубопроводу подаются в здание решеток на процеживатели, в которых задерживаются крупные отбросы. Из процеживателей стоки Потоком поступают в горизонтальные песколовки с прямолинейным движением воды и далее в усреднитель блока емкостей и одновременно аэротенк I ступени биологической очистки. Биологическая очистка осуществляется под воздействием пневматической аэрации. Из усреднителя сточные воды перекачиваются на вторую ступень биологическое очистки - аэротенки продленной аэрации сюда же дозируется раствор биогенных добавок в количествах необходимых для поддержания процессов биологической очистки. Из аэротенков стоки поступают во вторичные третичные отстойники, в которых происходит оседание активного ила. Циркулирующий активный ил из вторичных (третичных) отстойников подаются в аэротенки 2-й ступени при помощи эрфилинов. Очищенная и осветленная вода после второй ступени биологической очистки поступает в резервуар очищенных стоков, откуда перекачивается на обеззараживание ультрафиолетовым излучением, и далее – в пруд-накопитель очищенных сточных вод. Осадок из вторичных и третичных отстойников подается для обеззараживания на иловые площадки.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Крым и г.Севастополю ФИО1 в судебном заседании пояснил, что Росприроднадзором проводилось административное расследование по факту загрязнения акватории Черного моря. Для проведения мероприятий в рамках административного расследования решения о проведении проверки не требуется. В ходе проверки были взяты пробы отходов выгребных ям, которые отнесены к IVклассу опасности. В материалах дела имеются сведения о том, что ООО «Чистота» принимает эти отходы. В связи с этим считает, что предприятие осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Сведения о том, куда сбрасываются принимаемые отходы, имеются ли у предприятия накопители отходов, им предоставлены не были. В ходе расследования были взяты пробы воды из прудов, которые находятся в ведении ООО «Завод марочных вин». Документы о том, что эти пруды переданы ООО «Чистота» не предоставлены.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 8.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как следует из представленных материалов 18.09.2017г. было вынесено Определение № 04-07-178/2017г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Чистота» в связи с тем, что в ходе обработки и анализа информации, полученной в августе 2017г. установлено, что ООО «Чистота» осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 4 класса опасности при эксплуатации канализационных очистных сооружений по адресу <...>. без лицензии. Направленное ООО «Чистота» уведомление об осуществлении указанной деятельности не зарегистрировано поскольку предприятием не были представлены необходимые документы.

ФИО2 в период проведения проверки являлся генеральным директором предприятия.

По результатам административного расследования ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение требований в области обращения с отходами, а именно требования Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также лицензионных требований для субъектов, занимающихся деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности.

В материалах дела имеются доказательства того, что ООО «Чистота» принимает жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям.

Указанное обстоятельство не оспаривается и представителями ООО «Чистота».

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления.

В соответствии с п. 2, 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Закона 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (ред. от 16.08.2016) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" отходы (осадки) из выгребных ям имеют код 7 32 100 01 30 4 относятся к отходам при водоснабжении, водотведении деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Однако к указанным отходам не относятся воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.

Минприроды России в письме от 04.04.2017г. № 12-47/9678 в своем разъяснении в области обращения с жидкими фракциями сточных вод указал, что отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу требований ч.ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из представленных материалов пояснений представителей ООО «Чистота» принимаемые предприятием жидкие фракции из выгребных ям абонентов, проходят обработку на предприятии в общем потоке с канализационными стоками из централизованной системы канализации, затем очищенная вода сбрасывается в водный объект - пруд. Указанное свидетельствует о том, что жидкие фракции из выгребных ям следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Следовательно, требование о соблюдении ООО «Чистота» требований, предъявляемых для лицензируемой деятельности по обращению с отходами не вытекает из фактических обстоятельств дела.

Таким образом, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, генерального директора ООО «Чистота» ФИО2, не нашла подтверждения в судебном заседании.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Республике Крым и г.Севастополю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-210/2017 от 30.10.2017г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Республике Крым и г.Севастополю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-210/2017 от 30.10.2017г. о привлечении директора ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Н.Гурова