ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-А от 27.02.2020 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-68/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Гурова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Феодосийский оптический завод» на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.Севастополю от 27.12.2019г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.Севастополю от 27.12.2019г. АО «Феодосийский оптический завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «Феодосийский оптический завод» обратилось в суд с жалобой, считает вынесенное постановление неправомерным и подлежащим отмене. Общество было лишено возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «ФОЗ», т.к. ходатайство о переносе даты рассмотрения на основании ст. 29.6 КоАП РФ Управлением Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю было отклонено. При рассмотрении дела не учтены все фактические обстоятельства дела и кроме того, Общество считает, что вменяемое административное правонарушение является малозначительным. Запись о создании юридического лица Акционерного общества «Феодосийский оптический завод» путем реорганизации в форме преобразования внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.07.2018г. В соответствии с Уставом Акционерное общество «Феодосийский оптический завод» является правопреемником Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Феодосийский оптический завод». Учредителем Общества является Республика Крым в лице уполномоченного органа - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и соответственно 100% акций Общества принадлежат Республике Крым. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности ввиду малозначительности сопровождается прекращением производства по делу и объявлением устного замечания. При этом устное замечание выступает мерой превентивного воздействия, а не видом административного наказания. Пленумом Верховного Суда РФ было разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, правонарушение выразилось в формальном непредставлении документов в уполномоченный орган, при этом фактически Общество осуществляло контроль и принимало меры по соблюдению требований трудового законодательства, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительного отношения Общества по исполнению своих публично-правовых обязанностей. Кроме того, просил учесть что Общество не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Представитель АО «Феодосийский оптический завод» в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что 27.12.2019г. предприятие находилось в простое, директор в отпуске, не было работников, кто бы мог представлять предприятие. В настоящее время приказом назначены лица, ответственные за представление отчетности, отчетность подается вовремя. Предприятие в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении, операции по счетам приостановлены в связи с большой задолженностью по налогам. Денежными средствами на оплату суммы штрафа предприятие не располагает. Просил признать правонарушение малозначительным, либо заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.

Представитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.Севастополю представил в судебное заседание отзыв, в котором просил в удовлетворении жалобы отказать. В возражениях указал, что в жалобе заявитель указывает, что АО «ФОЗ» было лишено возможности участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, так как ходатайство о переносе даты рассмотрения дела Крымстатом было отклонено. Действительно, в адрес Крымстата 20.12.2019г. поступило ходатайство АО «ФОЗ» о продлении срока рассмотрения дела и переносе рассмотрения дела на период с 20 по 25 января 2020 года. Однако срок давности привлечения к административной ответственности истекал 06.01.2020г., в связи с чем привлечение к ответственности за пределами указанного срока было бы невозможным. В связи с чем, указанное ходатайство может быть расценено как злоупотребление правом, с целью затягивания сроков и ухода от административной ответственности. Кроме того, совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным. Допущенное правонарушение, выраженное в непредставлении отчета по форме № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате», повлекло существенное искажение сводной статистической информации. Информация о задолженности по заработной плате перед работниками АО «ФОЗ» в размере 2,7 миллиона рублей, не была включена в сводные данные о просроченной задолженности по заработной плате по Республике Крым, что повлекло за собой искажение сводной статистической информации о просроченной задолженности по заработной плате в целом по Республике Крым на 11,4%, а по виду деятельности «Производство оптических приборов, фото и кинооборудования» - на 100 %, что является существенным отклонением. Статистические исследования имеют важное общественное, народнохозяйственное, оборонное значение. Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти своевременно получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и своевременной подготовки официальной статистической информации для передачи в Росстат. Кроме того, в связи с тем, что информация о просроченной задолженности по заработной плате перед работниками АО «ФОЗ» в размере 2,7 миллиона рублей не была передана Крымстатом на Федеральный уровень, органами государственной власти, в круг полномочий которых входит выявление и контроль правонарушений в сфере трудовых отношений (органы прокуратуры, налоговые органы, органы внутренних дел, трудовые инспекции) своевременно не была получена информация о наличии у предприятия просроченной задолженности по заработной плате. Таким образом, считает, что оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя оно вопреки доводам жалобы представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений и заключается в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Часть 1 ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за не респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных с назначением административного наказания для юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 6, 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» респонденты обязаны безвозмездно и своевременно представлять субъектам официального статистического учета первичную статистическую информацию по утвержденным формам статистического наблюдения.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2018 № 485 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников" утверждена форма федерального статистического наблюдения № 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате". В соответствии с указаниями по заполнению указанной формы, она заполняется по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляется в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства).

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

АО «ФОЗ» согласно Федерального закона от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008г. № 620 обязано представлять отчет по форме № 3-Ф в установленный срок при наличии просроченной заработной платы.

В соответствии с Решением о проведении проверки № 316 от 10.12.2019г. прокуратурой города Феодосии проведена проверка, в ходе которой установлено, что АО «Феодосийский оптический завод» 02.12.2019 представило в адрес Крымстата форму № 3-Ф по состоянию на 01.12.2019г. В данном отчете указана просроченная вдолженность по заработной плате (по состоянию на 01.12.2019) в размере 5 186 тыс. руб. перед 122 работниками предприятия, при этом фонд заработной платы за последний календарный месяц, за который производились зачисления работникам списочного и не списочного состава (за октябрь 2019) | составила 3 473 тыс. руб.

Согласно информации АО ««Феодосийский оптический завод», представленной в адрес прокуратуры, задолженность по заработной плате, указанная в отчете по форме № 3-Ф по состоянию на 01.12.2019г., содержит сведения о задолженности по заработной плате за сентябрь и октябрь месяцы 2019г.

Таким образом, по состоянию на 01.11.2019г., перед работниками предприятия АО «Феодосийский оптический завод» имелась задолженность по заработной плате за сентябрь 2019г., при этом отчет по форме № 3-Ф в адрес Крымстата в срок до 05.11.2019г. представлен не был.

Указанный факт подтверждается материалами проверки: копией формы № 3-Ф АО «Феодосийский оптический завод» по состоянию на 01.12.2019г., пояснениями генерального директора предприятия Буряк В.Ю., сведениями, предоставленными АО «Феодосийский оптический завод» в ходе проведения проверки прокурору.

Таким образом, наличие вины АО «Феодосийский оптический завод» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Суд считает, что непредставление отчетности, обязательность представления которой предусмотрена законом, нельзя квалифицировать как формальное непредставление документов в контролирующий орган. С доводами представителя Крымстата о невозможности признать допущенное правонарушение малозначительным следует согласиться.

Что касается доводов АО «Феодосийский оптический завод» о нарушении его прав при рассмотрении дела в связи с тем, что в ходатайстве об отложении рассмотрения дела было отказано, следует отметить следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4. КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из смысла указанной статьи следует, что удовлетворение ходатайства об отложении рассмотрения дела является правом, а не обязанностью должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела уведомление о рассмотрении дела 27.12.2019г. было получено АО «Феодосийский оптический завод» 20.12.2019г.

20.12.2019г. в ходатайстве АО «Феодосийский оптический завод» об отложении дела на период с 20.01.2020г. по 25.01.2020г. было отказано, о чем вынесено определение. Копия определения получена АО «Феодосийский оптический завод» 24.12.2019г.

Нахождение предприятия в простое не может служить уважительной причиной неявки его представителя для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Таким образом, нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было.

Наказание АО «Феодосийский оптический завод» назначено в минимальном размере.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1. КоАП РФ не имеется, поскольку АО «Феодосийский оптический завод» не относится к субъектом малого предпринимательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г,Севастополю от 27.12.2019г. о привлечении АО «Феодосийский оптический завод» к административной ответственности по по ч. 1 ст. 13.19. КоАП РФ оставиьть без изменения, жалобу АО «Феодосийский оптический завод» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Н.Гурова