ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3-А09ОК от 09.10.2017 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-149/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Республика Крым г. Феодосия, ул. Греческая, № 3-А 09 октября 2017 года

Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Гурова Е.Н.

при секретаре: Насинник Н.Г.

с участием представителей МУП муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство» ФИО3, ФИО4,

ведущего специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МБУ муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Городское благоустройство» (МБУ «Городское благоустройство») на постановление по делу об административном правонарушении№ 04-07-108/2017 от 07.09.2017г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по <адрес> и <адрес> службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-108/2017 от 07.09.2017г. МБУ «Городское благоустройство» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица МБУ «Городское благоустройство» обратился в Феодосийский городской суд РК с жалобой, которая мотивирована тем, что отсутствует событие административного правонарушения. 15.07.2017г. в ходе рейдового осмотра и отбора проб морской воды установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ. В связи с установлением указанного факта учреждение привлечено к административной ответственности. Однако, постановление о привлечении к административной ответственности не содержит сведений о том, какое именно требование нормативного акта нарушено МБУ «Городское благоустройство». Согласно Устава предметом деятельности предприятия является оказание услуг и выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в объемах, определяемых Учредителем в соответствии с Муниципальным заданием. Постановлением Администрации г.Феодосии от 21.06.2016г. МБУ «Городское благоустройство» передано в оперативное управление имущество муниципального образования, включающее в себя ливневые канализационные стоки города. МБУ «Городское благоустройство» имело лишь возможность управлять переданным имуществом в пределах, установленных законом в соответствии с целями и задачами своей деятельности. Муниципальное задание учреждения содержит только выполнение работ по очистке ливневых канализаций. Кроме того, материалы дела о привлечении МБУ «Городское благоустройство» не содержат доказательств, подтверждающих наличие вины предприятия, вопрос о том, предпринимались ли меры, направленные на устранения нарушения законодательства, не выяснялся. Просил Постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по <адрес> и <адрес> службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-108/2017 от 07.09.2017г. отменить.

В судебном заседании представитель МБУ «Городское благоустройство» доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, с момента принятия решения о передаче системы ливневой канализации в оперативное управление учреждения муниципальное задание по содержанию ливневой канализации заключалось только в очистке стоков от мусора и грязи, финансирование работ осуществлялось в указанных пределах. График очистки системы выполняется. При этом указанный объект находится на балансе города. Документации на систему ливневой канализации нет. МБУ «Городское благоустройство» выданы адреса, к которым привязаны колодцы ливневки. Каким образом проходит под землей сама система, никто не знает. Основным видом деятельности МБУ «Городское благоустройство» является содержание дорог и системы освещения. В штате учреждения не предусмотрены работники, непосредственно занятые на работах по обслуживанию ливневой системы. Ливневая системы изначально устроена так, что вода уходит в море. Никакими очистными сооружениями, либо системами отведения воды к очистным сооружениям, ливневая система не оборудована. Какими-либо полномочиями в отношении лиц, сбрасывающих в ливневую систему отходы, учреждение не наделено. Для исключения сброса с море загрязненной воды необходим целый комплекс мероприятий. Однако работников, которые могли бы разработать предложения по этому вопросу в штате учреждения также нет. Самостоятельно учреждение не вправе перенаправлять денежные средства с одной статьи на другую, собственных средств учреждение не имеет. МБУ «Городское благоустройство» неоднократно обращалось в Администрацию города по вопросу

необходимости выделения средств на содержание ливневой системы, однако денежные средства выделены не были. Что касается имеющихся в деле фотографий о выходе загрязненной воды на городской пляж, то при проведении проверки инспектору были даны объяснения о происхождении воды – вода вытекала из колодцев «Вода Крыма», однако их объяснения не были приняты во внимание. Кроме того, в настоящее время ливневая система изъята из ведения МБУ «Городское благоустройство».

Ведущий специалист-эксперт отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО5 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, представил отзыв, в котором указал, что факт превышения концентрации загрязняющих веществ в местах выхода ливневых стоков установлен в результате обследования территории/акватории Черного моря в границах г.Феодосии. Системы ливневого водоотведения г.Феодосии переданы в оперативное управление МБУ «Городское благоустройство». Ливневая система водоотведения является сооружением, обеспечивающим охрану водных объектов, нарушение требований по содержанию и использованию указанного сооружения может привести к негативным воздействиям на состояние акватории Черного моря. Согласно нормативов водного законодательства до сброса сточных вод нужно провести ряд мероприятий по очистке воды от примесей. Ни одного обращения (предложения) в Администрацию г.Феодосии по разработке программы по обслуживанию и очистке ливневой системы от МБУ «Городское благоустройство» не поступало. Поскольку МБУ «Городское благоустройство» собственными финансовыми средствами не в состоянии было обеспечить обслуживание систем ливневого водоотведения, можно было разработать проект по обслуживанию данных систем с привлечением коммунальных служб. Также можно было заключить с предприятиями, через которые проходит ливневая система, контракты, указав определенные виды работ, которые необходимо производить для надлежащего функционирования сетей ливневого водоотведения, и меры по очистке ливневой канализации каждым предприятием, через территорию которых она проходит, также установить границы территории каждого предприятия, через которую проходит ливневая канализация. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что существом правонарушения является сброс загрязненной воды в Черное море и реку Байбуга. Считает, поскольку ливневая система находится в оперативном управлении учреждения, то учреждение обязано принять меры к функционированию системы в соответствии с ее назначением.

Заслушав мнения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного Кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения являются сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Как следует из материалов дела, при проведении контрольно-надзорных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было установлено что концентрация загрязняющих веществ в отобранных пробах превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, утвержденных приказом Росрыболовства № 20 от 18.01.2014 г., а именно: в сточных водах ливневой канализации, отводимых в Черное море, наблюдаются превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственной категории, что было установлено экспертным заключением ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу».

МБУ «Городское благоустройство» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Объективная сторона правонарушения может быть выражена как действиями, так и бездействиями.

Должностное лицо, привлекая МБУ «Городское благоустройство» к административной ответственности, сослался на то, что из ливневого канализационного коллектора производятся сбросы сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимые концентрации вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов.

Также указано на то, что МБУ «Городское благоустройство» меры по улучшению качества ливневых сточных вод сбрасываемых в акваторию Черного моря не предпринимались.

В силу требований ч.ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановлением Администрации города Феодосии № 2264 от 14.07.2016г. система ливневой канализации города была передана в оперативное управление МБУ «Городское благоустройство». – л.д. 158- 187.

Как следует из пояснений представителя МБУ «Городское благоустройство» и не опровергнуто представителем Росприроднадзора, для предотвращения сброса загрязняющих веществ необходим целый комплекс мероприятий. Необходима модернизация всей системы ливневой канализации города для обеспечения очистки ливневых вод от примесей, недопущения сброса в ливневую систему канализационных стоков, устройство очистных сооружений, либо сброс воды из ливневой системы в канализационную систему города.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 2.1. Устава МБУ «Городское благоустройство» предметом и целями деятельности учреждения являются оказание услуг и выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и объектов благоустройства на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в объемах, определяемых Учредителем в соответствии с муниципальным заданием.

Пунктом 2.2. Устава определены виды деятельности, в том числе, поддержание системы водоотвода в чистоте и порядке, очистка водоотводных лотков и быстротоков из шланга под давлением, устранение повреждений быстротоков, лотков, укреплением дна и откосов водоотводных канав бетонными плитами вручную, очистка водоотводных канав и кюветов от мусора, грязи и ила, очистка водоприемных колодцев, устройство дренажных прорезей. (л.д. 40-41).

Согласно пунктов 24,25 Муниципального задания МБУ «Городское благоустройство» обязано проводить работы по очистке ливневых камер от сухого, ила и грязи без труб и арматуры, а также производить замену дефектных решеток водоприемных колодцев. – л.д. 82-83.

Анализируя утвержденный учредителем перечень работ, суд приходит к выводу о том, что в обязанности МБУ «Городское благоустройство» входят работы только по механической очистке ливневых систем, т.е. работы для обеспечению свободного тока ливневых вод по системе.

Других видов работ, касающихся содержания ливневой системы водотведения, т.е. работ по обеспечению содержания ливневой системы в состоянии, соответствующем ее предназначению применительно к ст. 65 Водного Кодекса, ни Устав учреждения ни Муниципальное задание не содержат.

Материалы дела об административном правонарушении также не содержат сведений о том, что какие-либо работы, кроме механической очитки ливневой системы, финансировались учредителем.

Кроме того, в материалах дела имеются сведения о том, что в ливневую систему сбрасываются канализационные воды частными лицами. – л.д. 26-47.

Какими-либо полномочиями в отношении таких лиц МБУ «Городское благоустройство» не наделено.

Представитель Росприроднадзора в своем отзыве признал, что МБУ «Городское благоустройство» собственными финансовыми средствами не в состоянии обеспечить обслуживание систем ливневого водоотведения. Однако в связи с этим указал на то, что учреждение должно было разработать проект по обслуживанию данных систем с привлечением коммунальных служб, а также учреждение могло заключить с предприятиями, через которые проходит ливневая система, контракты, предусмотрев необходимые работы.

Однако, такое утверждение не основано на законе поскольку установление правил использования водных объектов общего пользования, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий относятся к компетенции органов местного самоуправления (ст. 27 Водного Кодекса),

Разработка такого проекта не относится к целям деятельности учреждения и не включена в муниципальное задание, полномочиями о заключении договоров и установлении каких-либо границ с правом определять перечни работ учреждение также не наделено.

Кроме того, МБУ «Городское благоустройство» уведомляло учредителя о случаях сброса в ливневую систему канализационных стоков, однако мер со стороны учредителя предпринято не было.

Таким образом, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, не нашла подтверждения в судебном заседании.

При указанных выше обстоятельствах, виновность юридического лица МБУ «Городское благоустройство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлена на допустимых и достоверных доказательствах, оцененных по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что согласно ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу МБУ «Городское благоустройство» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по <адрес> и г.Севастополю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-108/2017 от 07.09.2017г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Республике Крым и г.Севастополю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 04-07-108/2017 от 07.09.2017г. о привлечении МБУ «Городское благоустройство» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Н.Гурова